Новости

Фестиваль еврейского кино в Майами возвращается в кинотеатры впервые после пандемии

9 января 2023, 18:00 культура
Поделиться

Фестиваль еврейского кино в Майами в этом году представляет собой гораздо больше, чем несколько дней для просмотра новейших и лучших фильмов, снятых режиссерами – евреями, пишет журналистка «The Miami Herald» Аманда Роса.

В то время, когда вновь открывшиеся кинотеатры изо всех сил пытаются привлечь аудиторию, а в Соединенных Штатах растет антисемитизм, организаторы фестиваля говорят, что 26-й фестиваль дает возможность для жителей — как евреев, так и неевреев — объединиться. «Это важное время для того, чтобы зазвучали еврейские голоса», — заявил исполнительный директор фестиваля Игорь Штейренберг. «Истории, которые являются частью программы Фестиваля еврейского кино в Майами в этом году, полны надежд, романтичны, бунтарские и дерзкие. И напомнят нам, что наш образ, наследие и общественные места всегда стоят того, чтобы бороться за них, когда мы воспеваем то, кто мы есть».

Впервые с начала пандемии Фестиваль еврейского кино в Майами возвращается к очным программам с 12 по 26 января. В этом году фестиваль пройдет на семи местных площадках, в том числе в Театральном центре Майами в Майами-Шорс, художественном кинотеатре «Coral Gables», кинотеатрах «Cosford», «Bandshell», «O Cinema South Beach», еврейском общинном центре Майами-Бич и еврейском общинном центре Майкла-Энн Рассел. Фестиваль также запускает гибридную программу показа фильмов как в кинотеатрах, так и онлайн через стриминговый сервис.

Штейренберг рассказал, что фестиваль извлек ценные уроки из пандемии, например, как привлечь более широкую аудиторию и улучшить доступность для людей, которые не могут пойти в театр. Более 60 фильмов будут доступны для потоковой передачи со скрытыми субтитрами, финансируемыми Еврейским альянсом Майами. Фестиваль начинается вечером 12 января в кинотеатре «Bandshell» с показа получившего признание критиков израильского фильма режиссера Моше Розенталя «Караоке». Фильм представляет собой драмеди о супружеской паре из пригорода, которую тянет к их соседу, харизматичному холостяку из Майами, устраивающему вечера караоке в своей квартире. В «Караоке» участвуют два самых знаменитых израильских актера, и он был номинирован на 13 премий Израильской киноакадемии.

По словам Штейренберга, вечер открытия также будет посвящен 75-летию Израиля. «Что может быть лучше, чем открыть фестиваль и отпраздновать 75-летие Израиля одним из самых громких и популярных фильмов?», заметил он. Тем не менее среди празднования и романтических комедий это еще и напоминание о том, почему разнообразие в кино так важно, заявил Штейренберг.

Антисемитская риторика, извергаемая видными общественными деятелями, группами ненависти и онлайн-троллями, в последние месяцы стала более распространенной. С прошлого года Йе, репер, ранее известный как Канье Уэст, распространяет антисемитские теории заговора и убеждения в своем твиттер-аккаунте и в интервью. В этом году фестиваль чувствует ответственность за то, чтобы поделиться еврейскими историями с миром, рассказал Штейренберг. Он добавил, что Фестиваль еврейского кино в Майами предназначен не только для еврейской общины. Это для всех. «Мы хотели быть на высоте», — сказал Штейренберг. «Мы хотели представить фильмы, которые не только трогают ваше сердце, но и вызывают мысли внутри вас, которые вдохновляют вас становиться лучше».

Кинопродюсер Нэнси Спилберг, сестра режиссера Стивена Спилберга, заявила, что фильмы дают людям возможность не только увидеть себя на экране, но и пообщаться с представителями других общин. Она надеется, что фестиваль посетят зрители – неевреи, которые хотят узнать больше. «Мы проходили через это раньше, мы проходим через это сейчас, и мы должны действительно сделать так, чтобы наши голоса были услышаны». Спилберг, приехавшая на фестиваль, рассказала, что она особенно увлечена тем, чтобы «вернуть людей в кинотеатры», чтобы снова смотреть фильмы вместе. Как режиссер – документалист, Спилберг заявила, что подобные фестивали имеют решающее значение для поддержки таких фильмов, как «Замкнутая цепь», который она продюсировала.

