Гитлер как Аман? Амстердамский музей хранит реликвию пуримской традиций после Холокоста
Когда ей было 10 лет, Нехама Майер-Хирш села за изготовление марионеток для пуримшпиля и создала одного из людей, ответственных за убийство ее отца, пишет JTA.
Кукольная версия Адольфа Гитлера не была любимицей Майер-Хирш среди кукол, которых она сделала для пуримшпиля в 1951 году. Это звание досталось царице Эстер, героине, которая помешала запланированному убийству евреев Персии вельможей Аманом, добившись его казни через повешение его господином царем Ахашверошем. Вместо того чтобы изображать Амана в его традиционном образе, ее кукла имела гитлеровские усы и носила коричневый габардиновый костюм. «Я просто подумала, что он должен быть Аманом, что эта роль подходит Гитлеру», – заявила Майер-Хирш, заслуженный историк, в интервью JTA.
Куклы стали частью традиции изображения реальных угнетателей в виде Амана, пик которой пришелся на первые послевоенные годы. А семь десятилетий спустя детские работы Майер-Хирш попали в коллекцию Еврейского исторического музея в Амстердаме, где куратор Питер Буйс отметил, что кукла Гитлера является «уникальным предметом», который дает представление о том, как пережившие Холокост использовали образы Гитлера для преодоления своих травм.
Сегодня многие в Европе, особенно евреи, сочли бы неуместным изготавливать и выставлять на обозрение куклу в виде Гитлера, заявил Буйс. «Но сразу после Второй мировой войны это естественно, особенно для людей, чьи жизни были искалечены из-за нацистов», – добавил он.
Сам Гитлер предположительно видел себя Аманом. В радиообращении 30 января 1944 года, в котором персидский царь был ошибочно идентифицирован как еврей, фюрер заявил, что, если нацистская Германия не одержит победу, «еврей Ахашверош сможет отпраздновать разрушение Европы во втором торжествующем празднике Пурим».
Один из ярких примеров изображения Гитлера, связанного с Пуримом, был задокументирован в 1946 году в лагере для перемещенных лиц в Ландсберге, Германия, недалеко от Мюнхена. Не прошло и года после поражения нацистов, как евреи, пережившие Холокост, и жившие в Ландсберге, устроили Пурим, инсценировав арест и казнь Гитлера, который покончил жизнь самоубийством за 11 месяцев до того. В этом спектакле, который был одним из многочисленных спектаклей на тему Гитлера, которые евреи устраивали на Пурим в послевоенные годы, также был показан ребенок в униформе узника концлагеря. Ребенок позировал для фотографий, улыбаясь рядом с мужчинами, одетыми как солдаты, которые держали беженца, изображающего Гитлера, в униформе и галстуке в форме свастики.
По данным Мемориального музея Холокоста США, несоблюдающие евреи часто устраивали пуримшпили на тему Гитлера, создавая «переплетение светского зрелища и религиозного ритуала». «В лагерях перемещенных лиц эти истории иногда принимали форму фантазий о мести Адольфу Гитлеру и другим нацистским лидерам», – говорится на сайте музея. «На нескольких фотографиях запечатлены сцены, на которых Гитлер висит на виселице, Гитлер и Йозеф Геббельс как нищие просят милостыню на улице, или Гитлер, сожженный в виде чучела». Один из самых ярких синтезов Пурима и Холокоста был сделан в 1944 году марокканским евреем – учителем и писцом из Касабланки по имени Проспер Хассин. На длинной полоске пергамента он написал текст из семи глав, который назвал «Книга Гитлера». Он использует архаичный библейский язык для хроники истории Холокоста и североафриканского еврейства в первой половине 20-го века.
У книги Хассина, семья которого, репатриировавшись в Израиль, подарила его творение музею Холокоста Яд Вашем, нет счастливого конца. Но в ней рассказывается об освобождении Марокко войсками антигитлеровской коалиции. Согласно Ювалю Малахи, израильскому историку и владельцу подкаста «Historia», преследования в Европе, возможно, превратили историю Пурима в большой праздник. «История Пурима уходит своими корнями в события, которые произошли где-то в четвертом веке до нашей эры, но она оставалась относительно неизвестной среди евреев до тех пор, пока Маймонид не выпустил инструкции по этому поводу в 13 веке», – заявил Малахи JTA, отметив, что это был первый случай, когда раввин постановил, что евреи в праздник должны напиваться.
