Библиотека пропавших книг
«Находи книги. Пиши историю». Таков слоган нового увлекательного проекта, курируемого Иерусалимским институтом Лео Бека и его лондонским филиалом, пишет журналист «The Jerusalem Post» Алан Розенбаум.
Проект приглашает читателей со всего мира помочь найти тысячи книг, которые когда-то принадлежали Высшему институту иудаики в Берлине («Hochschule für die Wissenschaft des Judentums»), одной из самых важных еврейских библиотек мира до Второй мировой войны.
Высший институт иудаики в Берлине, основанный в 1872 году, был одной из ведущих либеральных раввинских семинарий в Германии, а его библиотека насчитывала 60000 томов по еврейской истории, культуре и религии. В 1942 году нацисты закрыли институт и конфисковали книги библиотеки, пытаясь переписать еврейскую историю. Некоторые книги были уничтожены во время войны, другие уцелели и попали в различные библиотеки и коллекции по всему миру. На данный момент около 5000 из 60000 томов находятся в Праге, Лондоне, Берлине, Гейдельберге, Франкфурте, Лос-Анджелесе и Иерусалиме.
На протяжении десятилетий историки, архивариусы и библиотекари пытались разыскать пропавшие книг. Проект «Библиотека пропавших книг» Института Бека приглашает библиофилов со всего мира присоединиться к поискам этих потерянных книг.
На удивительно хорошо продуманном сайте «Библиотеки потерянных книг» (libraryoflostbooks.com) представлен привлекательный и увлекательный пересказ таких событий, как основание Института иудаики, его выдающиеся преподаватели и студенты, а также трудности, с которыми столкнулся институт и все еврейские учреждения с приходом к власти нацистов в 1933 году. Сайт отличается яркой графикой, возможностью выбора повествования на английском или немецком языке и множеством искусных графических элементов.
Директор Иерусалимского института Лео Бека Ирен Ауэ-Бен-Давид и докторант Лео Бека Беттина Фарак, которые инициировали проект «Вы видели эту книгу?» обсудили важность проекта и его уникальный характер в недавнем интервью «The Jerusalem Post».
Ауэ-Бен-Давид пояснила, что первоначальные обсуждения выставки были сосредоточены на традиционной физической выставке в Берлине. «Потом пришел Covid-19, — рассказала она, — и мы решили, что Интернет — лучшее место. Сейчас книги рассеяны по всей планете, и было бы нецелесообразно устраивать только физическую выставку. Онлайн – выставка в сочетании с физической выставкой в важных для этой библиотеки местах показалась лучшим способом добиться этого».
Фарак отметила, что огромное количество томов в библиотеке и качество книг в коллекции сделали библиотеку Высшего института иудаики одной из самых важных еврейских библиотек того времени. «Книги в библиотеке включали книги, написанные на многих языках, таких как английский, французский, немецкий, греческий, латынь и иврит, а предметные области охватывали еврейскую историю, еврейскую культуру и широкий спектр тем, которые пересекались с коллекциями нееврейских учреждений. Одно из важных направлений исследований института было связано с христианством, поэтому там были книги по христианской религии и истории», — пояснила она.
«Одна из наших важных целей по презентации онлайн – выставки широкой публике, — добавила Фарак, — заключалась в том, чтобы показать, что сожжение книг было лишь частью программы нацистов». Начиная с 10 мая 1933 года, связанные с нацистами студенческие организации устроили публичные сожжения книг в 34 университетах. Среди сожжённых книг были произведения выдающихся еврейских, либеральных и левых писателей.
«Сожжения книг привлекли большое внимание общественности, — рассказала она, но изъятия книг были гораздо масштабнее. Жертвами изъятий стали учреждения не только Германии, но и оккупированных стран. Общее количество книг, изъятых из Германии и оккупированных стран, было намного больше, чем количество сожженных книг».
Почему нацисты изымали еврейские книги?
Цель конфискации книг национал-социалистами, по словам Фарак, заключалась в получении контроля над книгами как над первоисточниками. «Поскольку они убивали евреев как народ, они пытались переписать еврейскую историю. По этой причине контроль над этими первоисточниками, рассказывающими о еврейской истории, был важен». На сайте объясняется, что, как это ни парадоксально, при нацистском правлении интерес к еврейской истории вырос в геометрической прогрессии с целью подкрепить антиеврейское законодательство якобы научными доказательствами.
