Документы Франца Кафки выставлены в Национальной библиотеке
Национальной библиотеке Израиля потребовалось около 60 лет, чтобы выставить свою коллекцию писем, книг, рисунков и блокнотов Франца Кафки, из-за запутанного путешествия этих материалов, напоминающего о жутком вымышленном мире знаменитого писателя, пишет журналистка «The Times of Israel» Джессика Стейнберг.
Выставка «Кафка: метаморфоза автора» открылась 1 декабря в Национальной библиотеке Израиля, в день, когда литературный мир отмечает 100 лет со дня смерти писателя. Выставку можно будет увидеть до июня 2025 года.
Впервые Национальная библиотека выставляет около 89 оригинальных предметов, относящихся к писателю 20-го века, из своих архивов, будучи одним из трех учреждений в мире, хранящих предметы из личного и литературного архива Кафки.
«Я начал думать об этой выставке шесть лет назад», — рассказал один из трех кураторов выставки Стефан Литт, добавив, что библиотека отложила открытие выставки в июне прошлого года из-за продолжающейся войны. Преданность и время, потраченные на проектирование и организацию коллекции, очевидны в этой обширной, многопредметной выставке, кураторами которой являются Литт, Нетта Ассаф и Карин Шабтай. На выставке представлены предметы, которые освещают историю жизни Кафки, его работы, его отношения и его отношение к иудаизму, идишу и сионизму.
Первый раздел выставки был разработан как своего рода свободный лабиринт дизайнером выставки и партнером – куратором Хадас Эфрат с несколькими параллельными разделами. Один из них посвящен ранней семейной жизни Кафки; другой — его еврейским корням и тому, как он начал изучать иудаизм и учить иврит в начале 1920-х годов. Здесь представлены увеличенные версии его эскизов и картин, некоторые из которых предшествовали его творчеству, а также оригинальные работы, заказанные израильскими художниками, вдохновленными стилем Кафки.
В другом разделе рассматриваются культурные произведения, включая театральные постановки, анимацию и другие реконструкции рассказов Кафки. Конструкция в виде замка в центре одной из галерей отдает дань уважения последнему роману Кафки, «Замку», с большим количеством его оригинальных рукописей и личных писем. Также выставлено его знаменитое завещание, в котором Кафка просил сжечь все его произведения после его смерти, 100-страничное «Письмо отцу», а также упражнения по ивриту и фотографии Кафки с семьей и друзьями. Есть рассказы о женщинах в его жизни — он был помолвлен несколько раз, но никогда не был женат — и упоминание о том, что Кафка и его последняя партнерша мечтали переехать в Тель-Авив и открыть ресторан.
Это собрание различных материалов, с первыми изданиями некоторых его рассказов, трогательным некрологом, написанным для Кафки, и набросками мрачных шуток, которыми он делился с друзьями во время Первой мировой войны. Есть даже листы с записями разговоров из последних дней Кафки, когда у него больше не было сил говорить. «Это сделано для того, чтобы понять Кафку через его рассказы и его жизнь», — заявила куратор Ассаф.
Отношения библиотеки с Кафкой начались задолго до смерти писателя в 1924 году в возрасте 40 лет от туберкулеза, когда лучший друг Кафки, его литературный душеприказчик Макс Брод, пренебрег последним желанием своего друга сжечь его неопубликованные произведения и вместо этого опубликовал их. Затем, в 1939 году, когда нацисты оккупировали Прагу, Брод покинул Чехословакию на последнем поезде с чемоданом произведений Кафки и сел на корабль. Оказавшись в Подмандатной Палестине, Брод был обеспокоен тем, что в его доме хранятся сочинения Кафки, и передал их немецко-еврейскому издателю Шломо Шокену, у которого в подвале был сейф. Когда Брод умер в 1969 году, сокровищница материалов перешла к Эстер Хоффе, подруге Брода, которая также была его секретаршей и, возможно, его любовницей. Хоффе хранила большую часть материалов до своей смерти в 2007 году, хотя она продала на аукционе в 1988 году за 2 миллиона долларов оригинальную рукопись «Процесса». Но конечный пункт назначения материалов был неопределенным.
Национальная библиотека Израиля утверждала, что бумаги Кафки предназначались для передачи в дар учреждению, а дочери Хоффе утверждали, что бумаги принадлежали им и они могут их продать. Верховный суд Израиля в 2016 году постановил, что архив Кафки является культурным достоянием, которое должно быть передано на хранение в Национальную библиотеку Израиля, и он прибыл туда три года спустя. Было несколько задержек с экспозицией материалов, в том числе ожидание открытия нового здания библиотеки стоимостью 860 миллионов шекелей (225 миллионов долларов) в октябре 2023 года.
Выставка включает около половины библиотечных фондов Кафки, рассказал Литт, с этикетками для каждого предмета на иврите, английском и арабском языках. «Я спросил себя: «Кто этот парень?»», — заметил Литт, который признал, что иногда находит произведения Кафки непонятными. «В этом и заключается идея выставки. Вы можете уйти с большим количеством вопросов, чем когда вы пришли, и это нормально для Кафки».