Энтузиаст из Туниса воссоздал упоминаемый в Библии пурпурный краситель из желез улиток
Энтузиаст из Туниса воссоздал краситель из желез морских улиток, вдохновленный школьным проектом десятилетней давности о древнем Карфагене и пурпурном красителе, который приносил сказочное богатство в античном мире, сообщает «Reuters».
Мухаммад Гассен Нуира работает в хижине в своем саду, обрабатывая улиток мурекса, используя методы, впервые разработанные финикийцами для получения красителя, известного как «тирский пурпур», который продается онлайн примерно за 2500 долларов за грамм. Этот краситель был настолько дорогим даже в древние времена, что римляне ограничили его использование элитой, чьи пурпурные одежды с бахромой стали символом правителей самой могущественной державы Средиземноморья. Древним финикийцам из современного Ливана торговля тирским пурпуром помогла построить торговую империю, которая основала новые колонии по всему Средиземноморью, в том числе в Карфагене, недалеко от современного Туниса, при мифической царице Дидоне.
«Это хобби началось, когда я был мальчиком на уроке истории, изучая хананеев, финикийцев и карфагенян и то, как они славились тем, что добывали пурпур из мурекса, и он было дороже золота», – рассказал Нуира. Годы спустя он заметил мертвого мурекса на пляже и, вспомнив свои уроки истории, решил поэкспериментировать со способами изготовления красителя. «С этого времени я начал свое авантюру», – заявил он. Считается, что финикийские поселенцы основали Карфаген примерно 3000 лет назад, и в конечном итоге он стал одной из великих держав древности с могучим флотом, базирующимся в почти неприступном портовом комплексе. Под командованием своего величайшего полководца Ганнибала, который провел боевых слонов через Испанию и Альпы, Карфаген почти завоевал Италию. Но в конце концов восторжествовал Рим. Позже город был восстановлен римлянами и в настоящее время является пригородом Туниса, с колоннами древних зданий, выступающими вдоль жилых улиц, и некогда могущественным портом, где находятся маленькие рыбацкие лодки, и с раковинами мурексов, усеивающими близлежащие пляжи.
Шли столетия, секрет превращения мурекса в тирский краситель постепенно забывался, пока несколько энтузиастов не начали пытаться воссоздать формулу. Нуира потратил 14 лет на разработку того, как производить краситель из мурексов, которых он покупает у местного рыбака, извлекая железы, ферментируя и вываривая их, и в конечном итоге получая крошечные количества пурпурного порошка. Для производства одного грамма тирского пурпура требуется 54 килограмма (119 фунтов) раковин мурекса, что нивелирует рентабельность. Огромные горы разбитых раковин, оставшихся от красильной промышленности прошлых веков, все еще встречаются вблизи великих финикийских центров. По словам Нуиры, сначала люди критиковали его новое хобби, жалуясь на то, сколько времени и энергии он ему посвящал. Но когда он начал получать результаты, люди увидели, что он обнаружил нечто особенное. «Критика превратилась в поощрение, и это побудило меня продолжать», – заключил он.