Голландский музей платит тысячи долларов за изъятое нацистами произведение искусства
Текстильный фабрикант – еврей был вынужден продать принадлежавшую ему картину по принуждению нацистов в 1933 году. Восемь лет назад голландское правительство отказало его представителям в реституции или компенсации. 19 апреля музей, в котором находится картина, все же решил выплатить компенсацию, сообщает «The Art Newspaper».
Потомки друзей семьи Ричарда Земмеля получили 200000 евро от Музея изобразительных искусств в Зволле в Нидерландах, где находится принадлежавшая ему картина Бернардо Строцци «Христос и самаритянка у колодца». «Музей не обязан возвращать заявителям картину Бернардо Строцци «Христос и самаритянка у колодца» или выплачивать им компенсацию», — говорилось в решении голландского Комитета по реституциям от 2013 года, поскольку картина слишком важна для коллекции и для публики, и что заявления семьи не «перевешивают» эту важность, отмечает «The Art Newspaper». В 2019 году Комитет по реституциям принял аналогичное решение в отношении Ирмы Кляйн и принадлежавшей ей картины Василия Кандинского «Картина с лошадьми», сославшись на «общественный интерес» сохранить картину на своем месте. В отчете за 2019 год отмечается, что это был последний из череды отказов комитета вернуть или компенсировать похищенные нацистами произведения искусства.
Когда у примерно 50 человек спросили их мнение по этому поводу, никто из них не заявил, что картину следует передать в частные руки, но все опрошенные сказали, что должна быть денежная компенсация.
Если решение по картине Строцци было обнародовано почти десять лет назад, почему музей принял это решение сейчас? «The Art Newspaper» объясняет, что в отчете за 2020 год практика и политика Комитета по реституциям были названы «неуместными». В результате музей обратился к семье и договорился о компенсационном пакете, который оставляет картину в музее.
Земмель, уроженец польской Сольбодки, был предпринимателем – евреем, жившим в Берлине в 1933 году, когда он был вынужден передать картину нацистам. Быстро приняв это решение, Земмель как раз вовремя сбежал из Берлина. Затем он поселился в Нидерландах, но в 1939 году уехал в Нью-Йорк. В послевоенном письме Земмель писал о постоянных преследованиях со стороны нацистских чиновников по телефону, письменно и внезапных проверках в его доме. Его представители заявляли, что он был мишенью нацистов, потому что он был евреем, но также и с целью «ариизации» еврейского бизнеса.
Около месяца назад Франция объявила, что вернет произведение Густава Климта «Кусты роз под деревьями» семье ее первоначальной владелицы Норы Стясны. Ей пришлось продать картину за небольшую часть ее цены, чтобы выжить в 1938 году, но в 1942 году она была депортирована в Польшу.