Безудержное прославление нацистов: взгляд на антисемитские митинги в Европе
Прошло почти 80 лет после окончания Второй мировой войны, но митинги ультраправых все еще проходят по всей Европе, пишет журналист «Ynet» Янив Погорылес. Многие из этих маршей демонстрируют антисемитскую символику и прославляют нацизм.
Специальное исследование, проведенное еврейской организацией «Б’най Б’рит», рассмотрело самые экстремистские марши, ежегодно проходящие в Европе. Общим знаменателем всех этих событий является антисемитизм, ксенофобия, отрицание Холокоста и принятие нацистских и фашистских символов и идеологий. В исследовании подчеркивается, что, хотя эти мероприятия обычно включают мирные марши из одного места в другое, некоторые участники во время шествия проявляют насилие и проводят акты вандализма. Время от времени возникают конфликты между участниками марша и местными силами безопасности. Исследователи подчеркивают, что одним из результатов этих маршей является формирование «альтернативной памяти» о событиях Второй мировой войны, и пропаганда экстремистской идеологии.
Вот некоторые из самых экстремистских маршей в Европе: День чести – Венгрия. Марш «День чести» посвящен безуспешным совместным усилиям венгерских и немецких войск по прорыву советской блокады в 1945 году, ближе к концу войны. Участники марша стремятся отметить борьбу этих сил против коммунизма, некоторые из них надевают форму венгерской или немецкой армии. Однако марш организован ультраправой организацией, и некоторые участники демонстрируют нацистскую символику и послания. Сам марш проходит примерно в 60 километрах от Будапешта и получил известность после того, как его участники разгромили еврейское учреждение во время одного из таких мероприятий. После этих инцидентов власти запретили марш в течение последних двух лет. Тем не менее члены организации продолжали собираться в Будапеште и проводить незначительные церемонии без согласования с полицией.
Марш памяти жертв бомбардировки Дрездена – Германия. Ежегодное мероприятие, проводимое в городе Дрезден, призвано почтить память жителей города, погибших во время тяжелых бомбардировок, произошедших в 1945 году. Однако некоторые организаторы мероприятия называют его «Бомбовый Холокост », фраза, которая подрывает значение Холокоста и память о нем. На протяжении многих лет организацией мероприятия занимались экстремистские группировки, использующие нацистскую символику. При наибольшей посещаемости мероприятие собрало около 6500 участников. Однако из-за противодействия мероприятию и его экстремистской направленности количество участников постепенно уменьшалось. Несмотря на это, марш остается важным событием для экстремистских активистов по всей Европе, и члены организаций из других стран часто приезжают в Дрезден, чтобы участвовать вместе с местными немецкими активистами.
Луков Марш – Болгария. Ежегодный марш, проводимый в Софии, посвящен памяти экстремистского болгарского генерала Христо Лукова, который был сторонником антисемитских законов и в 1935 году основал фашистский Союз болгарских национальных легионов. Несмотря на усилия по его пресечению, марш проводится каждый год, в нем принимают участие от нескольких сотен до максимума в 2000 человек. Марш не только восхваляет генерала Лукова, но и включает такие темы, как «борьба белой расы в Европе» и различные фашистские идеи. Местные либеральные партии, а также посольства Израиля и США в Болгарии осудили марш.
Марш «Голубой дивизии» – Испания. Ежегодный марш в Мадриде отдает дань уважения «Голубой дивизии», группе испанских добровольцев, сражавшихся вместе с нацистскими немецкими войсками во Второй мировой войне. Мероприятие собирает людей, которые поддерживают идеологию дивизии, тех, кто поддерживает бывшего диктатора Франко и местные экстремистские группировки. Однако мероприятие не имеет большого успеха и, как правило, ежегодно собирает всего несколько сотен человек.
День памяти латышских легионеров – Латвия. День памяти латвийских легионеров ежегодно отмечается в Риге. Первоначально предназначенный для чествования ветеранов войны, марш теперь смешался с националистическими идеологиями и привлек к себе ультраправые группировки. Несмотря на низкую явку, он привлек внимание всего мира из-за того, что некоторые участники несли нацистские символы, такие как свастика и другие памятные вещи, а также из-за выступлений, содержащих элементы отрицания Холокоста.
