Евреи в бывшем Советском Союзе съедают больше всего мацы в мире
Что касается потребления мацы, евреи бывшего Советского Союза находятся в особом положении, пишет JTA.
8000 евреев Азербайджана, как ожидается, в этом году съедят 10 тонн пресных хлебных лепешек, которые евреи едят в пасхальную неделю в память о поспешном бегстве своих предков из Египта. Это 2,7 фунта на человека — это соотношение почти в три раза больше, чем съедает средний солдат в израильской армии. В России, где проживает около 155000 евреев, уровень потребления несколько ниже, чем в Азербайджане, около 2,4 фунта на человека. Доля в украинской еврейской общине такого же размера снижается примерно до фунта мацы на человека, но это все же больше, чем в среднем на израильского солдата.
Два розничных продавца мацы сообщили JTA, что оценить потребление в западных странах, включая США, Францию и Великобританию, сложно, поскольку в этих странах есть несколько импортеров и производителей. Поставки в Россию, Украину и другие страны бывшего Советского Союза «более централизованы», отметил один из розничных продавцов, раввин Меир Стамблер. «Здесь есть особая эмоциональная привязанность к маце, которую вы не найдете больше нигде, потому что в течение десятилетий в условиях антисемитских преследований коммунистических лет Пасха была, вероятно, самым безопасным способом поддерживать связь с иудаизмом», – заявил JTA Главный раввин России Берл Лазар.
«Русскоязычные евреи покупают гораздо больше мацы, чем в других общинах. Многие люди продолжают есть мацу даже после Песаха». «Песах — это праздник, который отмечается в семье. И для него не требуется никаких специальных предметов, кроме мацы, которая представляет собой простую лепешку. Так что это было относительно безопасным действием», – подчеркнул Лазар.
Идея праздника об избавлении от рабства также находила особенный отклик у угнетенных евреев СССР. В этом году хабадская Федерация еврейских общин России впервые разослала еврейским семьям 30000 комплектов мацы и других продуктов для седера из-за пандемии Covid-19.
В Азербайджане евреи регулярно запасаются мацой для употребления в течение многих месяцев после Песаха, рассказал Замир Исаев, раввин общины горских евреев столицы Азербайджана Баку. Среди его общины горских евреев, жившей на Кавказе не менее тысячелетия, «Песах – время великой преданности вере, и поедание мацы – ее часть». В то время как изготовление мацы при коммунистическом режиме было законным, рассказал Лазар, правила продажи и хранения сделали невозможным сохранение ее кошерности. В Азербайджане также, как отметил Исаев, «мацу можно было делать, но продавать ее разрешалось только в обычной пекарне. Рядом с хлебом, что, конечно, означало, что евреи не могли потреблять ее как кошерную». Чтобы получить кошерную мацу, евреи по всему бывшему Советскому Союзу приходили в подпольные пекарни – обычно в частные дома – за несколькими кусочками.
В украинской столице Киеве была подпольная пекарня мацы, которая тайно работала четыре десятилетия до 1990-х годов. Печь построил инженер – еврей. Посетители приносили свой маленький бумажный пакет с мукой, а персонал использовал ее для выпекания мацы. С тех пор пекарня была модернизирована и расширена под руководством главного раввина Украины Яакова Дов Блайха. До 2014 года он поставлял 200 тонн мацы ежегодно, в основном в русскоязычные страны. Но спрос резко упал после территориального конфликта между Россией и Украиной, который парализовал двустороннюю торговлю.
В России есть собственная фабрика по производству мацы, но «этого всегда недостаточно, и нам необходимо импортировать мацу из Израиля», – рассказал Лазар. В Днепре, городе на востоке Украины, есть еще одна фабрика, «Tiferet Hamatzot», которая специализируется на маце шмуре, продукте ручной работы, который некоторые евреи предпочитают из-за строгих кошерных стандартов его производства. «Я думаю, что получение здесь мацы вызывает особую гордость и удовлетворение», – заявил JTA главный раввин города Шмуэль Каменецкий. В Днепре многие местные евреи покупают мацу, которая в бывшем Советском Союзе продается лишь в нескольких кошерных магазинах и в синагогах, «чтобы подарить ее своим нееврейским друзьям как нечто экзотическое и интересное», – рассказал Каменецкий.
Покойный Любавичский ребе Менахем-Мендл Шнеерсон часто вспоминал, как его отец, Леви-Ицхак Шнеерсон, живший в Днепре, конфликтовал с советскими властями из-за мацы. Старший Шнеерсон получил разрешение на производство кошерной мацы. «Но это сделало его врагом власти, и именно по этой причине он был в конечном итоге арестован», – рассказал Каменецкий. Леви Ицхак Шнеерсон был выслан из Днепра в 1939 году и умер в Казахстане в 1944 году. «В конце концов, русскоязычные евреи рисковали своей жизнью, чтобы съесть мацу», – заметил Каменецкий. «Поэтому неудивительно, что она нравится им немного больше, чем другим евреям».