Большинство поляков принимают евреев как сограждан и соседей, но меньшинство нет
Польша недавно приняла закон о клевете, направленный на наказание тех, кто публично обвиняет поляков в соучастии в Холокосте или других преступлениях против человечности. Новый закон вызывает обеспокоенность тем, что история антисемитизма и ксенофобии в Польше может быть закрыта от критики.
В сегодняшней Польше большинство взрослых граждан заявляют, что готовы принять евреев в качестве сограждан, соседей и членов семьи, согласно опросам Pew Research Center в Польше и других странах Центральной и Восточной Европы, проведенным в 2015 и 2016 годах. Например, семь из десяти или более поляков говорят, что они готовы принять евреев в качестве соседей или сограждан. В то же время значительное меньшинство взрослых поляков занимает противоположную позицию. Почти пятая часть поляков (18%) говорят, что они не захотят принимать евреев в качестве граждан своей страны, и аналогичная доля (20%) говорит, что они не хотят еврейских соседей. Почти треть взрослых поляков (30%) говорят, что они не будут принимать еврея как члена своей семьи.
Взгляды поляков еще более негативны, когда речь идет о двух других группах меньшинств в Европе: мусульманах и рома. Примерно 40% или более взрослых поляков говорят, что они не хотят, чтобы мусульмане были гражданами их страны (41%), их соседями (43%) или членами их семьи (55%). Аналогичным образом, по крайней мере 30% поляков не будут принимать рома в качестве сограждан (30%), соседей (38%) или членов семьи (49%).
Отношение поляков к евреям типично для взглядов общественности многих из 17 других стран, опрошенных исследовательским центром Pew в Центральной и Восточной Европе. Например, почти столько же россиян, сколько поляков (14% против 18%) говорят, что они не желают принимать евреев в качестве граждан своей страны, в то время как более высокая доля россиян, чем поляков (40% против 30%), говорят, что они не желают принимать евреев как членов семьи. Нет никаких существенных различий при рассмотрении взглядов на евреев через призму преобладающих религиозных групп региона – православных христиан и католиков.
Хотя между странами существуют значительные различия, отношение православных христиан региона, по большей части, похоже на отношение католиков. Например, аналогичные доли православных христиан и католиков по всему региону (медианные 17 и 16% соответственно) говорят, что они не хотят, чтобы евреи были соседями. То же самое можно сказать и о мнениях о евреях как о гражданах и членах семьи. Отношение к евреям тесно связано с вопросами культурного разнообразия и национальной идентичности. Почти шесть из десяти поляков (57%) говорят, что лучше, если общество состоит из людей с одинаковым этническим, религиозным и культурным происхождением, чем если в обществе есть люди разных национальностей, религий и культур.
Примерно две трети взрослых поляков (64%) связывают свою религию с национальной идентичностью, говоря, что важно, чтобы католик был «настоящим поляком». И 55% поляков согласны с утверждением: «Наши люди не совершенны, но наша культура превосходит другие». В целом, в Польше и во многих странах по всему региону люди, которые занимают подобные националистические позиции, с большей вероятностью выражают негативные взгляды по отношению к евреям и другим меньшинствам.
Ассоциация Польши с Холокостом частично связана с тем, что некоторые из самых известных нацистских лагерей уничтожения, включая Аушвиц-Биркенау и Треблинку, находились на ее территории. По оценкам, во время Второй мировой войны немцы убили 3 миллиона или более еврейских граждан Польши. Новый закон о клевете, в котором содержатся исключения для научных и художественных произведений, позволяет прокурорам назначать штрафы или тюремные сроки для тех, кто публично обвиняет поляков в оказании помощи в совершении Холокоста или других преступлений против человечности.
Польское правительство заявляет, что новый закон призван остановить использование вводящего в заблуждение языка, такого как «польские лагеря смерти», отметив, что во время нацистской оккупации пострадал весь народ, и что, по оценкам, 3 миллиона поляков также погибли во время войны. Но правительства Соединенных Штатов, Израиля и других стран говорят, что новый закон будет подавлять свободу слова.