Документальный фильм BBC раскрывает финансовую империю ХАМАСа
В документальном фильме описываются «огромные суммы денег», хранящиеся за пределами сектора Газа, которые ХАМАС использует для финансирования своих террористических операций, пишет журналистка «Jewish Chronicle» Джейн Принсли.
Фильм журналиста «BBC Panorama» Джона Уэра, вышедший в эфир вечером 19 февраля, подробно описывает часть финансовых операций ХАМАСа, которая включает в себя использование финансирования международных агентств по оказанию помощи для оплаты основных государственных расходов, чтобы другие потоки доходов могли быть использованы для оплаты вооруженных сил. В то время как миллиарды прибывали из международных агентств по оказанию помощи, Организации Объединенных Наций и Европейского Союза, чтобы тратить их на гуманитарную помощь, ХАМАС мог тратить деньги из других источников – таких как налоги, катарское и иранское финансирование – на военные операции.
Создателям фильма был предоставлен доступ к документам, которые, по словам израильской разведки, принадлежат ХАМАСу и раскрывают, как террористическая группировка заработала часть своих миллионов. Документы охватывают инвестиционный портфель из более чем 40 компаний с 2018 года на сумму около 0,5 млрд долларов. Министерство финансов США заявило, что компании, перечисленные в документах, «принесли огромные суммы доходов», в то время как сектор Газа сталкивается с «тяжелыми жизненными и экономическими условиями». В Саудовской Аравии, Судане, Египте, Персидском заливе и других странах компании, связанные с ХАМАСом, занимались дорожным строительством, недвижимостью, туризмом и иными бизнесами. США указали, что шесть компаний прямо или косвенно принадлежат ХАМАСу.
Том Китинг из Центра исследований финансовой преступности при RUSI рассказал, что эти компании были «способом такой организации, как ХАМАС, хранить свои деньги за пределами сектора Газа в безопасном хранилище… и в то же время получать доход». Одной из перечисленных компаний, «Trend», руководил Хамид Абдулла аль-Ахмар, который связан с ХАМАСом и его руководством. Аль-Ахмар назвал 7 октября «широким и ревущим наводнением, которое никогда не прекратится, пока оккупация любимой Палестины не будет побеждена». Аль-Ахмар ушел с поста председателя «Trend» в ноябре 2022 года, но остается главой ее материнской компании. Часть богатства, поддерживающего ХАМАС, хранится в Турции, которую Китинг описывает как «дом для финансовых экспертов, которые прямо или косвенно поддерживают ХАМАС».
Китинг подчеркнул финансовую мощь компаний и заявил: «Финансовое руководство может отказаться от работы, которую они выполняют для террористической организации, и занять руководящую позицию в индексе FTSE100». Он продолжил: «Если международное сообщество поддерживает ХАМАС, например, в выплате зарплаты бюрократам, то ХАМАСу не придется тратить эти деньги на бюрократов; это деньги, которые он может использовать на другие вопросы – например, на строительство туннелей, на вооружение своей армии». Эксперт по финансовым преступлениям заявил, что это «справедливая оценка» того, что некоторые страны – доноры поддерживали военную машину ХАМАСа.
Бывший офицер израильской службы безопасности «Шин Бет» Миха Куби, который допрашивал лидера ХАМАС Яхьи Синвара, рассказал, что Синвар «был по-настоящему харизматичным человеком, он был умен; жаль, что все его мысли были о том, как убивать евреев и неверных. Таковы были его мысли, полные ненависти к евреям и неверным». Куби заявил: «Находясь в тюрьме, Синвар тайно налаживал связи с Ираном, чтобы попытаться прорвать блокаду». По словам бывшего офицера службы безопасности, Синвар отправил в Иран сообщения с просьбой предоставить оружие и инструкторов. Есть видеозапись, в которой Синвар заявляет: «Если бы не поддержка Ираном сопротивления в Палестине, у нас не было бы этих возможностей». В 2011 году Синвар вместе с более чем 1000 палестинскими заключенными был освобожден из израильской тюрьмы в рамках обмена Гилада Шалита.
В документальном фильме Уэр рассказал: «Пока Иран финансировал ХАМАС, деньги также поступали из другого источника: государства Персидского залива Катар. ХАМАСу нужны были деньги для выплаты зарплат госслужащим, и часть из них была доставлена наличными с благословения Израиля». Уди Леви был главой отдела экономической войны «Моссада» до 2016 года. Леви описал: «У Катара был специальный посланник, который каждый месяц приезжал на частном самолете, прилетал в Газу с чемоданом, отдавал его ХАМАСу, здоровался и возвращался – вот и все». Леви рассказал, что, пока ХАМАС был у власти, «никто точно не знал, что происходит – сколько денег они практически дали людям».
ХАМАС получает значительные суммы от налогообложения товаров, пересекающих блокаду – по словам Леви, все, что ввозится и вывозиться из сектора, облагается 30-процентным налогом, который идет прямо террористической группировке. «Panorama» поясняет, что некоторые представители израильской разведки считают, что войны можно было бы избежать, если бы финансы террористической группировки были уничтожены. Леви рассказал, что он «много раз» говорил премьер-министру Биньямину Нетаньяху, что его управление «Моссада» располагает «финансовыми инструментами», чтобы нанести ущерб ХАМАСу. Он утверждал, что, когда он довел до сведения Нетаньяху документы о финансах ХАМАСа, премьер-министр сказал: «Хорошо, спасибо», но не стал действовать в соответствии с разведданными. В 2019 году Нетаньяху заявил своей партии, что ключом к его стратегии является сохранение власти ХАМАСа, но в последнее время он отрицал помощь в создании террористической группировки. Леви считает, что финансовая атака на террористов могла бы предотвратить создание «монстра, которого создал ХАМАС».