Новости

Французская еврейка в качестве главы ЮНЕСКО не внесет немедленных изменений в организацию

15 октября 2017, 11:37 ООН
Поделиться

Через несколько минут после того, как бывший министр культуры Франции Одри Азулай была избрана руководителем ЮНЕСКО вечером 13 октября, министра разведки Израиля Исраэля Каца, члена правящей партии «Ликуд» премьер-министра Беньямина Нетаньяху, спросили, может ли ее победа над кандидатом Катара на этот пост побудить Израиль пересмотреть свое решение, принятое 12 октября совместно с США, о выходе из этой организации ООН.

Исраэль Кац, который в этот момент находился в телевизионной студии Второго канала и комментировал речь президента США Дональда Трампа об Иране, был на мгновение озадачен. «Не ожидайте, что ЮНЕСКО вдруг станет сионистской организацией», – сказал он. Но потом он немного подумал и добавил: «Если оно изменит свою политику, – сказал он, – тогда, конечно, Израиль мог бы пересмотреть это решение».

Путь Азулай к руководству ЮНЕСКО был проложен расколом в арабском мире. Египет и Катар выдвинули своих кандидатов на эту должность, и Азулай в конце концов обошла их обоих в течение шести непростых раундов голосования.

Для Израиля победа Азулай явно является причиной для празднования. Она является первой еврейкой — руководителем ЮНЕСКО, и, как сообщил Второй канал, в Израиле живут ее родственники.

В то же время высказывание Исраэля Каца о том, что ЮНЕСКО автоматически не сменит свой характер, является точным. Это можно увидеть хотя бы по тому, что уходящая в отставку глава ЮНЕСКО Ирина Бокова была решительным критиком некоторых антиизраильских резолюций своей собственной организации.

Быстрый подъем

Когда в прошлом году Азулай, второй человек в Национальном центре кинематографии (НЦК) Франции, была назначена министром культуры, она была еще очень мало известна, у нее даже не было аккаунта в Twitter. Этот недостаток был быстро исправлен, и государственный служащий, долгое время работавшая за кулисами французской администрации, оказалась в свете прожекторов местной политики.

Азулай заявила о своей кандидатуре на пост главы ЮНЕСКО, культурного органа ООН, последней, в марте. Она не смогла полноценно вести кампанию, пока не оставила свой пост, после того, как президент Эммануэль Макрон сформировал новое правительство. Во время своего пребывания в должности министра культуры при левом президенте Франсуа Олланде, которое длилось чуть более года, Азулай обеспечила увеличение бюджета для своей сферы после долгих лет глубоких сокращений.

Ее пребывание в должности также ознаменовалось принятием закона о «Создании и наследии», направленного на обеспечение свободы творчества и защиту многочисленных исторических памятников Франции, ставшем кульминацией многолетних усилий в этом направлении.

Защитник французских фильмов

Азулай родилась в Париже 4 августа 1972 года в семье марокканских евреев, происходящих из Эс-Сувейры. В семье любили книги и дискуссии. Ее отец – Андре Азулай, банкир и советник короля Марокко Мохаммеда VI — занимал этот пост и при его отце, Хасане II. Мать Одри – писательница Катя Брами. Она училась в Институте изучения политики в Париже и в Университете Ланкастера в Великобритании по окончания французской ENA, элитной школы, в которой воспитываются будущие лидеры Франции. Во время учебы она работала в банке, набираясь опыта, что по ее словам, она “ненавидела.”

Также она работала в суде Франции по аудиту и несколько лет в различных медиа-отделах министерства культуры, до прихода на должность финансового директора НКЦ, опекуна французской киноиндустрии, в 2006 году. К 2011 году она стала заместителем директора НЦК, превратившись в ключевого игрока в этой структуре, которая регулирует отрасль и распределяет субсидии для французских кинопроизводителей. «Именно киноиндустрия сформировала меня наиболее профессионально», – говорит Азулай, который также была убежденным защитником «культурной исключительности» французской кинопромышленности, противопоставляя ее сокрушительной силе Голливуда. «Она блестящая и страстная женщина, друг художников и творчества», – сказал в 2014 году президент НЦК Фредерик Бредин, когда кандидатуру Азулай рассматривали на должность советника по культуре и коммуникациям Олланда, приведшего ее в итоге к посту министра культуры.

