Группа ортодоксальных евреев в Бруклине возрождает золотой век канторской музыки
Джереми Локвуд происходит из семьи канторов, духовных лидеров, которые направляют еврейские общины в молитвах и песнях, пишет журналист NPR Джон Калиш.
Его дед, покойный Джейкоб Кенигсберг, служил кантором в нескольких городах и выступал на концертах вне богослужений, всегда надеясь вдохновить людей литургической музыкой. Неудивительно, что Локвуд включил канторскую музыку в свою группу «The Sway Machinery» и написал свою диссертацию о хасидских канторах в Бруклине, которые поют так, что это напоминает золотой век канторской музыки, начавшийся в 1920-х годах. Виртуозы той эпохи временами звучали так, как будто они пели оперу, но импровизировали во время соло. То же самое можно сказать и о тех, кто живет в современном Бруклине.
«Это поразительно», — заявил Локвуд о способности бруклинских канторов овладеть вокальными техниками начала 20-го века. «Забудьте о творчестве и подражании, тот факт, что они физически способны это делать, просто сногсшибателен». «Они артисты – самоучки», — добавил он. «Это похоже на то, что были музыканты, которые не ходили в консерваторию или школу джазовой музыки и научились играть Чарли Паркера, просто возясь с саксофоном в одиночестве в своих комнатах по ночам».
Во время учебы в аспирантуре Локвуд наткнулся на «YouTube» – видео канторов на неформальном хасидском музыкальном собрании, известном как кумзиты, своего рода канторском джем-сейшене. Видео вдохновило Локвуда на создание нового альбома «Golden Ages: Brooklyn Chassidic Cantorial Revival Today», который был записан на студии аналоговой звукозаписи «Daptone Records», известной своей соул-музыкой. Трое из шести канторов, представленных на альбоме, отправились с Локвудом выступить на Фестивале еврейской культуры в Польше в конце июня, важном ежегодном еврейском музыкальном мероприятии, которое проводится уже почти 30 лет. Они получили возможность выступить в сопровождении струнного квартета в аранжировке Локвуда, который временами аккомпанировал канторам на своей электрогитаре.
Один из канторов, выступавших в Кракове, Янки Леммер, объяснил, что в детстве и подростковом возрасте, у него, выросшего в хасидской общине, не было особых развлечений, кроме того, что считалось «кошерным». В таких домохозяйствах часто нет телевизоров или доступа в Интернет для детей. «Канторская музыка — одна из тех кошерных вещей», — заметил он. «О, позвольте мне углубиться в это. Это интересно, это другое». Леммер рассказал, что когда он импровизирует во время богослужений, это «одно из самых особенных чувств в мире». «Когда вы начинаете импровизировать, и это срабатывает, возникает такое чувство: «Вау, это что-то проходит через меня. Я даже этого не делаю», — заметил Леммер.
Леммер, один из самых известных канторов в мире, ведет богослужения в престижной синагоге на Линкольн-сквер на Манхеттене и служил везде, от Кэтскиллса до Австралии. Он считает, что «YouTube» принес ему популярность. После того как он загрузил первое видео своего онлайн – выступления, на следующее утро его почтовый ящик был завален. «В электронных письмах говорилось: «Вы должны зарабатывать этим на жизнь. Вы должны делать это», — рассказал он NPR. Один из канторов, участвующих в проекте, Шимми Миллер, сын Бенциона Миллера, который раз в месяц проводит службы в субботу в общине в районе Боро-Парк. Эта служба длится в течение трех-четырех часов, и все импровизируется на месте.
Локвуд, который участвует в хоре, назвал этот опыт «музыкально сложным». «После одной из таких служб я всегда готов упасть в обморок», — сказал Локвуд. Утверждение о возрождении канторской музыки в новом альбоме разделяют не все канторы. «На самом деле это не пробуждение, а предсмертный вздох», — заявил Йоэль Кон, бывший член сатмарской хасидской общины. «Останется ли достаточно интереса, чтобы это продолжалось бесконечно как какой-то малоизвестный жанр музыки, такой как музыка барокко, я не знаю». Но профессор Музыкальной консерватории Новой Англии Ханкус Нетски, считает, что, то, что происходит с бруклинскими канторами, может быть как уходом, так и возрождением жанра. «Я думаю, что Джереми Локвуд является арбитром между поколением, которое видит, как канторская музыка умирает в общине, и молодым поколением, которое видит, что канторская музыка может быть заново открыта», — заявил Нетски.
Локвуд горячо верит, что эти «молодые» канторы (самому старшему из них 46 лет) заслуживают того, чтобы их открыли. «Эти ребята — блестящие певцы, блестящие артисты, и они настолько андеграундные, что о них никто не слышал», — сказал он. «Я хотел создать для них возможность делать то, что у них получается лучше всего в мире. И я не был уверен, кто будет аудиторией для этого и будет ли аудитория для этого».
Альбом «Golden Ages» доступен как для скачивания онлайн и на виниле.