Германия: уродливый рудимент антисемитизма в центре судебных баталий
Уродливый рудимент многовекового антисемитизма, расположенный высоко на стене немецкой церкви, где когда-то проповедовал Мартин Лютер, сейчас находится в центре судебных баталий. Так называемая «Юдензау», или «еврейская свинья», скульптурная композиция на стене городской церкви в Виттенберге датируется временем около 1300 года. Это, пожалуй, самая известная из более чем 20 таких средневековых статуй, в различных формах и степенях сохранности, которые до сих пор «украшают» церкви по всей Германии и в других странах Европы.
Расположенная примерно в 4 метрах (13 футах) над землей в углу церкви, она изображает людей, которые по головным уборам идентифицируются как евреи, сосущих сосцы свиноматки, в то время как раввин поднимает хвост животного. В 1570 году, после протестантской Реформации, была добавлена надпись, отсылающая к антиеврейскому трактату Лютера. Иудаизм считает свиней нечистыми животными, и никто не оспаривает, что скульптура намеренно оскорбительна. Но есть серьезные разногласия по поводу того, какие последствия это должно иметь и что с ней делать.
22 января суд в восточногерманском городе Наумбург рассмотрит иск еврея, требующего, чтобы приход снял ее. Это второй раунд в судебной битве, которая происходит во время растущей озабоченности по поводу антисемитизма в современной Германии. В мае суд вынес решение против истца Михаэля Дюльманна, который хочет, чтобы скульптура была помещена в близлежащий музей Лютера. Судьи в Дессау отклонили доводы о том, что он имеет право удалить скульптуру, потому что она фактически является клеветой на евреев, и приход несет юридическую ответственность за это. Дюльманн подал апелляцию. Скульптура «это ужасное искажение иудаизма, клевета и оскорбление еврейского народа», – говорит Дюльманн, утверждая, что оно «до сих пор оказывает ужасный эффект».
Дюльманн, бывший студент, изучавший протестантское богословие, и принявший иудаизм в 1970-х годах, занялся этим вопросом в 2017 году, в год, когда Германия отметила 500-летие Реформации. Он говорит, что присоединился к бдениям в Виттенберге против скульптуры, и его спросили, будет ли он готов подать в суд, когда стал ясно, что церковь не готова снести его.
Говорят, что Лютер прибил свои 95 тезисов к двери другой церкви в Виттенберге, бросив вызов римско-католическим властям в 1517 году, и начав немецкую реформацию. Он также известен антиеврейскими оскорблениями, от которых дистанцировалась немецкая лютеранская церковь. Лютер проповедовал в Городской церкви, которая теперь стала обычной остановкой для туристов, посещающих Виттенберг. Когда церковь была отремонтирована в начале 1980-х годов, приход решил оставить скульптуру из песчаника на месте, и она также была отреставрирована. В 1988 году на земле под ней был построен мемориал, в котором говорится о преследовании евреев и убийстве 6 миллионов человек во время нацистского Холокоста. Кроме того, неподалеку было посажено кедровое дерево для обозначения мира, а табличка у мемориала рассказывает о скульптуре на немецком и английском языках.
Пастор Йоханнес Блок говорит, что церковь находится «в той же лодке», что и истец, а также считает скульптуру неприемлемо оскорбительной. Приход, по его словам, «также не рад этому трудному наследству». Однако он утверждает, что скульптура «больше не говорит сама за себя как отдельное произведение», а встроена в «культуру памяти» благодаря мемориалу. «Мы не хотим скрывать или отменять историю, но идем по пути примирения с историей и через историю», – говорит он. «Большинство прихожан Городской Церкви не хотят, чтобы это стало музейным экспонатом, но предупреждают и просят людей вспомнить историю здания, с оригиналом», – говорит Блок. На Дюльманна это не производит впечатления. «Мемориал не ослабил влияния «еврейской свиньи»», – говорит он. «Она продолжает оказывать ужасное антисемитское влияние в церкви и обществе».
В церкви тоже существуют разные мнения. В прошлом году региональный лютеранский епископ Фридрих Крамер заявил, что выступает за то, чтобы снять скульптуру со стены церкви и выставить ее публично на месте с объяснением. Он не одобряет идею выставить его в музее. Он похвалил мемориал 1988 года, но сказал, что у него есть недостатки, в том числе неспособность решить проблему антисемитизма Лютера. Если судьи прикажут убрать скульптуру, это может быть не конец истории. Блок говорит, что церковь попросит власти оценить, возможно ли убрать ее из здания, находящегося под охраной, и, вероятно, последуют дальнейшие переговоры с судом. Церковь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, статус, который она получила в 1996 году.
Истец Дюльман мало симпатизирует проблеме сохранения церкви в неизменном виде. Он утверждает, что власти сознательно не упомянули оскорбительную скульптуру во время подачи заявления, чтобы не подвергать ее опасности. Каким бы ни был исход, Блок говорит, что сожалеет, что дело дошло до суда. «Мы не сторонники и не инициаторы установки скульптуры», – говорит он. «Мы наследники и стараемся очень добросовестно относиться к этому наследству».