Путь к победе

45-летняя Азулай победила после шести раундов голосования, обойдя кандидата Катара Хамада бин Абдулазиза Аль-Кавари, также бывшего министра культуры, после того, как он не смог получить поддержку других стран Персидского залива, которые являются частью коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, блокирующей Катар. Выборы нового главы Агентства по культуре и образованию ООН, прошли через день после ухода из организации Соединенных Штатов, обвиняющих ее в антиизраильском уклоне. Напряженная кампания по выбору преемника Боковой была омрачена объявлением Вашингтона, сделанным 12 октября. США заявили, что планируют выйти из состава организации после многих лет напряженности из-за антиизраильских решений. Сам Израиль объявил вскоре после этого, что он последует этому примеру.

Арабские государства утверждали, что должность генерального директора организации, состоящей из 195 членов, должна впервые перейти к одному из арабских государств, но региональная напряженность осложнила задачу. На промежуточном этапе голосования днем 13 октября, 58 членов Исполнительного совета предпочли французского кандидата египтянке Мушире Хаттаб (31 голоса против 25 и два пустых бюллетеня). Кандидат Франции встретилась с Аль-Кавари в финальном раунде. Мнения государств-участников разделились между сторонниками богатого нефтью Катара и его бедного соперника Египта, который является частью коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, блокирующей Катар с июня из-за его предполагаемой поддержки радикальных исламистов и связей с Ираном. На фоне арабских разногласий Франция представила Азулай в качестве консенсусного кандидата, которая могла бы наладить отношения внутри организации и смягчить напряженность, вызванную недавними резолюциями против Израиля.

«Сейчас, как никогда, ЮНЕСКО нуждается в проекте … который восстанавливает уверенность и преодолевает политические разногласия», – говорится в заявлении французского министерства иностранных дел в ответ на выход из организации США. Кандидат от Ливана Вера Эль-Хури, которая выбыла на более раннем этапе голосования, заявила, что применение давления в предвыборной гонке показало, что членам ЮНЕСКО “плевать” на программы кандидатов. Катар активно лоббировал эту должность и увеличил свой финансовый вклад в поддержку ЮНЕСКО в последние годы – но его кандидат был повержен старыми обвинениями в антисемитизме. Аль-Кавари был раскритикован Центром Симона Визенталя, который борется с антисемитизмом, за молчание в ответ на присутствие антисемитских книг на ярмарке в Дохе в период, когда он был министром культуры.

Это не первый случай, когда США – член-основатель организации- вышли из ЮНЕСКО, больше всего известной за составление списка объектов Всемирного наследия, включающих такие центры туризма как Гранд-Каньон или Ангкор-Ват в Камбодже. Решение США, которое вступит в силу 31 декабря 2018 года, подчеркивает отход Америки от международных институтов при президенте Дональде Трампе. Уходящая в отставку Бокова, родом из Болгарии, сказала французскому радио, что «универсальная миссия ЮНЕСКО находится под угрозой». Пресс-секретарь Госдепартамента США Хизер Науэр заявила, что решение об уходе является отражением «озабоченности США растущей задолженностью в ЮНЕСКО, необходимостью проведения фундаментальных реформ в организации, и продолжающейся антиизраильской предвзятостью».

Экс-президент Рональд Рейган первым вывел США из ЮНЕСКО в 1984 году из-за предположений о неправильном распределении финансов и претензий по поводу антиамериканской предвзятости в некоторых ее действиях. Вашингтон вернулся в 2002 году, рассматривая ЮНЕСКО как средство борьбы с экстремизмом после нападений 11 сентября 2001 года. Но в 2011 году отношения снова испортились после того, как ЮНЕСКО признала Палестину полноправным членом, что побудило США сократить финансирование организации, оставив в ее финансах заметную дыру. В последние годы раскол пусугубился, когда организация стала ареной повторявшихся шумных дипломатических ссор после усилий, предпринимаемых арабскими странами для проведения критических для Израиля резолюций, отрицающих исторические связи евреев с Иерусалимом и Хевроном.

Times of Israel

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции