Новости

Библиотека Винера в Лондоне исследует немецкое «дегенеративное искусство»

14 июня 2018, 17:00 искусство
Поделиться

Как правило это были безобидные пейзажи, консервативные портреты и красочные модернистские абстрактные картины, ничего особенного, но для нацистов картины были «больными», «искривленными» и «грязными».

История немецкого «дегенеративного искусства» и британской защиты этого искусства будет рассказана в экспозиции, открытой для публики 13 июня в библиотеке Винера в Лондоне, старейшем в мире архиве материалов о Холокосте и нацистской эре. Она расскажет историю о выставке новаторского немецкого искусства, состоявшуюся в июле 1938 года в лондонской галерее в Нью-Берлингтоне, как прямой ответ на знаменитую выставку «дегенеративного искусства», устроенную нацистами в Мюнхене в 1937 году. На последней демонстрировались работы художников, в том числе Эрнста Людвига Кирхнера, Пауля Клее и Василия Кандинского с такими ярлыками, как «оскорбление немецкой женственности» и «природа, наблюдаемая больными умами».

Первая показала работу многих из тех же художников в более праздничном настроении. Афиша выставки говорила потенциальным посетителям, с преуменьшением: «Большая часть этого искусства сейчас находится в официальной немилости в стране его происхождения». По словам Барбары Уорнок, соавтора винеровской выставки, это была важная выставка, где было показано более 300 работ. «Она остается крупнейшей выставкой современного немецкого искусства, которая когда-либопроходила в Британии». Винеровская выставка включает две картины, которые были в оригинальной выставке: «Пантеру» Макса Слефогта, написанную в 1931 г., и «Молодой ученый» Эмиля Нольде, 1918 г. По иронии судьбы Нольде был сторонником нацистской партии. Он не был ни евреем, ни коммунистом, но он был экспрессионистом и поэтому был осужден.

Уорнок сказал, что целью выставки было подчеркнуть более широкий контекст и рассказать человеческие истории, связанные с выставкой 1938 года. Например, картина Нольде была предоставлена в аренду в 1938 году Эрнстом Нелкенстоком, немецким адвокатом-евреем, изгнанным нацистами, который переселился со своей семьей в Лондон в 1936 году. Не имея возможности заниматься юриспруденцией в Великобритании, он открыл магазин по продаже мяса. В 1947 году он и его семья стали натурализованными британцами и изменили свою фамилию на Нортон.

Выставка включает репродукции некоторых  работ 1938 года, в том числе «Рыбачьи лошади» Макса Пехштейна, созданную в 1919 году, «Безымянная импровизация II» Кандинского, написанная в 1914 году и портрет Альберта Эйнштейна кисти Макса Либермана 1925 года. Портрет, вероятно, был отправлен на выставку вдовой Либермана, Мартой, которая все еще была в Берлине, в надежде, что он будет продан. Он был куплен Королевским обществом, но дошли ли средства до Германии неизвестно. Марта Либерманн покончила с собой в марте 1943 года, в возрасте 85 лет.

Выставка в библиотеке Винера также включает артефакты и документы из ее архивов, рассказывающие историю перемещенных евреев, прибывающих в Великобританию до войны. В одной брошюре, разосланной всем еврейским немецким и австрийским беженцам, говорится: «Традиционная терпимость и симпатия Великобритании и британского Содружества к евреям-это то, что глубоко ценит каждый британский еврей». Далее она советует беженцам быть патриотическими и лояльными и не говорить на немецком языке публично, когда им нужна помощь. «Лондон 1938: защита «дегенеративного» немецкого искусства» — бесплатная выставка в библиотеке Винера в Лондоне, 13 июня – 14 сентября.

theguardian.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции