«Безопасная гавань» Дании — детская выставка в Музее еврейского наследия Нью-Йорка
Во время Холокоста евреям в основном приходилось полагаться на себя, чтобы выжить в мире, враждебном самому их существованию, пишет журналист «Forbes» Том Тейхольц.
Возможно, именно поэтому, когда мы узнаем о праведниках – невреях, таких, как Рауль Валленберг, Оскар Шиндлер, Ирена Сендлер и Тиуне Сугихара, нам хочется возвестить миру об их действиях. По сравнению с реальными убийствами, они спасли очень мало еврейских жизней, но важно то, что они спасли столько, сколько смогли. Даже если бы они спасли только одного еврея, это само по себе было бы примечательно. И представьте, если бы Праведников был миллион… В этом свете еще более примечательно то, как Дания спасла около 7500 своих граждан – евреев (из 8000), переправив их на лодках в безопасное место в нейтральной Швеции. Этому посвящена новая выставка «Мужество действовать: спасение в Дании» в нью-йоркском Музее еврейского наследия.
Мультимедийная выставка предназначена для детей старше девяти лет и является новаторской во многих аспектах. Как поясняется в материалах для прессы, «Музей и местные проекты», удостоенный наград опыт и дизайнер выставок мемориальных объектов, таких как Мемориал и музей 11 сентября, хотели одновременно создать историю датского спасения, которая бы эффективно вовлекла детей. И не позволять выставке полагаться исключительно на свидетельства людей, переживших Холокост (которых мало, и все время меньше). Они также решили сосредоточиться на истории устойчивости, сопротивления и выживания, а не на истории виктимизации. Об этом в материалах для прессы сообщил президент и генеральный директор музея Джек Клигер.
«Поскольку число переживших Холокост уменьшается, и мы сталкиваемся с возрождающимся антисемитизмом, мы должны активно вовлекать новые поколения в борьбу за лучший мир. Наша задача — вдохновлять и обучать молодых людей быть сострадательными гражданами и лидерами».
В творческую команду выставки входят куратор Эллен Бари, которая работала над созданием программы и экспонатов для таких клиентов, как «Мастерская Сезам» и Мемориальный музей Холокоста США; профессор Теркель Страде, один из ведущих специалистов по спасательным операциям в Дании; иллюстратор Света Дорошева, чья бабушка пережила Холокост на Украине; писатель Стив Шейнкин; а также различные консультанты, включая выживших, местных учителей и школьников.
Дизайнеры выставки решили создать трех вымышленных персонажей в исполнении актеров, которые станут нашими точками соприкосновения и проводниками на выставке и на пути от нацистской оккупации к свободе. Персонажи: Ребекка (в исполнении Имоджен Уильямс), 16-летняя еврейская беженка из Чехословакии, Макс (в исполнении Ари Назницки), 10-летний датский еврей, и Эрик (в исполнении Чарли Локвуда), подросток – активист датского Сопротивления. Они выглядят как голограммы на выставках или витринах, которые также включают фотографии, рисунки, анимацию и свидетельства реальных выживших и свидетелей. Каждый из персонажей в разные моменты выставки лично рассказывает о своей жизни, своих надеждах, своих страхах. Каждый из них находится в эмоциональном, личном и, в конечном итоге, буквальном путешествии, когда они покидают Данию или помогают в побеге датских евреев.
Музей и творческая группа выставки считают, что эти фигуры понравятся детям больше, а история спасения датчан окажется еще более личной и впечатляющей.
Выставка начинается с описания истории Гитлера и возникновения нацизма, а также истории евреев Дании. Мы узнаем, что в 1933 году датский король должен был посетить главную синагогу Копенгагена, когда она отмечала свое столетие. Когда в том же году к власти в Германии пришел Гитлер, королю было предложено отложить свой визит. Вместо этого он присутствовал, став первым скандинавским королем, пришедшим в синагогу. К 1940 году Дания сумела договориться об ограниченной автономии от нацистской Германии и отказалась проводить в жизнь антисемитскую политику, проводимую в других европейских странах (однако история о том, что король Дании носил «Желтую звезду», чтобы датским евреям не пришлось этого делать, не является достоверной, поскольку Дания никогда не требовала от датских евреев ношения желтой звезды). Однако к сентябрю 1943 года нацисты объявили, что намерены собрать всех 8000 датских евреев для депортации 1 октября, в первый день Рош а-Шана, еврейского Нового года.
В серии панелей с различными экспонатами и медиа, включая фотографии, рисунки, иллюстрации и сопровождение актеров, мы изучаем каждый шаг в этой коварной истории. Датское сопротивление, датские граждане, местные бизнесмены и лидеры еврейской общины спонтанно разработали импровизированный план спасения, и в короткие сроки более 7000 евреев были переправлены в Швецию, которая согласилась принять их в качестве беженцев. Пятьсот евреев, часть из которых уже была арестована нацистами, а другие были задержаны после, были отправлены в концлагерь Терезиенштадт (50 умерли в пути).
Одним из ярких моментов выставки является мультимедийный показ «Герды III», одного из датских рыбацких судов, которое спасло около трехсот евреев, по пятнадцать за раз, на паромных переправах. Настоящая лодка принадлежит музею, и ее можно увидеть в морском порту Мистик в Коннектикуте. Генри Сундинг Сундо, который в 22 года руководил спасательной операцией «Герды III», входит в число тех, чьи голоса могут услышать посетители выставки.
Также стоит упомянуть, что после окончания войны, когда датские евреи вернулись из Швеции, они были удивлены и обрадованы тем, что их датские соотечественники защитили и сохранили их дома, предприятия и собственность. Выйдя с выставки, вы попадаете в большой зал с видом на гавань Нью-Йорка, где вдалеке виднеется Статуя Свободы, подтверждающая связь между теми еврейскими эмигрантами, бежавшими от погромов на рубеже 20 века, а также теми, кто нашел убежище в США после Холокоста, и евреями этой выставки, все переправлены в безопасное место. В эти трудные времена журналист рекомендует сводить своих детей и внуков на просмотр «Мужества действовать». «Они (и вы) оценят прибытие в безопасную гавань», заключает он.