Еврейский музей вспоминает «(Не)время для любви»
Основа выставки — литературная, это тексты, дневники и мемуары, написанные бывшими узниками концлагерей, еврейскими подпольщиками, их детьми и внуками. В эпоху социальных сетей с ее вниманием к личным впечатлениям и повседневным деталям они воспринимаются более чем актуально. «В рамках этого проекта Еврейский музей отказывается от фото и кинохроник Холокоста, приемов театрализации памяти», — говорят кураторы.
Эмоциональный контакт должен рождаться на индивидуальном, человеческом уровне, ведь все собранные тексты — это истории любви и заботы. Им вторит визуальный ряд — графика бывших узников концлагерей и работы классиков, таких как француз Кристиан Болтански, поляк Мирослав Балка, израильские художницы Сигалит Ландау и Михаль Ровнер. Учитывая мировой статус этих художников, впечатление от работ у зрителя будет не менее острым, чем от документальных кадров.
Отец Кристиана Болтански, одесский еврей, эмигрировавший во Францию, во время оккупации год прятался от нацистов в подвале собственного дома, сам художник родился в 1944 году. Инсталляция Болтански из поношенной одежды, в 2010 году заполнившая парижский Гран-пале, была настолько угнетающей, что не все зрители могли долго находиться в ее пространстве. Мирослав Балка родился в 1958 году, источник его работ — воспоминания семьи и коллективная память поляков. В бывшем концлагере Бжезинка он снял несколько видео с нежным названием «Бэмби», где олени подходят к ограде из колючей проволоки и пруду, куда высыпали пепел заключенных.
Многие видео его ровесницы Михаль Ровнер не связаны напрямую с Холокостом, но используют мотив больших человеческих масс, тысячи беспорядочно передвигающихся крохотных фигурок, сегодня заставляющих задуматься о проблемах миграции и связанных с нею не только угрозах, но и страданиях.
Сигалит Ландау известна своими соляными скульптурами, которые она создает, окуная разные предметы в Мертвое море. В 2011 году на Венецианской биеннале в павильоне Израиля она показывала видео, в котором покрытые солью ботинки, растворяя лед, погружаются в замерзшее озеро в польском Гданьске (или немецком Данциге, спор за который стал поводом к началу Второй мировой войны).