История Пурима, изложенная в тексте под названием «Книга Эстер», которая, как считается, была написана где-то между третьим и пятым веками, «находила отклик у общин диаспоры, переживших погромы и преследования, потому что это история о переживании именно такой враждебности». Обычай создавать пуримские чучела настолько органичен для праздника, что он предшествует даже традиции наряжаться в Пурим, которая, как считается, возникла где-то в 15 веке в Италии как еврейский аналог традиционных карнавалов. Но евреи делали кукол и чучела, в том числе своих врагов, много веков назад, рассказал Малахи.
«До недавнего времени переодевание в Пурим было неизвестной концепцией в еврейских общинах Ближнего Востока. Но сделать куклу Амана и повесить ее на дереве возле синагоги, например, на протяжении веков было главным событием праздника в Йемене», – заявил он. Кукол часто сжигали, «но в Европе это вызывало враждебность со стороны неевреев, которые думали, что евреи сжигают чучела христиан, поэтому в Европе традиция прервалась», – подчеркнул Малахи. По словам Малахи, в Азербайджане у пар из общины горских евреев была традиция ролевых игр вокруг изображения пуримского злодея. Пока мужчина молился, женщина рисовала лицо на полене. Мужчина спрашивал, кто находится в его доме, женщина делала вид, что ничего не заметила, а мужчина говорил ей, что полено — это злой Аман, рубил его и сжигал.
Чучело Гитлера на Пуриме впервые появилось в 1934 году на главном празднике Пурима в Израиле, ежегодном шествии в Тель-Авиве, называемом Адлояда. (Название является ссылкой на раввинскую заповедь на арамейском языке в Талмуде о том, что евреи должны напиваться в Пурим «до тех пор, пока они не смогут отличить благословенного Мордехая от проклятого Амана».) Чучело Гитлера с открытым ртом было изображено верхом на танке с пушками, направленными на испуганных детей. После войны чучела Гитлера регулярно сжигали в Израиле и Европе вплоть до 1970-х годов на кострах на празднике Лаг ба-Омер, который знаменует конец чумы, унесшей жизни тысяч учеников рабби Акивы, жившего почти две тысячи лет назад. В преимущественно ультраортодоксальной общине Антверпена в Бельгии чучела Гитлера до сих пор сжигают на кострах в Лаг ба-Омер. Но сегодня в большинстве мест изображения, связанные с Гитлером, являются табу. Это стало очевидным в 2006 году, когда старшеклассник из Омера, богатого пригорода Беэр-Шевы, вызвал критику среди выживших во время Холокоста и других людей из-за победы в школьном конкурсе костюмов, с костюмом, изображавшим Гитлера.
Мириам Яхав, выжившая во время Холокоста из Польши, которая умерла в 2018 году, пожаловалась на костюм газете «Maariv», которая опубликовала эту историю на своей первой странице. Она назвала костюм «непростительным» и задалась вопросом: «Как мог сделать так потомок тех, кто победил Гитлера, что случилось с этим обществом?» Пресс-секретарь муниципалитета Омера Нир Нисим извинился за случившееся. Школьник также извинился. Но, добавил, что он не одевался как Гитлер, а скорее, как карикатура на Гитлера в исполнении Чарли Чаплина в его классическом фильме 1940 года «Великий диктатор». (Другие совершили ту же ошибку: американскому синоптику недавно пришлось извиниться за то, что она пошутила над котом по имени «Китлер», фотография которого появилась в эфире. «Я думаю, что Китлер здесь отчасти похож на Чарли Чаплина», – заявила она.)
Со своей стороны, Майер-Хирш, чьё изображение Гитлера сохранилось для истории, сказала, что не помнит никакого беспокойства по поводу включения нацистского лидера в празднование Пурима. После того как во время войны ее поместили в приемную семью, она воссоединилась со своей матерью, которая выжила и позже снова вышла замуж. «Думаю, никто не возражал, – отметила она, – потому что я делала этих кукол вместе с двумя моими сводными сестрами для всей семьи».