Главы МИД Индии, России и Китая не признали Восточный Иерусалим столицей Палестины
Министры иностранных дел Индии, России и Китая воздержались от признания Восточного Иерусалима столицей Палестины на своей ежегодной встрече в Нью-Дели на этой неделе – через семь дней после того, как США признали святой город столицей Израиля.
Решение всех трех стран не утверждать позицию в отношении Иерусалима резко контрастировало с их совместным призывом на прошлогодней встрече в Москве к принятию «суверенного, независимого, жизнеспособного и единого государства Палестины с Восточным Иерусалимом в качестве его столицы». В заявлении по палестино-израильскому конфликту, принятом на 15-й ежегодной встрече в этом году, подчеркивалась поддержка «независимого, жизнеспособного, территориально сопредельного палестинского государства, живущего бок о бок в мире и безопасности с Израилем с взаимно согласованными и международно признанными границами», но не упоминался вопрос об Иерусалиме.
Отсутствие Иерусалима в сделанном 12 декабря заявлении особенно бросается в глаза, учитывая резкую оппозицию действиям США в арабском и мусульманском мирах. Турция и Иран, оба из которых поддерживают тесные дипломатические отношения в сфере безопасности со всеми тремя странами, требуют денонсации заявления США об Иерусалиме.
Индия, в частности, выделяется тем, что даже не заняла позицию по решению США. Отвечая на вопрос о позиции Индии 7 декабря, представитель министерства иностранных дел просто сказал: «Позиция Индии в отношении Палестины является независимой и последовательной. Она сформирована нашими взглядами и интересами, и не определяется какой-либо третьей страной». Двусторонние отношения между Израилем и Индией получили беспрецедентный импульс в связи с визитом премьер-министра Нарендры Моди в еврейское государство в июле этого года.
Позиция России также находится под пристальным вниманием, поскольку согласно заявлению министерства иностранных дел в апреле прошлого года Москва признает Западный Иерусалим столицей Израиля. В то время русские подтвердили свою «приверженность утвержденным ООН принципам палестино-израильского урегулирования, которые включают в себя статус Восточного Иерусалима как столицы будущего палестинского государства. В то же время мы должны заявить, что в этом контексте мы рассматриваем Западный Иерусалим как столицу Израиля». В этом заявлении говорилось о поддержке «решения о создании двух государств как оптимального варианта, отвечающего национальным интересам палестинского и израильского народов, оба из которых имеют дружеские отношения с Россией».
Между тем, в официальном заявлении Китая в ответ на решение Трампа выражается глубокая обеспокоенность по поводу последствий этого шага в сфере безопасности, но не содержится категорического осуждения этого шага. Представитель министерства иностранных дел даже предположил, что исторические притязания на исключительную принадлежность города арабским властям не столь ясны, как полагают палестинские лидеры.
«Вопрос о статусе Иерусалима сложный и чувствительный, – сказал представитель министерства иностранных дел Гэн Шуан по поводу заявления Трампа. – Все стороны должны проявлять осторожность в целях поддержания мира. Все стороны должны избегать потрясения долгосрочных основ решения палестинских проблем и избегать создания новых разделений в регионе».