«Гистадрут» координировал общенациональную забастовку с офисом премьер-министра, заявил член коалиции
Забастовка 27 марта крупнейшего профсоюза израильских рабочих «Гистадрут», была согласована с ближайшим окружением премьер-министра Биньямина Нетаньяху, подтвердил высокопоставленный член коалиции 30 мата, пишет журналист «The Jerusalem Post» Элиав Бройеер.
Об этой истории «Kan» сообщила вечером 28 марта. Согласно сообщению, один из пресс-секретарей Нетаньяху, Йонатан Урих, утром 27 марта связался с высокопоставленными чиновниками «Гистадрута», призвав их начать забастовку, чтобы дать премьер-министру вескую причину объявить, что он откладывает принятие закона вопреки желанию министра юстиции Ярива Левина. Аналогичные действия предпринимала Сара Нетаньяху, сообщила «Kan» 29 марта. Это подтвердил высокопоставленный член коалиции.
«Гистадрут», официально именуемый Всеобщей организацией рабочих Израиля, является национальным профсоюзным центром Израиля. Таким образом, забастовка «Гистадрута», члены которого охватывают многие секторы государственной службы Израиля, является «оружием судного дня». Пресс-конференция лидеров Гистадрута, объявившая о забастовке, была назначена на 9:45 утра 27 марта, а заявление Нетаньяху о «замораживании» законодательства было первоначально запланировано на 10:00, а это означает, что забастовка должна была длиться всего 15 минут. Однако план пошел наперекосяк, когда министр национальной безопасности депутат Кнессета Итамар Бен-Гвир пригрозил, что, если Нетаньяху объявит о «замораживании», он покинет правительство. Это было неожиданно, и на разработку компромисса ушел целый день. В конце концов Бен-Гвир согласился получить под свой контроль Национальную гвардию в обмен на то, что не покинет правительство.
Таким образом, забастовка затянулась на несколько часов. В ней участвовали администрация аэропорта Израиля, местные органы власти, дошкольные учреждения, Израильская медицинская ассоциация и большинство израильских университетов. В течение дня к забастовке присоединились сотни других государственных и частных компаний. Забастовка также включала остановку всех рейсов, вылетающих из аэропорта «Бен-Гурион», примерно на два часа. Это было незаконно, признал глава профсоюза работников аэропорта, входящего в состав «Гистадрута», и сторонник «Ликуда» Пинхас Идан в телефонном разговоре с Михаэлем Шемешем из «Kan». Но Идан согласился сделать это при условии, что задержка продлится всего час. По его словам, он действовал по приказу главы «Гистадрута» Арнона Бар-Давида.
В интервью, данном Иданом ежедневной газете «Israel Hayom» 30 марта, он заявил, что Бар-Давид сказал, что час спустя премьер-министр объявит, что останавливает принятие закона, и бардак будет исчерпан. Когда его спросили, верит ли он, что Нетаньяху и Бар-Давид координировали свои действия, Идан ответил: «Возможно. Бар-Давид никогда не удивлял меня, я доверял ему на 100 процентов», — добавив, что понятия не имеет, сам ли Нетаньяху настаивал на забастовке.
Около 2000 членов «Ликуда» подписали петицию с призывом исключить Идана из партии за участие во всеобщей забастовке. «Ликуд» сначала опроверг сообщение о том, что офис премьер-министра координировал забастовку с «Гистадрутом», заявив 28 марта, что это «фейковые новости». Однако 30 марта он выступил с поясняющим заявлением: «Премьер-министр Нетаньяху и его жена Сара не только не участвовали в забастовке «Гистадрута», они решительно выступили против нее и ясно дали понять это председателю «Гистадрута» и его жене в телефонных разговорах, которые они провели после начала забастовки. Они заявили, что забастовка была серьезной ошибкой, которая нанесла ущерб израильским гражданам и должна быть немедленно прекращена». Бар Давид также опроверг это сообщение. «Более трех десятилетий я посвящал свою жизнь государственной службе, и в моих решениях я всегда руководствуюсь благом страны, — заявил он «Kan». — Решение, которое я принял о закрытии экономики, было одним из самых трудных, которые я принял – даже просто из-за осознания ответственности, лежащей на моих плечах. Басня о том, что забастовка была спланирована или согласована с канцелярией премьер-министра, беспочвенна», – заметил он.
На этой неделе был выдвинут ряд законопроектов, призванных предотвратить подобные действия в будущем. В законопроекте депутата Кнессета от Религиозной сионистской партии Охада Таля предлагалось ограничить возможности профсоюзов объявлять о трудовых спорах, дать Кнессету право в исключительных обстоятельствах отменять забастовки в основных службах, ужесточить условия для создания профсоюзов. «Пришло время разрушить монополию «Гистадрута»», — писал Таль. Забастовка началась в понедельник после того, как Нетаньяху вечером 26 марта объявил, что решил уволить министра обороны Йоава Галланта, который призвал остановить судебную реформу. Решение Нетаньяху вызвало массовые беспорядки среди израильского населения, которое в беспрецедентном количестве вышло на улицы в знак протеста против этого.