Глава комитета по разведке в парламенте Австралии пообещал серьезно отнестись к растущей угрозе со стороны ультраправых
Новый глава парламентского комитета по разведке пообещал серьезно отнестись к растущей угрозе ультраправого насильственного экстремизма, заявив, что Австралии необходимо извлечь уроки из «ужасающего» расстрела в Крайстчерче и других «очень тревожных» инцидентов, сообщает «The Guardian».
Джеймс Патерсон, сенатор от Либеральной партии от штата Виктория, который в ближайшие месяцы будет курировать расследование экстремистских движений, заявил «Guardian Australia», что тот факт, что человек, убивший 51 прихожанина в мечети в Новой Зеландии в 2019 году, был воспитан в Австралии, не вызвал значительных общественных дебатов в стране его рождения. Патерсон, назначенный главой комитета 4 февраля, заявил, что Австралия «должна обеспечить, чтобы насильственный экстремизм не прижился». И указал, что ему удобно использовать термин «ультраправые», несмотря на то, что некоторые консерваторы в правительстве ранее возражали против этого ярлыка. «Достаточно взглянуть на мир, чтобы увидеть, как другие страны борются с этой проблемой, и, похоже, это особенно характерно для ультраправой части политического спектра – будь то Европа или США», – сказал он.
Патерсон подчеркнул, что у Австралии есть свои проблемы, назвав расстрел мусульман в мечети в Крайстчерче «очень тревожным», и заявил, что из этого дела «нужно извлечь уроки». «Я думаю, что австралийцы были глубоко потрясены этими событиями. Они оказали большое влияние на нашу психику в то время, потому что это было такое ужасное преступление, и потому, что оно транслировалось. Дополнительно шокировало то, что он был гражданином Австралии, вырос в Австралии и лишь недавно переехал в Новую Зеландию», – сказал он. «Вероятно, было меньше публичных политических дебатов по этому поводу, чем вы могли бы ожидать, учитывая эту связь. Я думаю, что мы очень внимательно рассмотрим эти доказательства в ходе расследования».
Королевская комиссия установила, что стрелок был активен в ультраправых группировках в Австралии, но ускользнул от внимания властей, несмотря на то, что якобы о нем сообщили в австралийскую полицию за отправку сообщений с угрозами. Патерсон отметил, что еще одним «очень тревожным» инцидентом стал репортаж в «Age and Sydney Morning Herald» о том, что десятки ультраправых экстремистов собрались в национальном парке Грампианс и находящемся рядом с ним городе Холлс Гэп в День Австралии, скандировали лозунги сторонников белых супремасистов и поднимали руки в нацистских приветствиях, причем некоторые из них были одеты в армейскую форму. «Я особенно близок к еврейской общине в Мельбурне и знаю, какое влияние такое поведение оказывает на них и их благополучие», – подчеркнул Патерсон.
«Достаточно посетить еврейскую школу и увидеть необходимые им заборы, камеры наблюдения, охранников. В идеальном мире ни один австралиец не должен иметь такой уровень безопасности только для того, чтобы ходить в школу, и ни одна община, подобная еврейской, не должна нести бремя необходимости … объяснять своим детям, почему люди ненавидят их только по той причине, что они есть».
Патерсон заявил, что с нетерпением ждет разговора со спецслужбами о действиях, которые они предпринимают для решения этой проблемы. Он получил сообщение Asio (Австралийская служба безопасности и разведки), в котором говорилось, что насильственный ультраправый экстремизм сейчас составляет до 40% рассматриваемых агентством дел о внутреннем терроризме. «Меня в некоторой степени утешает тот факт, что Asio относится к этому крайне серьезно. Мы должны отнестись к этому очень серьезно» – подчеркнул он.
4 февраля сенаторы Коалиции переписали предложенную лейбористами резолюцию об осуждении ультраправого экстремизма, в том числе исключив ссылки на «значительный рост ультраправого экстремизма» в Австралии – шаг, который побудил оппозицию заявить, что правительство решило «замазать рекомендации органов, отвечающих за национальную безопасность». Этот шаг был сделан в тот же день, когда министр по делам миграции Алекс Хоук отрицал рост экстремизма в Австралии. Министр внутренних дел Питер Даттон ранее заявлял, что органы безопасности должны преследовать угрозы безопасности, будь то «безумцы правого или левого толка».
На вопрос, будут ли консерваторы слишком чувствительны к использованию ярлыка «ультраправый», Патерсон ответил: «Я совершенно спокойно отношусь к ярлыкам. Меня не волнует, назовем ли мы их ультраправыми, белыми националистами, белыми супремасистами, неонацистами или кем-то еще». Патерсон добавил: «Я думаю, что мы должны использовать любые термины, наиболее точно описывающие идеологию, лежащую в основе этих группировок, и я буду руководствоваться критериями спецслужб и языком, который они используют». Патерсон заявил, что не хочет, чтобы расследование экстремистских движений «превратилось в политический футбол», поскольку он намеревался «беспристрастно расследовать это дело по существу». Он подчеркнул, что будет стремиться и дальше добиваться двухпартийного участия в парламентском Объединенном комитете по разведке и безопасности, в который входят члены коалиции и лейбористы, и который ранее возглавлял Эндрю Хасти, ныне помощник министра обороны.
Представитель Лейбористской партии Кристина Кенелли процитировала новость о том, что Канада включила группировку «Proud Boys» («Гордые парни») в список террористической организации, и заявила, что Австралия была единственной страной из альянса «Пять глаз» (разведывательный альянс, в который входят Австралия, Канада, Новая Зеландия, Великобритания и США), которая не внесла эту ультраправую группировку в подобный список.
После призывов к более тщательному изучению ультраправого экстремизма в Австралии Даттон инициировал расследование, в котором основное внимание уделялось, в частности, «исламистским и ультраправым экстремистским группам». Материалы расследования должны быть представлены 12 февраля, что подготовит почву для публичных слушаний, которые должны быть проведены по завершении расследования в апреле.