Встреча в Блайбурге – Австрия. Мемориальная служба жертвам Блайбургской резни в городе Блайбург на юге Австрии представляет собой ежегодное собрание местных и хорватских экстремистских группировок. Собрание посвящено расправе над военными хорватского режима усташей, осуществленной югославскими партизанами в конце Второй мировой войны. Хотя в прошлом мероприятие было относительно небольшим, в последние годы оно увеличилось в размерах, собрав десятки тысяч участников. Это событие привлекло большое внимание, поскольку в нем стали участвовать хорватские футбольные фанаты, придерживающиеся экстремистских взглядов и склонные к насилию.
Марш памяти Рудольфа Гесса – Германия. Мемориальные мероприятия в память о нацистском военном преступнике Рудольфе Гессе проходят в разных местах Германии, в том числе в Берлине. Гесс был ответственен за создание многочисленных антисемитских законов, а после Нюрнбергского процесса он, как известно, заявил, что ни о чем не жалеет. Каждый год его последователи посещают его могилу и следуют по указанному маршруту. Хотя марш не собирает много участников, он проходит почти каждый год и является важной датой в календаре экстремистских организаций по всей Европе.
«Железный подъем» – Бельгия. Первоначально служивший мемориальным мероприятием для фламандских солдат, погибших в Первой мировой войне, марш постепенно превратился в место встречи бельгийских и региональных экстремистов и фашистов в 1990-х годах. Мероприятие представляет собой не марш, а двухдневную конференцию с музыкой и кемпингом. Хотя семьи и подростки также посещают это мероприятие, это в первую очередь ежегодное собрание экстремистских партий. Однако стоит отметить, что не все участники обязательно придерживаются экстремистских взглядов.
Марш на Рим – Италия. Марш на Рим напоминает о дне, когда Муссолини захватил власть в Италии в 1922 году. Хотя сам марш относительно короткий, его протяженность составляет примерно 2,5 км, его символическое значение велико. Каждый год несколько тысяч человек принимают участие в мероприятии, которое включает в себя широкий спектр идей от националистических лозунгов до фашистских, а иногда и антисемитских знаков.
Марш Независимости – Польша. Ежегодный марш посвящен Дню независимости Польши 1918 года, когда соседние страны признали суверенитет страны. Хотя мероприятие изначально было посвящено Дню национальной независимости, с тех пор оно стало платформой для более экстремистских идей, привлекая десятки тысяч участников. Во время марша были кричалки против евреев и сионизма, а также были замечены нацистские элементы.
«Марш 612» – Финляндия. Так называемое 612 марта (612 — это 6 декабря, День независимости Финляндии) в Хельсинки служит местом сбора местных ультраправых элементов. Каждый год несколько сотен активистов участвуют в коротком марше и посещают могилы местных военнослужащих, погибших во Второй мировой войне. В то время как большинство активистов подчеркивают национальные идеи Финляндии, некоторые придерживаются более радикальных взглядов. В последние годы на мероприятии усилилось присутствие полиции, что привело к удалению нацистской символики.
«Имия Марш» – Афины, Греция. Самый экстремистский марш в Греции организован партией «Золотая заря» в честь греческих солдат, погибших во время конфликта с Турцией. Участники используют мероприятие как возможность выразить свое несогласие с предполагаемым бездействием правительства Греции против Турции. Однако лозунги во время марша, часто распространяются на другие спорные темы и могут носить экстремальный характер. Мероприятие ежегодно собирает тысячи участников, в том числе из зарубежных стран. Еврейская община Афин ранее осудила марш и его идеи.
Согласно исследованию, большинство этих митингов включают несколько антисемитских скандирований, а некоторые даже содержат сообщения, пропагандирующие отрицание Холокоста и неонацизм. Кроме того, на этих мероприятиях предпринимаются попытки пересмотреть исторические события и представить агрессоров жертвами войны. Эти мероприятия также служат платформой для пропаганды враждебности и ненависти по отношению к маргинализированным группам, включая евреев, цыган, иммигрантов и сообщество ЛГБТК+. В исследовании есть отдельная глава, посвященная правовому статусу этих шествий, а также действиям по их ограничению или запрещению. Исследователи высоко оценивают позитивные действия некоторых правительств, правозащитных организаций и местных групп, которые стремятся предотвратить эти события. И донести до людей информацию о фашизме и угрозе, которую он представляет для демократии.