Бывший посол США рассказал об отношениях между Израилем и Россией
Бывший посол США в Израиле Дан Шапиро заявил 23 августа, что уже в 2015 г., когда «Россия громила Украину», у Вашингтона были опасения по поводу расцвета «броманса» (броманс – тесные несексуальные отношения между двумя или более людьми, как правило, мужчинами, форма гомосоциальной близости) между премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и президентом России Владимиром Путиным.
Шапиро напомнил о своих утверждениях того времени, что у Израиля нет выбора, кроме как работать с «сверхдержавой, действующей на их заднем дворе».
Нетаньяху приехал в Москву в сентябре 2015 года – вскоре после того, как Россия отправила свои силы в Сирию — для того, чтобы создать механизм, гарантирующий невозможность случайного столкновения израильских и российских самолетов в сирийском небе. С тех пор он встретился с российским лидером еще шесть раз.
Шапиро в длинной записи в Twitter, посвященной встрече Нетаньяху с Путиным в среду в Сочи, указал, что эта поездка имеет «идеальный смысл, учитывая участие Израиля в событиях в Сирии и неоспоримое влияние России».
Шапиро похвалил Нетаньяху за то, что он эффективно использовал свой диалог с Путиным, когда российские силы пришли в Сирию, заявив, что премьер-министр «ясно дал понять где пролегают израильские «красные линии» в Сирии и создал каналы обмена информацией, чтобы избежать непреднамеренного конфликта между израильскими и российскими самолетами».
Шапиро отметил, что Россия могла бы, если бы захотела, ограничить свободу действий Израиля в Сирии, но Москва не препятствовала различным операциям, таким, как удары Израиля по конвоям с оружием для «Хизбаллы» в Ливане, ответные меры для предотвращения трансграничного пожара на Голанских высотах, и действия, направленные на то, чтобы Иран и «Хизбалла» не открыли новый фронт против Израиля в Сирии.
Говоря об опасениях Вашингтона относительно отношений Нетаньяху и Путина, Шапиро сказал, что он настаивает на том, что «в интересах США избегать российско-израильских столкновений над Сирией, или ситуации, когда у Израиля будут связаны руки и он не сможет ответить на угрозы со стороны Сирии».
Шапиро указал, что с приближением поражения «Исламского государства» (запрещено в России) в Сирии ситуация усложняется и что Израиль «по праву обеспокоен тем, что союзники режима Асада, Иран и«Хизбалла», находящиеся под защитой России, получат доступ к районам, освобожденным от «Исламского государства», и используют эту территорию для нападения на Израиль, а также создания коридора для облегчения свободных поставок оружия и притока подкреплений в Ливан».
Шапиро отметил в связи с этим, что Израиль предпочитает координировать свои действия против этих угроз с США, и недавнее прекращение огня на юге Сирии связано с такой координацией, «хотя Израиль не удовлетворен отсутствием запрета в отношении сохранения Ирана и «Хизбаллы» на юге Сирии, и есть вопросы о принудительном исполнении подобного решения».
Бывший посол также сказал, что когда цитадель ИГ в сирийской Ракке падет, и президент Дональд Трамп объявит о победе над этой организацией, и о том, что работа США в Сирии закончена, «это может оставить обширные районы страны открытыми для иранцев и влияние «Хизбаллы».
Говоря о визите высокопоставленной израильской делегации во главе с руководителем Моссада Йоси Коэном, которая побывала в Вашингтоне на прошлой неделе, чтобы обсудить Сирию и Иран, Шапиро написал, что «ясно, что израильские официальные лица не совсем согласны с тем, что они слышали в Вашингтоне на прошлой неделе в отношении стратегии США в Сирии».
Он также добавил: «Пока еще не ясно, насколько администрация Трампа будет активна в попытке предотвратить тот сценарий в Сирии, которого больше всего боится Израиль».
Бывший посол сказал, что недавняя «неохотная и скромная экспансия при Трампе» американских войск в Афганистане показывает, что «он не будет организовывать более широкую кампанию в Сирии».
Поэтому для Израиля есть смысл «обратиться к Путину, чтобы попытаться обеспечить ограничение Россией» действий Ирана и «Хизбаллы» в Сирии. Неясно, добавил он, насколько русские будут готовы к сотрудничеству, хотя они могут заинтересоваться им, поскольку не хотят более глубокого вовлечения Израиля в сирийский конфликт.
Шапиро также написал, что, похоже, Израиль приспосабливается к реальности, что президент Башар Асад с российской поддержкой «никуда не собирается [уходить] в ближайшее время», и что Россия может быть источником стабильности в Сирии и ограничить иранские амбиции там, хотя это не гарантировано.