Доказательство существования статуи ханаанского божества в натуральную величину, обнаружено в библейском Лахише
Первые археологические свидетельства существования статуй божеств в натуральную величину в Леванте были обнаружены археологом Еврейского университета Йосефом Гарфинкелем, предлагающим новое понимание культовых практик древних ханаанеев.
Согласно известному мидрашу, раввинскому толкованию библейского текста, праотец евреев Авраам начал свой путь, который привел его к тому, чтобы стать первым монотеистом в мире, сокрушив идолов, которых его отец Терах изготовливал и продавал в своей мастерской. Как видно из Библии и из исторических текстов разных народов, а также из археологических находок, статуи играли центральную роль в духовной жизни на древнем Ближнем Востоке и за его пределами. Ханаан, земля, которую, согласно Библии, Б-г предназначал Аврааму и людям, которые произойдут от него, без исключения. Когда народ Израиля получил десять заповедей во время своих странствий по пустыне, которые привели его от рабства в Египте ко входу в Землю обетованную, запрет на создание какого-либо образа божества стал вторым после утверждения единства Б-га , «Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им», – говорилось в книге «Шмот» (20: 4-5).
Если в течение десятилетий в регионе были обнаружены многие статуэтки и скульптуры меньшего размера, то в Леванте не было обнаружено ни одной неповрежденной статуи в натуральную величину, несмотря на исследование более ста храмов, объясняет Гарфинкель в статье, опубликованной в июньском номере журнала «Antiquity». Исследователь является содиректором раскопок в Тель-Лахише, известном ханаанском центре, который также упоминается в Библии. Раскопки проводятся совместно Институтом археологии Еврейского университета Иерусалима и Институтом археологии Южного адвентистского университета. Недавно обнаружив предмет, похожий на лопаточку, ученый заметил некоторые параллели с подобным предметом, ранее обнаруженным в Асоре в Верхней Галилее, другом ханаанском месте.
«Два скипетра из Лахиша и Асора датируются окончанием власти ханаанев в этих местах (двенадцатый и тринадцатый века до н. э. соответственно). Оба происходят из культовой среды, имеют одинаковый размер и сделаны из бронзы, покрытой серебром», – написал он в статье. Кроме того, две находки – каждая из которых имеет длину несколько сантиметров – поразительно напоминают третий артефакт: скипетр, который держала статуэтка высотой 27 сантиметров, найденная в Мегиддо почти столетие назад. «Мегиддо был важным ханаанским городом на севере Израиля, расположенным на главном пути из Месопотамии в Египет», – пояснил Гарфинкель. «Его местонахождение означало, что большинство крупномасштабных военных вторжений в Левант проходили рядом с этим местом, что объясняет его связь с концепцией «Армагеддона», битвы в конце времен».
Статуэтка, изготовленная из бронзы, но полностью покрытая золотом, изображает сидящего божка, держащего лопатообразный скипетр, она выставлена в музее Восточного института Чикагского университета, который проводил обширные раскопки в Мегиддо в 1920-х и 1930-х годах. «Форма этого скипетра представляет собой миниатюрную версию объектов, обнаруженных в Лахише и Асоре», – отметил исследователь, подчеркнув, что фигура была идентифицирована как ханаанское божество Эль. Сравнивая эти три предмета, Гарфинкель смог предположить, что более крупные артефакты, вероятно, были частью скульптур, пропорциональных их размеру. «Археологический контекст объекта из Лахиша и его иконография убедительно свидетельствуют о том, что он принадлежал статуе ханаанского бога Эла в натуральную величину. Повышение осведомленности и понимания этих открытий может помочь выявить другие такие остатки статуй в натуральную величину на Ближнем Востоке и за его пределами, а также стимулировать дискуссию о том, какие силы, воплощали эти фигуры», – заключил он в статье.