Новости

Два экс-президента Аргентины дали показания по делу еврейского центра AMIA

29 октября 2017, 12:00 аргентина
Поделиться

Два бывших президента Аргентины были вызваны в суд в ходе двух различных судебных процессов, связанных с взрывом еврейского центра AMIA, в результате которого погибло 85 человек и было ранено 300 человек. Карлос Менем и Кристина Фернандес де Киршнер появились в отдельных залах суда в столице 26 октября.

Менем, являлся президентом страны два срока с 1989 по 1999 год, входит в число 13 обвиняемых, представших перед судом за взяточничество и препятствовавших расследованию взрыва еврейского центра в 1994 году.

Первоначальное расследование не привело к какому-либо значимому результату после трехлетнего судебного процесса, который закончился в 2004 году. Председательствовавший на том процессе судья Хуан Хосе Галеано теперь входит в число подсудимых. Рубен Бераджа, бывший глава еврейской политической зонтичной организации DAIA, также является ответчиком, и обвиняется как соучастник в предполагаемом взяточничестве. Менем якобы одобрил выплату 400 000 долларов автомеханику, которому было настоятельно предложено давать показания против полицейских, и таким образом скомпрометировать политического соперника Менема. В 2005 году присяжные уволили Галеано, и дело было передано федеральному судье Родольфо Каникобо Корралу и прокурору Альберто Нисману.

В результате проведенного Нисманом расследования и выдвинутых им подозрений об участии Ирана в нападении, Аргентина добивается выдачи семи иранцев за их предполагаемые роли в организации взрыва.

Обвинение против Киршнер, которая также являлась президентом страны два срока, с 2007 по 2015 год, касается соглашения, подписанного Аргентиной в 2013 году с Ираном о совместном расследовании терактов. Нисман, который был главным обвинителем по делу AMIA, заявил, что подписав соглашение, Киршнер и ее администрация согласились скрыть участие Ирана в теракте в обмен на нефть. Нисман был найден мертвым в своей квартире в Буэнос-Айресе в январе 2015 года накануне его выступления против Киршнер; причина его смерти остается неопределенной.

Федеральный суд в 2014 году постановил, что соглашение было неконституционным, что побудило правительство подать апелляцию. В декабре 2015 года новое правительство Аргентины при президенте Маурисио Макри отозвало апелляцию, фактически аннулировав соглашение. Аргентинские суды обвинили Иран в организации атаки, хотя Иран отрицал какую-либо причастность ко взрыву.

Киршнер 26 октября сказала судье Клаудио Бонадио, что соглашение было принято для того, чтобы добиться успеха в расследовании и разрешить обвиняемым иранцам давать показания в Тегеране перед аргентинским судьей. «Обвинение в государственной измене смешно, – сказала Киршнер журналистам после того как час давала показания в федеральном суде в Буэнос-Айресе. – Правительство стоит за этим обвинением, и единственная измена здесь – оказание давления на лидеров оппозиции, использование Министерства юстиции для преследования оппозиционных политиков».

На прошлой неделе бывший министр иностранных дел Эктор Тиммерман, обвиняемый вместе с Киршнер и другими бывшими правительственными чиновниками, отказался отвечать на вопросы судьи. Вместо этого он представил заявление на 160 страницах, в котором он отрицал, что он провел тайную встречу в Алеппо, Сирия, для переговоров по соглашению с Ираном. Он сказал, что соглашение должно было продвигать расследование AMIA.

Оба бывших президента имеют иммунитет после того, как выиграли выборы, заняв места в аргентинском сенате, верхней палате парламента. Парламент может проголосовать за отмену иммунитета парламентариев по просьбе Министерства юстиции.

JTA

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции