Новости

Государственный банк Баварии должен вернуть картину Кандинского еврейской семье, которая владела ею до 1940 года

14 июня 2023, 12:00 искусство
Поделиться

Независимая немецкая комиссия 13 июня рекомендовала вернуть картину Василия Кандинского, в настоящее время принадлежащую баварскому государственному банку, наследникам еврейской семьи, которой первоначально принадлежало это произведение искусства, пишет журналистка “Associated Press” Кирстен Гришабер.

В комиссию можно обратиться в случаях возникновения споров по поводу реституции конфискованных нацистами культурных ценностей, особенно еврейской собственности. В деле наследников Хедвиг Левенштейн Вейерманн и Ирмы Левенштейн Кляйн против “Bayerische Landesbank” комиссия рекомендовала вернуть наследникам картину русского художника Кандинского “Пестрая жизнь” 1907 года. Рекомендации комиссии не имеют обязательной силы, но в основном стороны следуют им, как только они согласились обратиться к ней для разрешения конфликта.

На большой картине темперой изображена группа красочно одетых людей на лужайке, некоторые едят или играют музыку, в то время как другие, кажется, танцуют. В своем заключении комиссия говорит, что с ноября 1927 года картина принадлежала Хедвиг и Эмануэлю Альбертам Левенштейнам, еврейской паре, живущей в Амстердаме, и была частью их обширной коллекции произведений искусства. Картина была продана с аукциона 9 октября 1940 года — всего через несколько месяцев после того, как немецкий вермахт оккупировал Нидерланды — в аукционном доме в Амстердаме. До аукциона картина была передана семьей Левенштейнов музею Стеделийк в Амстердаме, откуда была вывезена 5 сентября 1940 года по заказу арт-дилера Абрахама Мозеса Кверидо, говорится в заявлении комиссии.

“Несмотря на годы исследований”, комиссия заявила, что не смогла проследить путь картины. “Невозможно доказать, по чьей инициативе картина была продана как часть имущества Левенштейнов аукционному дому “Frederik Muller&Co.” на аукционе”, – заявили в комиссии. В заявлении добавлено, что произведение искусства было приобретено Саломоном Б. Слайпером, чья вдова продала его “Bayerische Landesbank” в 1972 году за 900000 голландских гульденов. С тех пор она была передана в аренду Государственной галерее в Ленбаххаусе и музею Кунстбау в Мюнхене. На момент проведения аукциона 1940 года дети Хедвиг и Эмануэля Альберта Левенштейнов — Роберт Готшалк Левенштейн и Вильгельмина Хелен Левенштейн — эмигрировали в Соединенные Штаты и в тогдашнюю португальскую колонию Мозамбик соответственно. В Амстердаме осталась только Ирма Левенштейн Кляйн, разведенная жена Роберта. Она пережила нацистскую оккупацию и Вторую мировую войну.

В споре о праве собственности на картину “Bayerische Landesbank” предположил, что Ирма Левенштейн Кляйн выставила картину на аукцион в связи с ее разводом. Заявители, однако, придерживались мнения, что аукцион картины состоялся в связи с оккупацией Нидерландов нацистами и последовавшим за этим систематическим преследованием еврейского населения. Изучив исторические свидетельства, комиссия пришла к выводу, что “картина была изъята в результате преследования. Семья Левенштейнов и Ирма Левенштейн Кляйн подвергались преследованиям как евреи” с начала немецкой оккупации Нидерландов в 1940 году, говорилось в нем. “Нет никаких доказательств, подтверждающих предположение о том, что Ирма Левенштейн Кляйн организовала передачу картины по своей воле”, – говорится в заявлении.

Немедленной реакции со стороны наследников или баварского государственного банка на заявление комиссии не последовало.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции