“Это война”, – заявила сенатор и выжившая в Аушвице Лилиана Сегре о борьбе с ультраправыми в Италии
92-летняя Лилиана Сегре, пожизненный сенатор, пережившая концентрационный лагерь Аушвиц и в этом году ставшая свидетелем того, как ультраправое правительство снова пришло к власти в Риме, заявила, что ее “личный кошмар” заключается в боязни того, что Холокост почти исчезнет из учебников истории, пишет журналистка “The Guardian” Анджела Джуффрида.
Сегре была единственной из своих родственников, пережившей Холокост, в результате которого погибло шесть миллионов евреев в рамках кампании нацистской Германии по уничтожению еврейского населения в Европе во время Второй мировой войны. “То, что Холокост может в конечном итоге превратиться всего в одну строчку в учебниках истории, — это мой личный кошмар”, – заметила Сегре в интервью “The Guardian”. “Это не пессимизм, а плод наблюдения. Я смотрю на некоторые факты как ученый – эксперимент вытатуирован на моей коже. Что-то пошло не так, и многое еще предстоит сделать”.
Сегре родилась в Милане и была исключена из школы в 1938 году после того, как Бенито Муссолини, итальянский фашистский диктатор и союзник Адольфа Гитлера, принял антиеврейские расовые законы. Сегре было 13 лет, когда 30 января 1944 года она была арестована фашистской полицией Муссолини и депортирована вместе с несколькими другими членами семьи в Аушвиц с центрального железнодорожного вокзала Милана. Ее разлучили с отцом, который был убит на следующий день. Ее мать умерла, когда она была совсем маленькой. Только 25 из 776 итальянских детей, отправленных в концентрационный лагерь, выжили. После возвращения в Италию Сегре жила со своими бабушкой и дедушкой по материнской линии в регионе Марке. Она публично рассказала о своем опыте в Аушвице только в 1990-х годах и с тех пор посвящает большую часть своего времени посещению школ и университетов, чтобы рассказать учащимся о Холокосте. “Мы, выжившие … обязаны свидетельствовать”, – заявила она. “История и память идут рука об руку и являются общим наследием человечества. Если память испарится, как туман, мир будет обречен, как Дантов круг ада, на вечный ужас”.
Президент Италии Серджо Маттарелла сделал Сегре пожизненным сенатором 18 января 2018 года – в 80-ю годовщину принятия расовых законов Муссолини. Оказавшись в центре внимания, она стала объектом угроз убийством, и с 2019 года ее обязались сопровождать полицейские. Угрозы в ее адрес усилились после того, как она была назначена председателем сформированной в 2019 году парламентской комиссии по борьбе с расизмом, антисемитизмом и разжиганием ненависти. Сегре недавно получала угрозы расправы от антипрививочников из-за ее поддержки вакцинации против Covid-19. Она – самый пожилой человек в Европе, у которого есть полицейская охрана. “Жить под охраной полиции в возрасте 92 лет — это невероятно”, – заметила Сегре. “Я подверглась расистским нападкам, невероятным вещам. Это никогда не происходит лицом к лицу; все это усиливается онлайн – в закрытом месте, где ненавистники за клавиатурой дают волю худшим человеческим инстинктам с подлинной жестокостью, с закрытыми лицами и кличками, замаскированными под ласкательные имена. Боюсь, эффективных лекарств от расизма и нетерпимости не существует. С ними нужно бороться. Это война, как говорил Примо Леви”.
Леви был писателем, который также был одним из немногих итальянских евреев, переживших Освенцим, и его книга “Если это человек” является одним из самых уважаемых рассказов о Холокосте от первого лица.
Будучи пожизненным сенатором, Сегре председательствовала при возобновлении работы парламента в октябре после всеобщих выборов в конце сентября, на которых партия премьер-министра Джорджии Мелони “Братья Италии” с неофашистскими корнями пришла к власти в коалиции с ультраправой Лигой Маттео Сальвини и “Вперед, Италия!” Сильвио Берлускони. Во время предвыборной кампании Сегре призывала Мелони убрать неофашистский трехцветный флаг с официального логотипа ее партии, но была проигнорирована. Сегре произнесла сильную речь на открытии нижней палаты парламента, в ходе которой она напомнила о влиянии фашизма на ее молодость. А также отметила тот факт, что новое правительство пришло к власти в месяц, который ознаменовал столетие марша Муссолини на Рим, события, положившего начало эпохе фашизма в Италии.
Позже Сегре пожала руку и получила цветы от новоизбранного спикера палаты представителей Игнацио Бенито Мария Ла Русса, который коллекционирует фашистские памятные вещи. Ла Русса подвергся критике 26 декабря после празднования 76-й годовщины со дня создания несуществующего Итальянского социального движения, неофашистской партии, одним из основателей которой был его отец. “Речь была написана от чистого сердца, зная, что новое парламентское большинство вдохновлено идеалами правых с некоторым ностальгическим вдохновением”, – рассказала она. Фашизм и воссоздание фашистских партий запрещены конституцией Италии. “Наша конституция антифашистская, что-то вроде звездного щита. Уважать и применять ее – долг, эликсир демократической жизни”, – заявила Сегре, добавив, что она “гордится” своей ролью пожизненного сенатора. “Я, выжившая на полях сражений, неожиданно стала членом парламента в этот период своей жизни. Я надеюсь на будущее, что память восторжествует”.