Болтон защищает израильские удары по иранским объектам в Сирии
В последние месяцы Израиль наносил удары в Сирии «каждый раз, когда Иран привозил в страну ракеты или другое оружие», заявил 22 августа советник по национальной безопасности США Джон Болтон. Он добавил, что рассматривает эти удары как «законный акт самообороны».
Комментарии Болтона были сделаны на пресс-конференции в последний день трехдневного визита, основное время которого заняли переговоры с премьер-министром Беньямином Нетаньяху и другими высокопоставленными израильскими официальными лицами об Иране и Сирии. Болтон рассказал, что в беседах с Президентом России Владимиром Путиным за три недели до встречи Путина и президента США Дональда Трампа в Хельсинки российский лидер сказал ему, что российские и иранские интересы в Сирии неодинаковы и что он будет «доволен если увидит, что иранские силы все отправятся обратно в Иран». «Дело не в том, где они будут находиться внутри Сирии», – сказал Болтон, имея в виду нынешнюю 85-километровую. буферную зону с израильской границей, куда по заявлению Москвы, она добилась отвода иранских войск и шиитских ополченцев. «Мы говорили о полном возвращении домой всех иранских сил», – сказал Болтон, добавив, что Путин сказал, что он не может этого сделать сам. «Поэтому дело в том, что, возможно, совместных усилий США и России может быть достаточно. Пока я не знаю, правильно ли это, но это, безусловно, одна из тем, о которых я буду говорить сегодня с моим российским коллегой в Женеве».
Болтон должен встретиться с Николаем Патрушевым для последующих переговоров по итогам саммита Трампа-Путина в прошлом месяце. Говоря о том, что Сирия «необычайно сложна», поскольку там задействовано так много различных игроков, Болтон сказал, что главное в политике США – это не только поражение «Исламского государства» и ликвидация его территориального халифата, но и борьба с иранским присутствием там. Болтон сказал, что, когда администрация Обамы приступила к своей кампании против «Исламского государства», она не предвидела, «что у Ирана, очевидно, был стратегический план создания зоны контроля со стороны Ирана через шиитские районы в Ираке и Сирии, связывающие его с «Хезболлой» в Ливане. Это не то, что мы хотим видеть». Болтон отметил, что с тех пор, как Трамп пришел к власти, США дважды проводили военные операции в Сирии, когда президент Сирии Башар Асад использовал химическое оружие, и что сейчас, когда Асад готовится к очередной наступательной кампании в провинции Идлиб, не должно быть никакой двусмысленности: США ответят если он снова использует химическое оружие.
Что касается Ирана, Болтон сказал, что «смена режима» — это не политика Америки, — это масштабные изменения в поведении режима». Он сказал, что предпосылки политики администрации Обамы в отношении Ирана – что, если ядерный вопрос будет решен, Иран будет вести себя как «нормальная страна» – оказались совершенно неправильными. Экономика Ирана управлялась неправильно в течение многих лет, сказал Болтон, добавив, что ядерная сделка 2015 года «смягчила последствия этого управления экономикой и дала режиму новую жизнь. Она дала этому режиму, который с 1979 года является центральным банкиром международного терроризма, – новые активы, которые могут быть использованы для его программы создания ядерного оружия, для его программы баллистических ракет, для его деятельности по поддержке терроризма, для его обычной военной деятельности».
Болтон сказал, что снятие санкций в рамках сделки дало иранцам ощущение, что у них «развязаны руки» в регионе. «Снова вернув молот и вернув американские санкции, мы увидели глубокое негативное влияние на Иран – я думаю, более значительное, чем мы могли бы предсказать». Болтон сказал, что самое важное в демонстрациях, происходящих сейчас в Иране, заключается в том, что они не организованы, а, скорее, «просто обычные люди говорят, что они сыты по горло правительством». Болтон сказал, что он проинформировал Нетаниягу и других высокопоставленных израильских официальных лиц во время его переговоров здесь по «всему спектру вопросов, связанных с Ираном». Это включало переговоры США с европейцами, чтобы побудить их усилить давление на Иран; усилия, направленные на то, чтобы различные страны мира, которые были зависимы от иранской нефти, имели другие источники, «чтобы мы смогли снизить их экспорт до нуля»; и усилия по ужесточению санкций более строго – с меньшими изъятиями, чем это делалось при администрации Обамы.
Болтон, в интервью агентству Reuters, сказал, что администрация Трампа не обсуждает возможное признание США суверенитета Израиля над Голанскими высотами. «Я слышал, что идея предлагается, но ее не обсуждают, никакого решения в правительстве США нет», сказал он. «Мы понимаем, израильское заявление о том, что оно аннексирует Голанские высоты, – мы понимаем их позицию, – но, пока нет изменений в позиции США». Нетаньяху попросил США признать суверенитет Израиля над регионом в феврале 2017 года, но публично активно не лоббировал этот вопрос.
В июле Подкомитет Палаты представителей по национальной безопасности провел слушания по этому вопросу под названием: «Новый горизонт в американо-израильских отношениях: от американского посольства в Иерусалиме до потенциального признания суверенитета Израиля над Голанскими высотами». Цель слушаний, согласно объявлению, сделанному подкомитетом, состояла в том, чтобы «обсудить потенциал для американского признания суверенитета Израиля над Голанскими высотами в интересах национальной безопасности США».