Депутат, представляющий еврейскую общину в парламенте Ирана, заявил, что иранские евреи готовы бороться против Нетаньяху
Депутат иранского парламента от еврейской общины Ирана Сиамак Морэ-Седдек заявил 25 мая, что все иранцы будут единогласно противостоять угрозам, направленным против национальных интересов. «Враг Ирана – наш враг, и так же, как в годы Священной обороны (ирано-иракской войны), иранские евреи, наряду с другими иранцами приняли участие в навязанной войне и пожертвовали значительным количеством мучеников ради революции, теперь евреи готовы противостоять угрозам, направленным против национальных интересов», – заявил Морэ-Седдек согласно официальному иранскому агентству IRNA.
Депутат специально отметил, что евреям Ирана в сопротивлении иностранному вмешательству не важно, кто является врагом Ирана, бывший президент Ирака Саддам Хусейн, госсекретарь США Майк Помпео или премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Заявление Морэ-Седдека стало очередным звеном в цепочке эскалации напряженности в регионе со стороны иранского режима, повышающего ставки в стремлении сохранить и укрепить свою власть в стране и влияние на Ближнем Востоке используя антиизраилизм мусульманской «улицы».
17 мая Комитет по национальной безопасности и внешней политике иранского парламента одобрил план противостояния Израилю, поручив всем иранским организациям (вплоть до культурных) «использовать имеющиеся национальные и международные возможности для противодействия» Израилю. Законопроект обязывал МИД за шесть месяцев заложить основу для создания Виртуального посольства Исламской Республики в Палестине и представить результаты на утверждение кабинету министров, и осуществить инициативу Ирана по «проведению общенационального референдума в Палестине» (при этом в референдуме могут принять участие лишь потомки людей, живших на этой территории до принятия Декларации Бальфура в 1917 году, когда евреи были меньшинством на территории тогдашней Палестины).
Парламент также поручил Генеральному прокурору Ирана подать жалобу на лидеров «сионистского режима» в международные трибуналы по целому ряду преступлений, таких как преступления против человечности, военные преступления, геноцид, акты агрессии и террористическая деятельность на оккупированных территориях и за их пределами. Кроме того, закон запрещает использование оборудования, произведенного в Израиле, а также запрещает всем физическим и юридическим лицам, организациям и компаниям, связанным с Израилем, посещать иранские выставки. Новый закон также определяет наказание за сотрудничество с учреждениями, связанными с Израилем, и предусматривает, что поездки на оккупированные территории иранских граждан повлекут за собой тюремное заключение сроком до 5 лет. 18 мая документ был принят парламентом.
Верховный лидер Ирана аятоллла Али Хаменеи 22 мая назвал Израиль «раковой опухолью», которая «несомненно будет вырвана с корнем и уничтожена», в ежегодной речи в честь «Дня Кудса» (Аль-Кудс — арабское название Иерусалима), памятного дня введенного основателем теократического режима аятоллой Рухоллой Хомейни с целью поддерживать в обществе антиизраильскую истерию. За несколько дней до того, офис Хаменеи выпустил плакат, на котором были изображены улыбающиеся иранские солдаты, арабы и два ортодоксальных еврея в освобожденном от власти Израиля Иерусалиме под заголовком, который включал слова «окончательное решение», ассоциирующиеся в первую очередь с нацистским «окончательным решением еврейского вопроса» – Холокостом европейского еврейства.
Президент Ирана Хасан Рухани, в свою очередь, заявил 20 мая агентству «Fars»: «Кудс не будет забыт. Кудс не останется под оккупацией угнетателей. Палестинские земли однажды будут освобождены. Мы не принимаем и не терпим эту жестокость, притеснение и агрессию». В ответ на эти угрозы офис премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху выпустил заявление, в котором говорилось: «Любой режим, угрожающий Государству Израиль разрушением, сталкивается с аналогичной опасностью». Премьер-министр повторил эти слова на открытии первого заседания 35-го правительства страны, которое прошло 24 мая. А в ответ на плакат с «окончательным решением» в твиттер-аккаунте МИД Израиля появился твит: «У нас есть опыт общения с лидерами, которые говорят об «окончательных решениях», и мы обещаем: «С нами это не пройдет!»». Плакат осудил и госсекретарь США Майк Помпео, заявивший: «Соединенные Штаты осуждают отвратительные и ненавистнические антисемитские высказывания Верховного лидера Хаменеи. Им нет места в «Твиттере» или какой-либо другой социальной сети. Мы знаем, что мерзкая риторика Хаменеи не отражает традиции толерантности иранского народа».
Обе стороны не ограничиваются словами и уже успели обменяться виртуальными ударами. Иранские хакеры попытались взломать водораспределительные сети в Израиле, а израильтяне, вероятнее всего, взломали компьютерные системы иранского порта Шахид-Раджаи, вызвав в порту полный хаос.
История еврейской общины Ирана насчитывает более двух тысяч лет. В середине 20 века эта община, численность которой составляла 150000 человек, была крупнейшей на Ближнем Востоке после Израиля. Постепенно сокращаясь в результате алии, она, к моменту падения дружественного Израилю режима шаха Мохаммеда-Резы Пехлеви, насчитывала 80000 человек. После исламской революции 1979 года глава общины, Хабиб Эльганян был казнен после «суда», занявшего 20 минут, а большинство евреев бежало из страны. В настоящий момент в Иране насчитывается около 9000 евреев. Они признаны одним из легальных религиозных меньшинств и для представителя еврейской общины специально зарезервировано место в парламенте (так же, как и для представителей армян, ассирийцев и зороастрийцев).
Морэ-Седдек занимает эту должность с 2008 года. Евреи Ирана свободно эмигрируют в различные страны, за исключением США и Израиля, куда они могут попасть лишь через третьи страны. Иранские власти заявляют, что борются не против евреев, а против «сионистов», ссылаясь на слова Хомейни: «Мы считаем наших евреев народом, отдельным и отличным от этих безбожных кровососущих сионистов». При этом иранские евреи подвергаются ряду ограничений. Государственные власти вмешиваются в процесс обучения в немногих сохранившихся еврейских учебных заведениях. Евреям не разрешено занимать посты директоров школ. Учебная программа претерпела изменения, а власти следят за тем, чтобы языком обучения был персидский, а не иврит. Евреи не могут становиться судьями любого уровня и служить в судебных и законодательных органах. Евреям запрещено также получать наследство от мусульман. Однако в том случае, если один из членов еврейской семьи обратится в ислам, он наследует все. Этот закон, по всей видимости, призван поощрять обращение в ислам путем предоставления финансовых стимулов.
В стране фиксируются и серьезные антисемитские инциденты. 14 мая была подожжена находящаяся в Хамадане гробница библейских героев Эстер и Мордехая, которую ранее представители местных радикальных проправительственных организаций угрожали превратить в палестинское консульство.