Азербайджан надеется, что его новый музей горских евреев послужит толчком для возрождения туризма
Серебряный кубок 19 века для кидуша. Выцветшие советские пропагандистские журналы 1920-х годов. Тайные письма, отправленные с фронта еврейскими солдатами, сражающимися с нацистами. Медальоны с кровавой войны Азербайджана против Армении 1992 года. Они входят в число сотен экспонатов, выставленных в новом музее горских евреев Азербайджана в отдаленном городе Красная Слобода, полностью еврейском местечке с населением около 3500 человек и двумя действующими синагогами в 25 милях к югу от азербайджано-российской границы.
Глобальная пандемия побудила Азербайджан закрыть свои границы для иностранных туристов. В результате музей закрыт до особого распоряжения. Его должны были открыть ранее в этом году президент Ильхам Алиев и три российских олигарха-еврея, которые финансировали его строительство. Планировалось присутствие приглашенных гостей из Израиля и других стран. Но все было отменено после того, как в Азербайджане впервые появился коронавирус. Когда Азербайджан, наконец, снова откроется для иностранных туристов, они смогут получить доступ к одной из самых значительных коллекций иудаики бывшего Советского Союза.
Размещенный в отреставрированной синагоге Карчоги, которая долгие годы бездействовала, музей является символом усилий Азербайджана по сохранению того, что осталось от сокращающейся изолированной еврейской общины. По словам местных лидеров, в Азербайджане проживает около 24000 евреев. Около 4000 человек – ашкеназы, проживающие в столице страны Баку. Остальные – так называемые горские евреи, которые имеют отличные от ашкеназов культурные, языковые и религиозные традиции, которые иногда больше напоминают традиции их соседей-мусульман, чем традиции других евреев. Красная Слобода, где практически все жители – евреи, и многие говорят на еврейско-персидском диалекте, находящемся под угрозой исчезновения, – единственное в своем роде место.
«В мире нет другого подобного города за пределами Израиля», – сказал журналисту Йони Яакоби, хабадский раввин, переехавший сюда 15 лет назад из Кфар-Сабы, Израиль, во время визита в страну в начале этого года. «Евреи начали жить здесь 2500 лет назад, во времена Первого Храма». Местные евреи получили название горских евреев, потому что раньше жили недалеко от Шахдага, вершины Большого Кавказского хребта. Не классифицируемые как ашкенази или сефарды, большинство из них происходят от евреев, которые начали прибывать из Персии в 13 веке. В результате многие из их текстов написаны на джуури – малоизвестном древнем языке, состоящем в основном из фарси с примесью иврита.
В новом музее представлены многие уникальные предметы горских евреев, в том числе их традиционные костюмы и украшения, а также ритуальная утварь, рукописи и ктубот или брачные контракты. Одно из величайших сокровищ музея – «Разрубленная книга», молитвенник, которым сотни лет назад пользовался местный раввин, чтобы защитить себя от меча мусульманского генерала, армия которого напала на евреев, живущих в этом районе. «Генерал попытался ударить раввина мечом, но раввин инстинктивно держал молитвенник перед собой, и книга была разрублена пополам – с ним ничего не случилось», – говорит Песах Иссаков, высокопоставленный муниципальный чиновник в Красной Слободе. «Мусульманин увидел в этом знак: «Если ваша религия так сильно защищает вас, мне здесь нечего делать». Эта книга передавалась из поколения в поколение, а теперь она вернулась к нам».
Строительство музея профинансировал российский застройщик-миллиардер Год Семенович Нисанов, вице-президент Всемирного еврейского конгресса, а также два других московских олигарха-еврея, также родившихся в Красной Слободе: бизнесмен Зарах Илиев и Герман Захарьяев, вице-президент Евро-Азиатского еврейского конгресса. «Идея музея была давно, но мы не могли найти для него место, потому что слобода перенаселена», – рассказал Исаков. «Тогда мы подумали: эта синагога разрушена. Почему бы просто не отреставрировать ее и не превратить в музей?»
Известные евреи, представленные в экспозициях музея, варьируются от израильского народного певца Яффа Яркони, который происходил из горских евреев, до Альберта Агарунова, азербайджанского командира танка, который был посмертно удостоен звания Национального героя Азербайджана после того, как был застрелен армянским снайпером в возрасте 23 лет во время войны в Нагорном Карабахе в 1992 году. Этот разрушительный шестилетний конфликт привел к перемещению свыше 1 миллиона людей, в том числе и евреев, которые проживали в спорном Карабахском регионе, в настоящее время находящемся под оккупацией армян.
Израиль продавал Азербайджану оружие во время войны и остается основным поставщиком оружия. Азербайджан экспортирует нефть в Израиль. Хотя около 95% населения Азербайджана являются мусульманами, евреи страны говорят, что они очень хорошо ладят со своими соседями. Правительство, которое с 2003 года возглавляет Алиев, держит исламистский экстремизм под жестким контролем. «У нас нет антисемитизма, потому что азербайджанцы позитивно настроены», – говорит Евгений Бреннейсен, заместитель председателя еврейской общины ашкеназов в Баку. «Во всяком случае, люди будут очень стараться, чтобы показать дружбу с евреями».
Председатель Государственного комитета по делам религиозных объединений Азербайджана Мубариз Гурбанлы заявил: «У нас никогда не было религиозной напряженности и нет ее сегодня». Большой угрозой еврейской традиции в Азербайджане в прошлом веке была советская власть, когда все, кроме одной, из 13 синагог Красной Слободы были закрыты. После распада Советского Союза и экономического хаоса в начале 1990-х годов большинство оставшихся в Азербайджане евреев перебрались в Израиль или Россию. Даже сегодня многие евреи, зарегистрированные как жители Красной Слободы, на самом деле живут в Москве, Израиле или Нью-Йорке.
Шнеор Сегал, главный раввин ашкеназской общины Азербайджана, сетует на отсутствие еврейской жизни в стране, обвиняя эмиграцию и ассимиляцию. «Здесь много евреев, но, к сожалению, после 70 лет коммунистического правления нет настоящей еврейской жизни», – говорит Сегал, который также возглавляет представительство «Хабада» в Азербайджане. «В большинстве городов бывшего СССР синагоги были закрыты. Здесь, в Баку, они были открыты, но обычные люди не ходили – только пожилые люди». По его словам, поскольку Азербайджан относительно толерантно относился к своему еврейскому меньшинству, уровень смешанных браков довольно высок. Сегодня в стране семь действующих синагог, в том числе большая ашкеназская синагога в Баку, в которой ежедневно проводились молитвы вплоть до вспышки Covid-19. В Баку также находится еврейский образовательный комплекс «Бейт-Хабад Ор Авнер», в котором обучается около 180 учащихся.
В прошлом году в Насиминском районе города открылся первый кошерный ресторан в Азербайджане «7/40», но с тех пор он закрылся из-за пандемии коронавируса. Местные евреи с нетерпением ждут возвращения туристов, но поскольку большинство рейсов в Баку приостановлено, в том числе из Тель-Авива, эта перспектива остается далекой.