Экспозиция «Исраэлиана» в Музее Израиля демонстрирует ранние памятные вещи страны
Недавно выставленная коллекция произведенных в Израиле сувениров и предметов домашнего обихода «Исраэлиана», подаренная в память о Ядине Таненбауме, павшем в битве на Синае во время войны Йом-Кипура 1973 года, теперь является частью галереи «Еврейское искусство и жизнь» в Музее Израиля, сообщает «The Times of Israel». Вместе эти памятные вещи и история Таненбаума рассказывают часть истории Государства Израиль.
Часть предметов – небольшая коллекция декоративных тарелок, мануальные меноры и сигаретные коробки – была подарена родителями Таненбаума, Ривкой и Цви, которые когда-то собирали сувениры из металла с сионистской символикой. Они передали около 70 экспонатов в Музей Израиля в память о своем сыне, многообещающем флейтисте, которому предложили место в оркестре ЦАХАЛа, но вместо этого он выбрал боевую службу. Во время войны 19-летний танкист Таненбаум находился недалеко от Суэцкого канала, где его танк был одним из трех на передовой линии, сдерживающей египетские войска. Его танк был подбит, в результате чего Таненбаум погиб. Посмертно он был награжден медалью «За образцовое поведение» за храбрость в бою.
«Они пожертвовали часть своей коллекции Музею Израиля, чтобы позволить моему брату жить через искусство», – заявила Элла Корен, сестра Ядина, которой было 13 лет, когда его убили. «Для них это было самым естественным». Таненбаумы, давние коллекционеры ранних израильских металлических сувениров, сделанных в 1950-х и 1960-х годах и изображающих сионистскую иконографию, включая менору, сельскохозяйственные символы, были одними из первых собирателей «Исраэлианы», подчеркнула Корен, которая продолжила пополнять коллекцию после смерти родителей.
«Я выросла в этом», – заметила Корен. «Вы зацикливаетесь на красоте этих вещей, на том, чтобы узнать откуда они появились, чтобы узнать о художниках, создавших их». «Таненбаумы верили в утешающую силу всех видов искусства, будь то музыка, иудаика или живопись», – заключила Корен. Еще одним памятником их сыну было музыкальное произведение великого композитора Леонарда Бернстайна, к которому Таненбаумы подошли после его выступления в Тель-Авиве в 1976 году. Они хотели заказать произведение, и хотя Бернстайн заявил, что он не принимает таких заказов, он был глубоко тронут историей начинающего флейтиста Ядина. Он написал «Халиль», ноктюрн для сольной флейты, струнного оркестра и ударных, премьера которого состоялась в 1981 году в Израильской филармонии. Бернстайн посвятил «Халиль» духу Ядина и его «падших братьев», заявил автор, рассказывая New York Times, что ведет музыкальную борьбу между тональными и нетональными силами, «борьбу, включающую войны и угрозы войн, подавляющие желание жить».
Музыка Бернстайна и современные диковинки ранней сионистской истории были частью усилий Таненбаумов почтить память своего павшего сына даже после того, как они уйдут. «Мои родители подарили эти предметы давным-давно, – подчеркнула Корен. «Они начали это коллекционирование, а я продолжила, чтобы сохранить традицию».
Предметы, которые включают ханукальные фонарики с выгравированными сельскохозяйственными изображениями или в форме карты Израиля, гладкие подсвечники из нержавеющей стали, оформленные в стиле Баухауса, и пачка для сигарет, украшенная копиями оригинальных израильских монет, были частью ранней государственности Израиля и не являются произведениями искусства, отметила куратор Шарон Вайзер-Фергюсон. «Когда они создавались, они не создавались как произведения искусства», – подчеркнула Вайзер-Фергюсон, чей отдел глубоко погрузился в исследования этих сионистских безделушек. «Я уверена, что те, кто их делал, никогда не думали, что эти предметы будут в музее».
Создание сувениров из металла восходит к 1948 году и даже раньше. Школа искусств и дизайна Бецалеля, основанная в 1906 году художником и живописцем Борисом Шацем, предлагала семинары по изготовлению предметов декоративного искусства из серебра, кожи, дерева, латуни и ткани. Художники, прошедшие обучение в Бецалеле, такие, как художник Зеев Рабан, затем сотрудничали в создании произведений для небольших семейных фабрик, которые производили сувениры. «Pal-Bell» была одной из первых компаний по производству металлоизделий, основанной в 1939 году венгерским художником Морисом Аскалоном (урожденным Моше Кляйном). В 1948 году, во время Войны за независимость, завод был переоборудован для производства боеприпасов. Аскалон привнес в некоторые сувениры химическую зеленую патину, придавая им нарочито древний вид. Позже этой технике подражали другие израильские компании по производству металлических сувениров, а зеленые металлические пластины и коробки были любимыми покупками туристов, посещающих Израиль. Серебро и металл были популярными материалами, потому что это было то, что люди могли себе позволить, заявила Вейзер-Фергюсон, а в «Исраэлиане» появились всевозможные предметы, необязательно ритуальные. Со временем другие компании, производившие сувениры из металла, расширили свое производство за счет керамики и стекла, с более современным дизайном и меньшим упором на сионистскую иконографию.
По словам Вайзер-Фергюсон, коллекция Музея Израиля, насчитывающая около 100 предметов, в основном состоит из пожертвований. Хотя музей обычно отказывается от пожертвований предметов. «Если мы не соберем их сейчас, будет труднее собрать их через 20, 30 лет», – подчеркнула она. «Это произведения, которые являются частью жизни; они не являются произведениями искусства».