Беженец, сбежавший от нацистов в Шанхай, пожертвовал более 8000 книг еврейскому музею города
Беженец из Вены, который бежал в Шанхай во время Второй мировой войны, передал в дар Музею еврейских беженцев китайского города библиотеку из более чем 8000 книг.
82-летний Курт Вик в 1939 году отправился в Шанхай, спасаясь от нацистов. Вернувшись туда в феврале прошлого года, через 71 год после отъезда из города, он посетил там еврейский музей. «Они хотели услышать историю моей жизни», – сказал он «Jewish Chronicle». «И пока я был там, я сказал:« Я знаю, что у вас не так много книг. Вы заинтересованы в коллекции еврейских книг?» Они сказали, что будут в восторге».
Коллекция станет новой библиотекой по еврейской истории в рамках расширения музея после того, как книги были отправлены из Лондона в начале этого года, и будет охватывать еврейскую историю, искусство, Холокост и нацизм. Библиотека будет названа в честь его родителей, чья оригинальная фамилия была Викельхольц, и его единственной просьбой была мемориальная доска, выражающая благодарность его семьи городу за то, что он предоставил им убежище. Он надеется, что китайские студенты смогут узнать о еврейской жизни с помощью книг, и сказал, что хотел бы, чтобы это пробудило больший интерес к еврейской жизни.
Житель Милл-Хилла сохранил в своей коллекции еще 30-40 000 книг. «Я всегда был сумасшедшим коллекционером книг, – сказал он. «Моим детям они не так уж интересны, и я хочу, чтобы они прибыли в какое-нибудь достойное место».
Г-н Вик отправился в Шанхай со своими родителями, Морицем и Жозефиной, и тремя другими членами семьи на одном из последних кораблей, отправившихся до начала войны из Европы, прибыв в порт города 28 августа 1939 года. Им было разрешено взять с собой лишь малоценные вещи. Они прибыли с одеждой и швейной машинкой. Остальные члены семьи мистера Вика, кроме тети, переехавшей в Великобританию, были убиты в Аушвице.
Семьи сефардов, которые уже открыли свой бизнес на Дальнем Востоке, такие как Кадури и Сассуны, предоставили им жилье в городском районе Хункью. Мистер Вик вспомнил, как он жил на складе, где каждую семью разделяли тканевые перегородки. Мориц, производитель сумок по профессии, использовал швейную машинку для изготовления кожаных сумок для продажи. «Мы были просто людьми без гроша в кармане», – вспоминал Вик, отметив, что именно тот факт, что японцы контролировали половину города, позволял им жить там без документов.
Однако, по его собственным словам, Шанхай был «местом убежища, а не местом поселения», и после окончания войны его семья надеялась вернуться в Европу. К 1948 году они смогли найти работу и дом в Великобритании. Семья переехала на Прайори-роуд в северном Лондоне, и Мориц смог найти работу мастером по изготовлению сумок на Сент-Джонс-стрит в Сити. После учебы в гимназии «Хасмонеи» и очень короткой работы в юридической фирме г-н Вик пошел по стопам своего отца и стал мастером по изготовлению сумок.
В 19 лет он основал свою собственную фирму «Mondaine Handbags», которая поставляла товары для «Harrods» и «Mappin & Webb». Г-н Вик ушел из бизнеса в прошлом году и говорит, что его прославило то, что одна из сумок, которые он сам сделал, оказалась у английской королевы.
Обращаясь к местным СМИ, куратор Шанхайского музея еврейских беженцев Чэн Цзянь заявил, что они «очень благодарны ему, поскольку эти книги очень полезны для нас, чтобы узнать об этом периоде истории и, конечно же, сохранить эту историю».