Новости

Это безумие: шокирующая история нацистского лагеря в США

5 ноября 2021, 15:30 Кино
Поделиться

Фильмы о Холокосте, слишком обширны по своему охвату, чтобы их можно было включить в военную драму, представляют собой целый жанр, собирающий потенциально бесконечное количество трагедий, больших и малых, пишет «The Guardian».

История самого массового злодеяния 20-го века сопровождается тысячами ссылок, изображающими невоспетую храбрость и невыразимое зло, которые теперь постепенно расширяются средствами массовой информации. Израильские режиссеры-документалисты Даниэль Сиван и Мор Луши выделили одну такую ​​необычную историю для своего последнего совместного проекта — снятого для «Netflix» короткометражного фильма «Конфиденциальный лагерь», обратив внимание на очень секретную военную операцию, данные о которой были рассекречены лишь недавно.

«Во-первых, когда продюсеры Бенджи и Джоно Бергманн подошли к нам с этим и рассказали историю, мы не поверили этому», — заявил Сиван «Guardian». «Это было так необычно». История спрятанного в округе Фэрфакс на севере Вирджинии спецобъекта звучит как сюжет книги в мягкой обложке: солдаты-евреи, многие из которых были беженцами из Европы, присматривали за пленными нацистами в сюрреалистической домашней обстановке. На объекте, известном как «Почтовый ящик 1142», находились такие известные личности, как шпион Рейнхард Гелен и ученый-ракетчик Вернер фон Браун, которые подвергались допросам, с целью помочь союзникам одержать победу в «холодной войне». Но перед теми, кто отвечал за базу, также была поставлена ​​задача поддерживать качество жизни заключенных, что приводило к странным сценам, таким как прогулка в универмаге с бывшими чинами Третьего рейха, чтобы купить нижнее белье для их жен.

Снесенный бульдозером и похороненный в секрете до тех пор, пока Служба национальных парков не обнаружила руины в начале 2000-х, лагерь теперь служит предостережением для современных евреев и памятником тем, кто был до них. «У нас были часы этих интервью, и я очень хорошо помню, что мы были шокированы», — говорит Луши. «У меня был озноб. Там складывались невероятные отношения между еврейскими беженцами и нацистами. Об этом никто не знал, и люди, проводившие интервью, никогда никому об этом не рассказывали. Они даже не сказали своим женам или детям — они унесли этот секрет в могилу».

Сиван и Луши смогли пообщаться с Арно Майером и Питером Вессом, двумя ветеранами этой странной операции, которые, как считалось, были последними выжившими, способными внести ясность в ситуацию. С откровенностью и некоторой опаской двое мужчин вспоминают поразительный ежедневный контраст, эти двое мужчин вспоминают о путанице ежедневных противоречий между удовлетворением от страха своих пленных гостей и унизительным удовлетворением их потребностей. В одном из многих флешбэков, созданных как анимация, чтобы передать сказочное качество памяти, мы видим, как солдаты-евреи используют бесчеловечность нацистов против них, заполняя фургон пылью из пылесоса и позволяя садистам думать, что их отравили газом, как поступили бы они, если бы позиции были поменяны местами.

Бывшие военнослужащие утверждают, что были на высоком уровне и избежали явных пыток, вместо этого завоевав доверие заключенных, играя роль хозяев в их новой стране — Америке. «Вы можете слышать, как они спрашивают интервьюеров:« Это безопасно? Мы можем поговорить? Это не запретит цензура?» – говорит Сиван. «Всем потребовалось много времени, чтобы понять, что да, это безопасно обсуждать. Когда вы слушаете аудиозаписи, как только они заговорили, вы видите сочетание гордости и стыда одновременно. С одной стороны, они чувствуют, что собрали важную информацию и выполнили свою миссию. Но с другой стороны, они действительно принимали участие в обелении бывших нацистских ученых, чтобы они стали идеальными американскими героями».

Как объясняется в фильме, есть горькая ирония в судьбе Вернера фон Брауна, которого поносили во время войны вплоть до тех пор, пока правительство США не решило, что его научная проницательность может быть использована с пользой. В рамках операции «Скрепка» сотни нацистских ученых были доставлены в Штаты и задействованы до того, как их схватили соперники по космической гонке из Советского Союза. Этот отвратительный гамбит окупился, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин ступили на Луну. Но реабилитация фон Брауна как главного архитектора ракетных путешествий — награды, фотосессии рядом с президентом Кеннеди — оставила неприятный привкус во рту у тех, кто вспоминал о его отвратительных деяниях.

«Все мы знаем, что фон Браун знал об Аушвице и что он участвовал в нацистском режиме», — говорит Луши. «США, предоставив ему гражданство вместе со всеми другими учеными, показали, что для них важно». «Они разные, Арно и Питер», — добавляет Сиван. «То, что Питер действительно хотел донести, так это вопрос о том, могут ли плохие средства быть оправданы благим делом. Он верил, что цель была праведной, но средства ее достижения были настолько испорчены, что оно того не стоило. Однако Арно хотел поговорить о «холодной войне».

Во время Второй мировой войны, когда боевые действия еще продолжались, его миссия заключалась в том, чтобы начать борьбу с русскими. Дело в том, что США уже нацелились на нового заклятого врага, и шокирует то, насколько подвижна эта смена врагов. Кто когда-то был вашим другом и союзником, теперь источник всего зла. И эти нацисты, которые были пиком зла, внезапно стали нашими лучшими друзьями». Создатели фильма рассматривают эту главу прошлого как моральный и этический мысленный эксперимент с большим резонансом в настоящем, взвешивая прагматизм в национальных интересах против греха обеления. Превосходит ли создание эффективной коалиции мандат на привлечение фашистов к ответственности за свои действия?

Ни Сиван, ни Луши пока не могут ответить. «Я лично считаю, что зло есть зло, и не думаю, что несколько лет могут это изменить», — говорит он. «Люди, принимавшие участие в массовых убийствах, даже если они физически не участвовали в них, они поддерживали их». «Вы видите этих еврейских беженцев, которые бежали из Европы несколько лет назад, все их семьи были убиты во время Холокоста, и теперь им приходится налаживать отношения с нацистами?» – добавляет Луши. «Это абсолютно безумие. В конце концов, есть «красная линия». «Нацисты совершили преступления против человечности».

С учетом того, что при Трампе резко возросла активность нацистов внутри страны и паранойя в отношении России, вывод из этого жестокого урока социальных исследований очевиден: отвратительная тенденция игнорировать проступки ради политической выгоды никуда не делась. Мы по-прежнему повторяем ошибки предыдущих поколений, ставя то, что целесообразно, вместо того, что правильно, оставляя души мирных жителей, попавших под перекрестный огонь, чтобы их забыли, бросили или проигнорировали. Майер и Весс делятся своими воспоминаниями в надежде, что мы сможем разорвать этот круг и удержать наших лидеров на более высоком уровне гуманности. «Это не история прошлого», — говорит Сиван. «США сегодня сотрудничают с кучей мрачных режимов, в том числе с Израилем. Если вы посмотрите в любую точку мира, в Европу или Азию, все работают с тиранами и другими людьми, у которых руки в крови. Это тоже всегда в «национальных интересах». Это не история об ужасных вещах, которые произошли в далеких 1940-х годах. Мы не усвоили урок».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции