Новости

Детективам-любителям предлагают присоединиться к поискам книг из еврейской библиотеки, разграбленной нацистами

4 июля, 19:00 литература
Поделиться

Накануне Второй мировой войны Высший институт иудаики в Берлине олицетворял авангардную эпоху в изучении современного иудаизма и философии, принимая студентов от ведущего мыслителя Лео Бека до чешского еврейского писателя Франца Кафки и первой женщины – раввина, Регины Йонас, пишет журналистка JTA Шира Ли Бартов.

Здесь также располагалась одна из крупнейших и наиболее важных еврейских библиотек в мире — около 60000 книг по теологии, истории и литературе, которые отражали разнообразие общины немецких евреев до Холокоста. От института, известного по-немецки как «Hochschule für die Wissenschaft des Judentums», и его легендарных книжных полок осталось мало следов: нацисты закрыли Высшую школу, убили многих ее членов и разграбили ее библиотеку. После поражения Германии книги разлетелись по всему миру. Но группа исследователей считает, что они смогут найти эти потерянные книги — с помощью общественности.

Международный проект Института Лео Бека «Библиотека потерянных книг» создал серию онлайн- и офлайн – выставок, направленных на привлечение участников из разных стран. Последняя выставка открылась в прошлом месяце в лондонской Винеровской библиотеке Холокоста после аналогичных мероприятий в Берлине и Праге и продлится до 10 июля. «Это очень важная часть всего проекта — вовлечь общественность в поиск украденных нацистами книг», — рассказала JTA научный сотрудник Института Лео Бека в Иерусалиме Беттина Фарак. «Эксперты пытались найти эти изъятые книги на протяжении последних 20 лет, и, хотя наши коллеги приложили к этому немало усилий и нашли немало книг, еще многое предстоит сделать, и это нельзя сделать с помощью лишь горстки экспертов».

На данный момент Фарак и ее коллеги нашли 5000 из 60000 книг Высшей школы. Они фактически объединяют тома в онлайн – библиотеку, оставляя сами книги там, где они были обнаружены, в учреждениях Германии, Чехии, Великобритании, Израиля, США, Мексики и Южной Африки. Без преемника Высшей школы никто не может потребовать вернуть книги. Работая с 1872 по 1942 год, Высшая школа стала пионером иудаики как исследовательской дисциплины наряду с обучением раввинов. До того в Германии были семинарии, для обучения раввинов, но не было места для научного изучения еврейской истории и культуры. «Отчасти это произошло из-за нежелания государственных университетов Германии интегрировать иудаику в свои учебные программы», — рассказала Фарак. «Конечно, можно было изучать христианскую теологию в университетах, но не было возможности изучать иудаику. И поэтому нужно было учреждение, которое действительно предлагало такую ​​​​возможность».

Обширная библиотека школы поддерживала ее интеллектуальный диапазон. Студентам, исследовавшим отношения между религиями, были доступны работы как по еврейскому, так и по христианскому богословию. Рядом с редкими рукописями читатели могли найти современную литературу для развлечения. Читальный зал представлял собой социальное пространство, наполненное интеллектуальными дебатами, а иногда даже служившее танцполом. Высшая школа также способствовала развитию современного движения либерального иудаизма в Германии, известного в Соединенных Штатах как реформистский иудаизм. Его профессора рассказывали студентам – раввинам об иудаизме как о средстве решения вопросов универсальной этики, философии и социальных изменений.

Среди ее студентов был Лео Бек, рукоположенный там в сан раввина в 1897 году. Бек стал выдающимся либеральным еврейским богословом и последним лидером немецкого еврейства при нацистах, продолжая свои труды и лекции, находясь в заключении в концентрационном лагере Терезиенштадт. Он пережил Холокост, переехал в Лондон и стал первым президентом Института Лео Бека в 1955 году. Женщины в Высшей школе устанавливали новые стандарты в качестве образовательных и религиозных лидеров. Дженни Уайлд, ставшая директором библиотеки в 1926 году, вероятно, была первой женщиной, возглавившей научную библиотеку в Германии. Студентка Регина Йонас закончила обучение в 1930 году, защитив диссертацию на тему «Могут ли женщины занимать должности раввинов?» Она ответила на свой вопрос в 1935 году, когда была рукоположена в сан первой женщины – раввина в истории. Она была убита в Аушвице-Биркенау в 1944 году. Кафка также посещал школу, посещал уроки иврита и изучал Талмуд, живя в Берлине в последний год своей жизни. В 1923 году он писал другу: «Для меня Академия иудаики — это убежище мира в диком и запутанном Берлине, в диких и запутанных областях разума».

Разграбление еврейских библиотек стало важной частью проекта нацистской Германии по контролю над распространением информации о еврейской истории и культуре. Хотя нацисты, возможно, более известны тем, что сжигали книги, а не изымали их, сожжения книг происходили и раньше при их режиме и, как правило, представляли собой пропагандистские трюки, направленные на уничтожение книг, которые, по их мнению, не имели большой ценности. Позже они разработали инфраструктуру антисемитских исследований, основали исследовательские институты, факультеты и университеты, чтобы немцы могли переписать еврейскую историю — и им были нужны первоисточники. «На самом деле в нацистской Германии существовала научная дисциплина «изучение врага», — рассказала заместитель директора Института Лео Бека в Лондоне Кинга Блох. «Многие молодые ученые использовали эти источники в том, что они в то время считали научным исследованием идеологического врага нацистской Германии – или того, кого они считали своим врагом, евреев».

Выставка Винеровской библиотеки показывает, как история лондонского учреждения переплелась с историей Высшей школы, заметила старший куратор библиотеки Барбара Уорнок. Ее основатель Альфред Винер сам был студентом Высшей школы. Как и Бек, он был изгнан нацизмом из Германии в Великобританию и прибыл в качестве беженца в 1939 году. Готовясь к выставке, исследователи обнаружили в коллекциях Винеровской библиотеки документы «Hochschule», в том числе оригинальную квитанцию ​​из библиотеки «Hochschule». Выставка посвящена Высшей школе и ее утраченной библиотеке, и включает фотографии, оригинальные документы и модель оригинального здания школы. Но она также инструктирует посетителей, в том числе молодых студентов, как идентифицировать книги «Hochschule», изучая библиотечные штампы и другие уникальные маркировки. «Мы бесплатно раздаем людям блокнот с инструкциями по этому поводу, а также карандаши и ручки», — рассказала Уорнок JTA. «А еще есть информация о некоторых пропавших книгах, например, репродукции обложек».

Институт Лео Бека присоединился к другим организациям, стремящимся восстановить фрагменты еврейской культуры, уничтоженные нацистами. В Польше исследователи театрального центра «Grodzka Gate-NN» ищут потерянную библиотеку люблинской ешивы «Хахмей», еще одного знаменитого еврейского учебного заведения, книги которого были изъяты, а ее ученики были убиты. Они каталогизировали 850 книг по всему миру, в том числе 10 томов, которые фактически были возвращены в здание бывшей люблинской ешивы. Но в отличие от исследователей Люблина, Институт Лео Бека не ставит целью физическое воссоединение книг из библиотеки «Hochschule». По словам Блох, их перемещение является важной частью их истории. Она надеется, что посетители выставки вдохновятся не только на то, чтобы задокументировать пропавшие книги, но и проследить за их путешествиями — историческими ветрами, которые их унесли, — с мародерами, беженцами и организациями по реституции по всему миру. Хотя Высшей школы больше нет, она в каком-то смысле верит, что детективы – любители, которые проследят путь ее книг, смогут вернуть школу к жизни. «Чем больше книг мы сможем найти, тем больше мы расширим возможности Высшей школы как пространства, даже если ее больше не существует», — заключила Блох.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции