Доклад говорит об «отсутствии амбиций» у Франции по возвращению украденных у евреев произведений искусства
Внутренний отчет правительства Франции подверг критике «неэффективность и отсутствие амбиций» у официальных усилий по возвращению, украденных у евреев во время Второй мировой войны произведений искусства.
Доклад, попавший в распоряжение AFP, был заказан бывшим министром культуры страны, и он говорит о «40-летнем бездействии» в отношении тысяч произведений искусства, конфискованных у евреев во время нацистской оккупации или тех, которые они были вынуждены продавать за меньшую стоимость, чем их реальная ценность.
«Государство и национальные музеи, в частности, платят за 40 лет бездействия», – сказал ее автор Давид Зиви, высокопоставленный государственный служащий и эксперт по вопросам наследия. Франция в последние годы активизировала свои усилия по возвращению украденного искусства законным владельцам, используя генеалогических экспертов для отслеживания потомков семей. Но в докладе говорится, что даже этого было «недостаточно из-за отсутствия координации, управления и прозрачности».
Зиви призвал правительство создать специальную службу, посвященную возвращению произведений искусства, причем около 2 108 объектов, которые когда-то принадлежали евреям, все еще находятся в национальных коллекциях. Он предположил, что в качестве «символического жеста» произведения искусства, чья собственность не может быть установлена даже после интенсивных исследований, должны быть переданы властями в Музей еврейской истории в Париже. Зиви сказал, что прогресс в деле определения семей первоначальных владельцев был настолько медленным, что только 35 работ были возвращены со времени последнего крупного доклада по этому вопросу 17 лет назад.
Считается, что у французских евреев или евреев, которые бежали во Францию до немецкой оккупации были украдены до 100 000 произведений искусства и миллионы книг. Союзники нашли около 60 000 пропавших произведений искусства после войны в Германии и вернули их Франции. Две трети были возвращены их первоначальным владельцам к 1950 году, говорится в докладе. Некоторые из оставшихся были в конечном итоге проданы государством, за исключением более чем 2000 произведений, которые были сохранены во французских музеях из-за их художественной ценности.
В 2013 году для решения проблемы была создана комиссия экспертов, историков и архивистов, но прогресс был медленным. В феврале Франция вернула три картины фламандского мастера Йоахима Патинира потомкам семьи Бромберг, которые были вынуждены продать их, когда бежали от нацистов. Два года назад она передала семье бывших владельцев еще одну картину 16-го века – «Портрет мужчины» одного из последователей антверпенского художника Юоса ван Клива. В докладе говорится, что новая система борьбы с разграблением еврейского искусства может быть использована в качестве модели для французских музеев для решения проблемы реституции искусства, взятого из ее бывшей империи при спорных обстоятельствах.
Президент Франции Эммануэль Макрон попросил французского искусствоведа Бенедикта Савойя и сенегальского писателя, и экономиста Фелвина Сарра изучить предысторию африканского искусства во французских музеях. Они должны опубликовать свой отчет в ноябре. Отчет Зиви был заказан бывшим французским министром культуры Одри Азулай, которая сейчас возглавляет ЮНЕСКО.