Доходы от продажи картины Моне на аукционе перейдут к наследникам ее первоначального владельца – немецкого еврея
Пейзаж художника – импрессиониста Клода Моне, который его первоначальный владелец – еврей был вынужден продать перед бегством из нацистской Германии, будет выставлен на аукцион в следующем месяце, а часть выручки от продажи пойдет наследникам первоначального владельца, сообщает «ARTnews».
Картина Моне «Пруд, эффект снега» (1874-1875) будет продана 12 мая на аукционе «Christie’s» в Нью-Йорке. Мировое соглашение, организованное отделом реституции «Christie’s», гласит, что выручка от продажи будет разделена между потомками первоначального владельца картины Рихарда Семмеля и французской семьей, которая в настоящее время владеет картиной. Ожидается, что картина будет продана за 18–25 миллионов долларов.
Владелец текстильной фабрики в Германии, обладавший обширной коллекцией произведений искусства, Семмель приобрел картину Моне у немецкого торговца в 1898 году. Ранее произведение экспонировалось на «Первой выставке импрессионистов» в 1874 году. Нацисты преследовали Семмеля за то, что он был евреем, богачом и членом Демократической партии Германии. Прежде чем бежать из Германии в Нидерланды в 1933 году, он выставил на аукцион сотни произведений искусства из своей коллекции. «Пруд, эффект снега» осталась непроданной и позже перешла во владение французского коллекционера произведений искусства Филиппа Лири, а затем и его потомков, которые являются нынешними владельцами картины, сообщает «ARTnews».
Семмель бежал из Нидерландов в 1939 году, прежде чем нацисты вторглись в страну, и прибыл в Нью-Йорк в 1941 году, где жил до своей смерти в 1950 году. Его единственным наследником была его подруга и опекун Грета Гросс-Айзенштадт, которая умерла в 1958 году. Ее потомки были проинформированы о картине в марте, после того, как отдел реституции «Christie’s» изучил произведение искусства, и урегулирование было завершено в течение одного дня. Международный директор «Christie’s» по искусству 20-го и 21-го веков Аника Гантрум, заявила «ARTnews», что картина Моне является «важным историческим документом искусства». «С точки зрения даты и вида картины мы находимся на родине импрессионизма», — пояснила она. «Это настоящий отход от салонных изображений природы, которые были обычным явлением в то время. Импрессионизм, как правило, выглядит легко для глаз и легко усваивается, но мы должны помнить, насколько революционным он был в то время». Она добавила, что место действия картины, деревня Аржантей в пригороде Парижа, была «изначальной музой для художников – импрессионистов».
Адвокат потомков Гросс-Айзенштедт сообщил «ARTnews», что коллекция Семмеля уже два десятилетия вызывает иски о реституции, связанные с другими произведениями искусства. В прошлом году «Museum de Fundatie» в Зволле, Нидерланды, согласился выплатить реституцию наследникам Семмеля за картину Бернардо Строцци 1635 года «Христос и самаритянка у колодца», которую Семмель был вынужден продать под давлением в нацистскую эпоху.