Иордания останавливает съемки художественного фильма из-за упоминания о евреях в Петре
Вымышленная история о поиске древностей в старинном иорданском городе вызвала широкое возмущение из-за изображения в фильме исторических связей евреев с Иорданией, и освещения хрупкого мира с соседним Израилем, побудив правительство приостановить создание фильма.
Основанный на одноименной книге фильм «Джабер» рассказывает о мальчике из Иордании, который обнаруживает в высеченном в розовых скалах городе Петра камень с надписью на иврите. Он отправляется продать его, но заинтересованные стороны в Израиле узнав о находке, посылают российскую организованную преступную группировку, чтобы найти мальчика и вернуть камень любой ценой. Противники фильма говорят, что простое обсуждение исторического еврейского присутствия в Иордании может открыть дверь для израильских территориальных претензий к Хашимитскому королевству. Они указывают на претензии Израиля на Западный берег и Восточный Иерусалим-завоеванные в результате войны территории, которые требуют себе палестинцы, – претензии по словам Израиля, коренящиеся в тысячелетних связях евреев с этими территориями, и подкрепленные археологическими находками.
Хотя такой сценарий маловероятен в Иордании, эти опасения отражают враждебность, которую иорданцы испытывают к Израилю, несмотря на мирное соглашение 1994 года между двумя странами. «Любой разговор об истории евреев в Иордании может привести к политическим претензиям», – говорит Али Элайян, который должен был сыграть роль офицера иорданской полиции, но ушел потому, что ему не понравился сюжет. «Это то, что произошло в Палестине». Израиль захватил Западный берег и Восточный Иерусалим, находившиеся под контролем Иордании, году во время Шестидневной войны в 1967 году. Палестинцы требуют Западный берег, наряду с Восточным Иерусалимом и Сектором Газа, как территорию для своего будущего государства.
После подписания знаменательного мирного соглашения Израиль и Иордания развивают сдержанные, но стратегические связи в области энергетики, водоснабжения и безопасности. Но эти отношения в последние годы проходят проверку на прочность. В прошлом году король Иордании Абдалла II решил не продлевать часть мирного соглашения, касающуюся доступа к сельскохозяйственным землям. А два года назад разразился дипломатический кризис, когда охранник посольства Израиля в Аммане открыл огонь после того, как по его словам, на него напали, убив двух иорданцев. Израиль отозвал своего посла в королевстве и выразил «глубокое сожаление» по поводу инцидента. Охранник, который заявлял, что это была самооборона, был встречен в Израиле как герой, что разгневало иорданцев.
Министерство иностранных дел Израиля отказалось комментировать споры вокруг фильма. В то время как существует множество археологических свидетельств присутствия евреев в Иордании, только крайняя правая часть израильского общества стремится к тому, чтобы оба берега реки Иордан были частью Израиля. Подавляющее большинство израильтян не претендует на иорданскую землю и высок ценят мирное соглашение. Рядовые иорданцы, многие из которых являются палестинскими беженцами или связаны с палестинцами, относятся к Израилю с враждебностью. Съемки фильма должен были начаться в этом месяце, когда актеры начали уходить из-за сценария и выходить в социальные сети, чтобы высказать свою критику, вызвав общественный резонанс. Уцепившись за волну общественного недовольства против фильма, правительство потребовало, чтобы режиссер Мухедин Кандур прекратил съемки до тех пор, пока официальная комиссия не изучит сценарий и не представит рекомендации по нему. Неясно, сколько времени это может занять.
Кандур сказал Associated Press, что фильм не несет никакого политического подтекста. Он отверг критику о том, что фильм провоцирует территориальные претензии Израиля. «Многие цивилизации прошли через историческую Иорданию. Но вы не видите, что они теперь возвращаются, чтобы требовать части страны, потому что они были здесь когда-то в прошлом». «Аргумент, выдвинутый некоторыми против фильма просто наивный и даже детский». Но оппоненты по-прежнему настроены скептически. «Мы не против евреев как евреев, но мы против Израиля как оккупирующей державы, использующей религию, чтобы захватить чужую землю» – заявил Сари аль-Асаад, бывший глава Ассоциации иорданских актеров, который выступил против фильма и лоббировал срыв съемок.
Израильские националисты указывают на библейскую историю и археологические находки в подтверждение своих притязаний на Западный берег, территорию, которую Израиль рассматривает как «спорную» и чья судьба должна быть решена на мирных переговорах. Палестинцы обвиняют Израиль в использовании Библии для захвата земли и игнорировании связей других религий с регионом. Израиль, в свою очередь, обвиняет палестинцев в том, что они отрицают связь евреев с этим регионом для укрепления своих собственных притязаний.
Страхи, вызванные фильмом, были подогреты ранее в этом месяце, когда появился видеоролик, показывающий еврейских туристов, молящихся у гробницы, которая, как говорят, является местом захоронения Аарона, брата Моисея, расположенной недалеко от Петры. Иорданские власти закрыли это место после обнаружения видеоролика и приказали провести расследование инцидента, сообщает официальное иорданское информационное агентство Petra. Столкновения между верующими мусульманами и израильской полицией вокруг ключевой иерусалимской святыне, священной для мусульман и евреев, в минувшие выходные только укрепили позиции критиков фильма. Священное место в восточном Иерусалиме, известное евреям как Храмовая гора и мусульманам как «Благородное святилище» управляется исламским фондом под патронажем Иордании. «Правительство и жители Иордании недовольны отношениями с Израилем на нескольких уровнях», – сказал аналитик из Аммана Дауд Куттаб. «Обычно иорданские чиновники пытаются разрядить напряженность, но на этот раз они этого не сделали».