Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода обратились к еврейским общинам России с письмами, посвященными Йом-Кипуру
Главный раввин России отмечал, что Йом-Кипур — это день суда, когда Г-сподь оценивает дела каждого из нас за прошедший год и выносит Свой приговор. «Понятно, что это день поста и покаяния. Но вместе с тем это великий праздник. Тора называет его «шабат шабатон» – своего рода «двойной шабат», отдых внутри отдыха. И само название этого праздника происходит от слова «капара» – прощение, когда Б-г отпускает наши грехи. И это, безусловно, повод для радости» – писал он.
Берл Лазар отметил, что это происходит потому, что, когда в Йом-Кипур мы смотрим назад, видим свои ошибки и осознаём, что это были именно ошибки, неправильные действия – мы тем самым подтверждаем, что, совершая грех, действовали вопреки нашей истинной природе. «Согласно Торе, человек добр по природе, так как в каждом есть бессмертная душа, частица от Б-га, а Б-г есть высшее воплощение доброты! И, когда мы это осознаём, мы совершаем «тшуву» – возвращение к Б-гу, возвращение к себе истинному, к тому, кем каждый из нас реально хочет быть. А когда мы возвращаемся к Б-гу, Он нас прощает, потому что мы его дети, и Он любит нас. И это великий праздник как для человека, так и для Б-га!», — заметил Главный раввин России.
Он призвал не только осознать совершенные ошибки и принять правильные решения на будущее в Йом-Кипур, но и полностью раскрыть свой потенциал в новом, 5782 году по еврейскому календарю.
Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в своем послании отмечал, что Йом-Кипур – это день искупления и прощения. «Уже в самом названии праздника заложен его основной смысл – очищение всего еврейского народа, уникальная возможность обнулить счётчик прегрешений и запустить новый отсчёт добрых дел. Мы знаем, что в этот день мы должны искренно раскаяться в своих грехах. Но так ли легко вызвать это чувство в наших сердцах?» – писал он.
Президент ФЕОР подчеркивал, что большинство своих прегрешений мы скорее склонны считать ошибками, нежели злонамеренными поступками. «Согласно Рамбаму, человек также ответственен и за грехи, совершённые по принуждению. Принуждение же необязательно должно быть в экстремальном, радикальном ключе – принуждение может быть вызвано и обстоятельствами, в которых мы оказываемся. И тогда, совершенно справедливо, мы склонны винить больше обстоятельства, будто бы лишающие нас права выбора, чем самих себя. Но если быть полностью честным с самим собой и с Б-гом, как сказано: «обманщик не предстанет предо мною», обладаем ли мы потенциалом и душевными силами противостоять обстоятельствам, сохраняя свою целостность и праведность? Разумеется, да», – отмечал Александр Борода.
Он подчеркивал, что в течение всего года мы хотим честности по отношению к себе; полагаясь на объективность предъявляемой по отношению к другим правды, мы не задумываемся, что она в высшей степени субъективна. «Комментаторы пишут: «Если судить справедливо, то подобало бы не принимать раскаяния человека». На что же мы тогда рассчитываем в Йом-Кипур? Только на милосердие Творца, стирающего все несовершенства и способного увидеть в нас только Его добрый замысел. Наказания за нарушение законов о почитании родителей одни из самых суровых, строгость их объясняется прямой параллелью с отношением к Всевышнему и подчинению Его воле. Но в отличие от других обязательств, даже менее строгих, в данном случае «Отец имеет право прощать» и, таким образом, освобождать сына или дочь от наказания за нарушения. После суда в Рош а-Шана, когда вынесен неоспоримо истинный приговор, мы осознаём, что кредит доверия Всевышнего не может быть возмещён, и только по своей милости любящий Отец способен изменить своё решение. Уже на исходе праздника, в завершающей молитве «Неила», после трубления в шофар, мы произносим: «Да будут приняты молитвы и просьбы всего дома Израиля их Небесным Отцом».
В Йом-Кипур, признавая власть Всевышнего над всем мирозданием, понимая необратимость Его суда, мы все же ожидаем от Него всеобъемлющего прощения, как от любящего нас безмерной любовью Отца. «Желаю всем нам, чтобы Всевышний услышал молитвы каждого, ниспослал силы и возможности быть праведным человеком, укрепиться в своих добрых делах и жить в мире и согласии с ближними», – заключил президент Федерации еврейских общин России.
Йом-Кипур начинается в этом году вечером с заходом солнца 15 сентября и продлится до выхода звезд 16 сентября. Это день поста, то есть полного отказа от еды и питья. Также в этот день запрещено носить кожаную обувь. На Йом-Кипур распространяются все запреты, действующие в шабат: нельзя зажигать огонь, электричество, пользоваться транспортом, писать, стричься и многое другое. В отличие от других постов Йом-Кипур соблюдают беременные и кормящие женщины, здоровью которых не угрожает опасность. В случае угрозы жизни человек освобождается от поста, так люди больные коронавирусом должны проконсультироваться с раввином касательно порядка соблюдения поста. В Йом-Кипур евреи собираются в синагогах на молитву и проводят в молитвах практически весь день. Считается, что именно в Йом-Кипур Творец проявляет особую милость к своим созданиям.