Для евреев Украины угроза войны пробуждает воспоминания о прошлых ужасах
Раввин Одессы Авраам Вольф готовится к войне, пишет журналист «The New York Times» Майкл Швирц.
По его словам, он купил достаточно сахара, макарон и консервов, чтобы прокормить свою паству в течение года. Он нанял около 20 охранников – израильтян на случай, если начнутся беспорядки и грабежи. Раввин также рассказал, что на случай, если начнутся военные действия, он нашел бомбоубежища в городе и него есть достаточно автобусов в резерве, чтобы эвакуировать 3000 человек из Одессы. «Даст Б-г, войны не будет, но мы не имеем права не быть готовыми».
Некоторые еврейские общины Украины встревожены, особенно в Одессе, где последовательные волны насилия, от еврейских погромов в начале 20-го века до массовых казней евреев нацистами во время Второй мировой войны, оставили неизгладимые шрамы. «Одесская община пережила много травм», – заявил раввин Рефаэль Крускал, который руководит рядом детских домов и еврейских школ в Одессе, также сообщивший, что он нанял израильских охранников и обеспечил автобусы для эвакуации. «Есть люди, которые видели это, которые прошли через это, особенно пожилые люди», – заявил раввин Крускал, чьи отец и тесть пережили концентрационные лагеря. «Поэтому я думаю, что именно поэтому еврейские общины более взволнованы, более обеспокоены или более подготовлены, чем другие».
На прошлой неделе представитель Украины в «Объединенной Хацале», израильской добровольной службе неотложной медицинской помощи, посетил Одессу, чтобы проверить подготовку к эвакуации и подтвердить наличие медицинского оборудования, такого как дефибрилляторы. Директор одесского музея Холокоста рассказал, что посещает курсы оказания первой медицинской помощи и учится стрелять. Но есть еще одна угроза, которой опасаются многие евреи, символизируемая свастикой, которую кто-то недавно намалевал черным маркером на стене, ограждающей двор 80-летней Светланы Лисициной. Хотя антисемитское насилие в Одессе относительно редкое явление, некоторые евреи опасаются, что оно может пробудиться из-за войны. «Это беспокоит меня больше всего на свете», – заявил 72-летний Семен Абрамович, старший научный сотрудник Музея Холокоста, проживший всю жизнь в Одессе. Трагедия одесских евреев усугубляется тем фактом, что когда-то их община была такой процветающей.
В конце 19 века Одесса, в то время жемчужина Российской империи, занимала третье место по численности еврейского населения в мире после Нью-Йорка и Варшавы. Там были еврейские университеты и школы, принадлежащие евреям фабрики и театры, а также около 40 синагог, рассказала Нюся Верховская, одесситка в шестом поколении, которая руководит городским музеем еврейской истории. Однако в 20-м веке многие евреи погибли — сначала в антиеврейских погромах при последнем русском царе, а потом в сталинских «чистках», а затем от рук румын, оккупировавших Одессу как союзники нацистов (тогда в Одессе и ее окрестностях погибло около четверти миллиона евреев). «Если вы посмотрите на карту, то почти весь центр Одессы, – рассказала госпожа Верховская, — это могила». К моменту распада Советского Союза евреи, которые когда-то составляли почти половину населения Одессы, составляли всего 6%. Там была только одна полуразрушенная синагога.