«Замкнутая цепь» — это документальный фильм режиссера Таля Инбара, в котором исследуются последствия теракта в Тель-Авиве, Израиль, в 2016 году, когда несколько человек были застрелены в ресторане, и то, как выжившие учатся справляться с их травма. Фильм, который является дебютом Инбара в полнометражном кино, включает в себя интервью с выжившими и кадры с камер видеонаблюдения, заснявших нападение. Спилберг рассказала, что ценит деликатный и тонкий подход Инбара к сложной теме. В ночь нападения Спилберг находилась всего в 45 минутах езды от этого места, отмечая свой день рождения в оживленном ресторане в Иерусалиме. «Это могли быть мы», — подумала она. По ее словам, американская аудитория может провести параллели с массовыми расстрелами в США. «Если вас не застрелят и не покалечат, у вас все равно останутся шрамы от этого опыта», — заметила Спилберг.

В 1979 году белый гитарист – еврей, живший в Южной Африке, и двое чернокожих братьев и сестер из Соуэто бросили вызов правительству, полиции и статус-кво. Они стали мишенью, их дома подверглись обыску, и их считали бунтовщиками. Их преступление? Создание группы. Документальный фильм «This is National Wake», снятый журналисткой, ставшей кинорежиссером Мириссой Нефф, рассказывает историю недавнего прошлого, которая слишком актуальна сегодня. Используя архивные кадры 1980-х годов, фильм рассказывает о многонациональной панк-рок-группе «National Wake», которая бросила вызов апартеиду в Южной Африке, создавая музыку вместе. По словам Нефф, документальный фильм создавался девять лет. Впервые она услышала о «National Wake» во время просмотра документального фильма «Панк в Африке», а позже узнала, что альбом группы будет переиздан. В 2013 году она нашла Ивана Кадея, единственного оставшегося в живых члена – основателя группы, живущего в Лос-Анджелесе, и решила взять у него интервью. По ее словам, Нефф, работавшая корреспондентом PBS, никогда не собиралась снимать фильм. План состоял в том, чтобы сделать 15-минутный материал для телешоу, но чем больше она вникала в историю «National Wake», тем больше понимала, что 15 минут не хватит. «Это как бы обрело собственную жизнь», — заметила она.

Кадей родился и вырос в Южной Африке в семье евреев, бежавших из Литвы, спасаясь от притеснений. Он подружился с Гэри и Пунка Хоза, двумя братьями-тсонга и музыкантами. Вместе участники группы бросили вызов сегрегации и музыкальным жанрам. На их музыку сильно повлияли панк-рок, прогрессивный рок, регги и африканские стили. Они нашли «бреши в системе», чтобы действовать, даже если это означало риск для их жизни. Перед одним из выступлений белый владелец клуба пригрозил застрелить их, если они выйдут на сцену. Парни из «National Wake» назвали это блефом и все равно выступили. «Это было их отношение, — рассказала Нефф. «Это был панк до мозга костей». В отличие от других «рок-документов», фильм не сводится к разговорам в стиле говорящих голов с участниками группы и ди-джеями. Вместо этого Нефф хотела погрузить зрителей в мир «National Wake»: молодые южноафриканцы, как черные, так и белые, танцуют, флиртуют, поют и веселятся вместе.

По словам Нефф, еврейское происхождение Кадея является неотъемлемой частью его истории. «Это вызвало у него определенное сочувствие, которого, возможно, не было у других белых южноафриканцев того времени», — заявила Нефф. «Поэтому я думаю, что в контактах между евреями и чернокожими есть что-то, что проиллюстрировано в этом фильме». Премьера фильма во Флориде состоится 16 января в «O Cinema South Beach». По словам Нефф, после фильма Кадей ответит на вопросы зрителей и исполнит пару песен. Размышляя о фильме, Нефф видит параллели со своей собственной жизнью дочери отца-еврея-ашкеназа и матери-барбадоски. По ее словам, показ документального фильма на фестивалях еврейского кино имеет большое значение. Нефф заметила, что надеется, что перед лицом сегодняшнего расизма и антисемитизма зрители смогут извлечь пользу из истории «National Wake». «Идея фильма – попытаться создать мир, который вы хотите видеть, утопию, если хотите, посреди антиутопии», — заявила она. «Я думаю, что это то, чем мы все можем вдохновиться».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции