Герой Второй Мировой войны похоронен через 73 года после того, как он был убит немцами
Летом 1943 года Дэвид Розенкранц был героем родного города. «Лос-Анджелесский десантник схватил 200 итальянцев», – гласил один газетный заголовок. «Лос-Анджелесский воин захватывает захватчиков», – вещал другой. Штаб-сержант Дэвид Розенкранц был за границей всего три месяца, когда он и другой десантник были ошибочно сброшены в итальянское подразделение. Итальянцы, 200 человек, сдались Розенкранцу и его товарищу-солдату.
Но 28 сентября 1944 года, всего через год после его победы над итальянцами, Розенкранц был убит немецким пулеметным огнем во время операции «Маркет Гарден» в Нидерландах, ожесточенной битвы, показанной в фильме 1977 года «A Bridge Too Far». Несколько недель немцы удерживали ферму, где был убит 28-летний Розенкранц. Американские войска не смогли вернуть его тело. Он числится пропавшим без вести в течение десятилетий; его останки были идентифицированы с помощью ДНК-тестирования в начале этого года. На этой неделе, спустя почти 74 года после его смерти, останки Розенкранца были наконец возвращены его семье.
Розенкранц был похоронен 20 июля на Национальном кладбище Риверсайд, где также похоронены четверо его братьев. Присутствовали более 30 родственников Розенкранца – племянниц, племянников, их детей и внуков. Впереди и в центре в открытом амфитеатре, сидел Филипп Розенкранц, племянник Дэвида, который помог найти останки дяди, которого он никогда не знал. После того, как была сыграна траурная музыка, играющая во время прощания с погибшими солдатами Америки, и был произведен трех залповый салют, военный почетный караул возложил флаг на гроб Розенкранца. Филипп сглотнул и прослезился, когда получил символический треугольник. «Это день, которого я ждал более 20 лет», – сказал он в своей хвалебной речи. «Мы завершили это дело. Отсутствие такого завершения на протяжении десятилетий ложилось тяжелым бременем на членов семьи.
Ева Розенкранц восприняла исчезновение сына особенно тяжело. Она рассказала о его триумфе над итальянцами в переполненном театре и давала интервью у себя дома в Уоттсе. «Я просто знала, что он что-то сделает – что-то большое», – сказала она одному репортеру. У нее были причины так думать. Общительный сын еврейских иммигрантов из России, Дэвид играл в футбол в средней школе и был в театре и хоре. Он был средним ребенком из 11, и, по общему мнению, был центральной силой в поддержании семьи. Без его останков Ева Розенкранц не могла поверить в то, что ее сын умер. Спустя годы после окончания войны она просила своих детей водить ее по улицам Лос-Анджелеса в поисках ее мальчика. Она умерла в 1960 году, так и не узнав, что с ним случилось.
Прошли десятилетия, и семья Розенкранц стала признавать, что обстоятельства смерти Дэвида могут навсегда остаться тайной. Затем, в конце 1990-х, Филипп смотрел фильм «Спасти рядового Райана», об армейском отряде, ищущем пропавшего десантника. Фильм вдохновил Филиппа найти своего дядю. Он создал веб-сайт, разместил старые статьи и фотографии и все, что мог найти о Дэвиде. Он начал посещать мероприятия для семей солдат, пропавших без вести. Между тем, голландец по имени Бен Оверхэнд искал останки Дэвида в течение 35 лет. Оверхэнд вырос, слыша об освобождении своей страны во время Второй Мировой Войны, и в подростковом возрасте начал пытаться найти останки солдат, которые помогли этим усилиям. Спустя десятилетия после начала его исследований, Оверхэнд нашел сайт Филиппа Розенкранца. Он связался с Филиппом и дал ему старый документ: схему боя, в котором был убит Дэвид, набросанную другим солдатом. Рядом с подъездной дорожкой к ферме была нарисована звезда. «Сержант Рози», – сказал он.
В ходе дальнейшего расследования они узнали, что останки были извлечены из фермы канадскими солдатами и похоронены в американском военном захоронении в южной части страны. Исследование привело к тому, что Агентство Министерства обороны США по учету военнопленных и пропавших без вести, провело эксгумации останков в 2017 году. Подполковник Джо Бучино из 82-й воздушно-десантной дивизии – дивизии Розенкранца – рассказал собравшимся на похоронах, что людей всегда удивляет тот факт, что более 100 десантников из его дивизии остаются пропавшими без вести со времен Второй мировой войны. «Как нация … мы дорожим успехами наших ветеранов Второй Мировой войны», – сказал он. «Но мы иногда упускаем из виду тот факт, что их не всех нашли. Им не всем были оказаны услуги и церемонии, которые мы им обязаны оказать».
Наряду с останками военные исследователи обнаружили обрывки униформы парашютиста и сапоги 7EE для парашютистов – размер Розенкранца. Исследование ДНК в конечном итоге подтвердило, что останки принадлежали Дэвиду Розенкранцу. Существует только горстка людей, которые знали Дэвида. Одним из них является Дони Саторхели, отец которой, Джулиус, был братом Дэвида. Саторхели было 8 лет, когда умер Дэвид. Но она может вспомнить кое-что о нем, например, как перед тем, как он отправился на войну, он ездил на трамвае из Уоттса в долину Сан-Фернандо по выходным, чтобы навестить ее семью. Она сказала, что он был милым и довольно тихим. Он приносил ей конфеты.
Дэвид отправил десятки писем отцу Саторхели за границей, подписывая каждое словами «Передавай Привет Дони». Она вспоминает, как последнее письмо, которое отец написал Дэвиду, было возвращено в ее дом, с пометкой «умерший». Она помнит, как семейные посиделки до конца ее детства казались окутанными печалью. Непосредственно перед началом церемонии 20 июля, Саторхели сказала, что она пришла, разумеется, в честь Дэвида. Но больше всего, сказала она, она здесь, чтобы почтить любовь своего отца к его брату. «Он будет чертовски рад», сказала она, внезапно прослезившись. «Он всегда хранил Дэвида в своем сердце до дня своей смерти».