Германия и Венгрия поддерживают Израиль в его противостоянии решению МУС по расследованию военных преступлений
9 февраля Министерства иностранных дел Германии и Венгрии осудили постановление Международного уголовного суда о том, что этот суд обладает юрисдикцией возбуждать расследование предполагаемых военных преступлений Израиля и террористической группировки ХАМАС, сообщает «The Times of Israel».
Израиль осудил это решение, принятое 5 февраля, и США возражали против него, в то время как палестинцы поддержали этот шаг. Израиль и США не являются членами МУС; Палестинская администрация присоединилась к суду в 2015 году. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас заявил, что суд не обладает юрисдикцией из-за отсутствия элемента палестинской государственности, требуемого международным правом. Маас добавил, что позиции Германии по МУС и ближневосточному мирному процессу в целом также «остаются неизменными», и он поддерживает «создание будущего палестинского государства как часть решения о создании двух государств, согласованного между израильтянами и палестинцами».
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто также поддержал оппозицию Израиля по этому постановлению. «Венгрия, как и Израиль, не согласна с этим решением. В ходе юридической процедуры мы уже дали понять, что, согласно нашей позиции, Палестина не обладает уголовной юрисдикцией в отношении израильских граждан», – заметил Сийярто. «Мы всегда поддерживали право Израиля на самозащиту», – сказал он. «Мы считаем, что мира в регионе можно достичь только путем переговоров, основанных на взаимном уважении». «Решение МУС не приближает нас к этому», – сказал Сийярто.
В решении, принятом 5 февраля, Палата предварительного производства МУС определила, что Гаага обладает юрисдикцией для возбуждения уголовного дела в отношении Израиля и палестинцев в связи с военными преступлениями, предположительно имевшими место на Западном берегу, в секторе Газа и Восточном Иерусалиме. 7 февраля Министерство иностранных дел Израиля, как сообщается, приказало десяткам посольств по всему миру обратиться к странам пребывания с просьбой передать «конфиденциальное сообщение» главному прокурору Международного уголовного суда. Приказ предписывал послам начать обращаться к главам правительств и министрам иностранных дел в странах, в которых они находятся, с просьбой сделать публичные заявления о неприятии решения МУС.
Согласно постановлению от 5 февраля, главный прокурор МУС Фату Бенсуда должна решить, начинать ли расследование, и в 2019 году она указала, что намерена это сделать. МУС призван служить судом последней инстанции в тех случаях, когда собственные судебные системы стран не могут или не желают расследовать и преследовать в судебном порядке военные преступления. У вооруженных сил Израиля есть механизмы для расследования предполагаемых преступлений со стороны своих военных, и, несмотря на критику в отношении того, что эта система недостаточна, эксперты говорят, что у нее есть хорошие шансы уйти от расследования МУС своей практики военного времени. МУС проверяет не страны, а отдельных лиц.
5 февраля израильские чиновники заявили, что в настоящее время они не ожидают каких-либо непосредственных угроз для высокопоставленных израильских политических или военных деятелей. Однако, когда дело доходит до поселений, некоторые эксперты говорят, что Израилю может быть сложно оспаривать международное право, запрещающее перемещение гражданского населения на оккупированную территорию. Если Израиль и/или ХАМАС в конечном итоге будут признаны виновными в военных преступлениях и, если их высокопоставленные должностные лица будут названы в таком приговоре, в отношении их может быть выписан международный ордер на арест при поездке за границу.
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху февраля подверг критике решение МУС, назвав вероятное расследование «чистым антисемитизмом» и пообещав бороться с ним. Нетаньяху посетовал на то, что суд, созданный для предотвращения зверств, подобных нацистскому Холокосту против еврейского народа, теперь нацелен на единственное государство еврейского народа. Он также утверждал, что МУС «вопиюще» заявляет, что когда евреи живут на своей родине – это военное преступление – ссылка на расследование судом ситуации с израильскими поселениями на Западном берегу. И, добавил он, «МУС утверждает, что, когда демократический Израиль защищается от террористов, которые убивают наших детей, взрывают наши города, мы совершаем еще одно военное преступление».
Коллегии из трех судей было приказано прийти к выводу о праве МУС на осуществление юрисдикции в декабре 2019 года, после того как Бенсуда в конце своего пятилетнего расследования «ситуации в Палестине» определила, что есть «разумные основания считать, что были совершены военные преступления» на Западном берегу, в секторе Газа и Восточном Иерусалиме как ЦАХАЛом, так и террористической группировкой ХАМАС, а также другими «палестинскими вооруженными группировками». В то время Бенсуда заявила, что, по ее мнению, суд действительно обладает юрисдикцией в соответствии с Римским статутом, учредившим МУС, для расследования возможных военных преступлений в этом районе. Но в связи с неоднозначным характером дела она потребовала окончательного решения от Палаты предварительного производства.
Государства-члены и независимые эксперты также были приглашены высказать свое мнение по этому поводу. Израиль, отвергая юрисдикцию суда в данном вопросе, предпочел этого не делать. Хотя ожидается, что Бенсуда продолжит уголовное расследование, срок ее полномочий в качестве прокурора истекает в июне, и некоторые израильские чиновники полагают, что ее еще не избранный преемник может пойти другим путем.