Еврейский квартал вдохновляет Тома Стоппарда на новую, «личную», пьесу
Том Стоппард, у которого умерли в нацистских концентрационных лагерях четверо его еврейских дедушек и бабушек и большая часть его семьи из поколения его родителей, возвращается в Уэст-Энд с тем, что, вероятно, будет его самой личной пьесой.
81-летний драматург потратил год, чтобы написать «Леопольдштадт», свою первую пьесу после «Трудной задачи», поставленной в Национальном театре в начале 2015 года. Ее действие происходит в 1900 году в Вене, тогда самом оживленном городе Европы, где около 10% населения составляли евреи. Стоппард известен как писатель, редко использующий автобиографию для творчества. Когда его спрашивают, откуда у него идеи, он часто отвечает: «Из универмага «Харродс»».
Его новая пьеса — исключение из этого правила. «На то, чтобы написать ее, потребовался год, но вызревание идеи длилось намного дольше», – сказал он. «Многое из написанного очень лично для меня, но я написал ее о венской семье, чтобы это не касалось меня». Он сказал, что пьеса, которую поставит Патрик Марбер и продюсирует Соня Фридман, была большой, и ей нужна была большая компания. «Соня хочет отправиться с этим прямо в Уэст-Энд, что я нахожу довольно захватывающим — как в старые времена с продюсером Майклом Кодроном». «Я был удивлен, увидев, что прошло пять лет с моей последней пьесы «Трудная задача». Мне нужно двигаться дальше, или я буду тужиться до 90 лет до следующей пьесы».
Фридман, которая продюсировала некоторые из самых больших коммерческих театральных хитов за последние годы, в том числе «Паромщика», «Гарри Поттер и проклятое дитя», сказала, что она знала Стоппарда много лет. «Я всегда изводила его, говоря:« Когда вы сделаете свою следующую пьесу, пожалуйста, я могу ее продюсировать». Она сказала, что была поражена, когда он «шутливо» попросил шесть билетов на «Гарри Поттера», предлагая взамен написать пьесу.
Новая пьеса Стоппарда, который написал более 30 пьес, от его дебюта «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» до «Настоящих вещей» и «Прыгунов», всегда является важным событием. «Он, без сомнения, наш величайший живущий драматург, а также один из двух или три величайших драматурга 20-го и 21-го века», – сказала Фридман. «Просто посмотрите на его работу. Он один из великих умов, один из великих мыслителей нашего времени». «Он целый год работал над этой пьесой, но это была пьеса, идею которой он вынашивал много лет». Фридман сказала, что и ей, и Стоппарду понравилась идея премьеры в «большом, большом театре». Она добавила: «Это красивая, грандиозная, эпическая пьеса, которая будет выглядеть в Уэст-Энде как сверкающий драгоценный камень, это замечательная пьеса, это личная пьеса».
Чтобы понять, где там личное, зрителям придется подождать и посмотреть. «Я так много хочу сказать, но пока не чувствую, что могу», – сказала она. «Она будет восприниматься очень актуально, очень своевременно, очень уместно». Стоппард написал об «очаровательной жизни», которую он вел. Он родился Томашем Штраусслером в 1937 году в Моравии, ныне являющейся частью Чешской Республики, а в 1939 году его родители бежали от нацистов и переехали в Сингапур. В 1942 году, когда японцы собирались вторгнуться туда, его, его мать и брата посадили на пароход в Австралию, который в итоге пришел в Бомбей (ныне Мумбаи). Его отец был убит в Сингапуре. Его мать вышла замуж за офицера британской армии Кеннета Стоппарда в 1946 году, и после четырех счастливых лет в Индии семья переехала в Англию.
«Леопольдштадт», который начнут играть в театре Уиндема в январе 2020 года, получил свое название от старого еврейского квартала Вены. За поколение до 1900 года императором Францем Иосифом евреям были предоставлены полные гражданские права, и сотни тысяч евреев искали убежища от погромов в многолюдных домах Леопольдштадта. Пьеса была описана продюсерами как «интимная драма с эпическим размахом; история семьи, которая достигла хорошего положения». Анонс цитирует Германа, владельца фабрики: «Мой дедушка носил кафтан. Мой отец ходил в оперу в цилиндре, а я приглашаю певцов на ужин». «Это не должно было длиться долго. Полвека спустя эта семья, как и миллионы других, заново открыла для себя, что значит быть евреем в первой половине 20 века. Леопольдштадт — это страстная драма любви, семьи и стойкости» – отмечается в анонсе.