В 1939 году Главное управление имперской безопасности начало создавать свою «Еврейскую библиотеку». СД составила список всех еврейских библиотек, избежавших разрушения во время «Хрустальной ночи», конфисковала их фонды и отправила в Берлин. По мнению Рейха, книги представляли «угрозу общественной безопасности и порядку».
На сайте «Библиотеки потерянных книг» сообщается, что с 1941 года нацисты задействовали евреев, содержавшихся в концентрационных лагерях для систематизации тысяч еврейских книг, которые они собрали по всей Европе. Библиотекаря Высшего института иудаики Дженни Уайлд отправили в Терезиенштадт, где она вместе с командой подневольных рабочих систематизировала 40000 книг и каталогизировала более 28000 книг на иврите. Из 35 членов группы выжили только девять, включая Уайльд. Другая группа также каталогизировала книги, и после того, как книги были каталогизированы в Берлине, их разослали в Польшу, Чехию и Германию.
Перед войной, предвидя, что может произойти, институт тайно вывез некоторые книги и документы из Германии через частных лиц. Александр Гуттман, профессор талмудистики в Высшем институте еврейских исследований, покинул Германию в 1940 году, увезя с собой в Цинциннати 60 наиболее ценных работ института. В 1939 году институт отправил в Иерусалим три коробки с материалами.
Самое значительное количество книг из Высшего института иудаики, рассказала Фарак, оказалось в Праге, в Еврейском музее, а за последние 80 лет они оказались даже в Мексике и Канаде. «Найденные 5000 книг могут дать нам подсказку, где искать еще», — заметила Фарак. «На данный момент мы выявили 25 современных существующих публичных коллекций, в которых сегодня сохранились книги Высшего института».
В некоторых местах, например, в Праге, они уверены, что не найдут новых книг. Но в других местах они уверены, что «книжные детективы» смогут найти их больше. Ауэ-Бен-Давид рассказала, что некоторые книги из библиотеки Высшего института могли оказаться на блошиных рынках, в частных книжных коллекциях или в букинистических магазинах. «Нам не нужны книги обратно», — заявила Фарак. «Наша цель — собрать всю информацию о них в одном месте».
В конечном счете, заявила Ауэ-Бен-Давид, проект преследует две основные цели. «Мы хотим получать исследовательские данные проекта, и для исследования важны все знания о книгах, которые мы можем получить. Это также образовательный инструмент. Рассказывать молодым людям об истории книг, откуда они берутся, чтобы в идеале принести их в библиотеки и коллекции, — это еще одна сторона этого проекта, которая, мы надеемся, будет широко использоваться».
Фарак добавила: «Одна из наших целей — повысить осведомленность людей, посещающих библиотеку в ходе собственных исследований, чтобы они были в курсе, когда они случайно наткнутся на штамп или экслибрис, чтобы они помнили об этом в глубине души — быть заинтересованными в расшифровке штампа. Высший институт был единственным довоенным еврейским учреждением, у которого отобрали книги. Важной целью является информирование людей об этих знаках происхождения».
Ауэ-Бен-Давид и Фарак заявили, что, если они найдут штампы других довоенных библиотечных фондов, им следует обратиться к ним. «Мы будем предлагать людям, если они найдут штампы или подсказки из других коллекций, присылать их нам. А мы перешлем их соответствующим ученым». Онлайн – «книжные детективы», обнаружившие недостающие тома из Высшего института иудаики или других довоенных коллекций, могут заполнить онлайн – форму заявки на сайте «Библиотеки пропавших книг».
Физическая выставка «Библиотека потерянных книг» открылась 28 ноября в Берлинской государственной библиотеке и в течение года будет проходить в Лос-Анджелесе, Праге, Лондоне и Израиле, а затем завершится во Франкфурте и Гейдельберге. Выставка финансировалась Немецким фондом памяти, ответственности и будущего (EVZ) в сотрудничестве с Ассоциацией друзей Института Лео Бека и поддерживалось Министерством финансов Германии (BMF).
«Ваша библиотека — это ваш портрет», — говаривал Джордж Холбрук Джексон, журналист, писатель и издатель XIX века. Благодаря усилиям проекта «Библиотека пропавших книг» по поиску недостающих томов из Высшего института иудаики, будет прояснена схожесть евреев из разных стран в те трудные времена; и, возможно, новое поколение, чье знакомство с библиотеками до сих пор было минимальным, оценит их важность.