Артефакты, украденные или вывозимые с Западного берега контрабандой, теперь выставлены в Иерусалиме
На протяжении более 40 лет десятки тысяч древних артефактов, конфискованных у контрабандистов и мародеров на Западном берегу, хранились на складах в Отделах по делам древностей Гражданской Администрации (ADCA). Не имея подтвержденного происхождения и определенного способа установить их происхождение, 40000 украденных предметов старины хранились там десятилетиями.
В археологии контекст артефакта считается таким же важным, как и сам предмет. Без четкой истории происхождения археологи часто не любят исследовать и публиковать научные исследования случайных реликвий прошлого. И в таком состоянии изъятые вещи находились десятилетиями. Однако в 2010 году новый сотрудник Отдела археологии гражданской администрации Иудеи и Самарии, Хананья Хезми, начал применять к ним протоколы, обычные для артефактов, обнаруженных на известных раскопках. Небольшая группа археологов Хезми начала сортировать, датировать, регистрировать и документировать находки, используя фотографии и другие научные методы. В ходе этого процесса они наткнулись на некоторые редкие предметы, произведенные как на Святой Земле, так и за ее пределами, которые, по словам Хезми, ведут к «инновациям» в этой области, включая новое понимание торговых путей в Древнем Мире.
С 2013 года команда работает в сотрудничестве с экспертами в этой области над публикацией сборника научных очерков. Недавно опубликованный первый из четырех томов под названием «Сбившиеся с пути находки: предметы конфискованные ADCA», он содержит 134 примера наиболее уникальных предметов. Одновременно с публикацией Гражданская администрация одолжила коллекцию предметов для экспонирования на одноименной выставке, которая открывается 31 декабря в иерусалимском Музее библейских земель. The Times of Israel побеседовала с Хезми на этой неделе в музее, пока кураторы прикрепляли этикетки и размещали последние предметы. Хезми возглавляет Отдел по делам древностей Гражданской администрации, официально входящий в состав Министерства обороны, который выполняет неблагодарную задачу по обеспечению соблюдения Закона о древностях в Иудее и Самарии, районе, изобилующем остатками поселений, относящихся к библейским временам или даже раньше. Согласно этому закону, любой артефакт, обнаруженный на частной или общественной земле в контролируемой израильтянами Зоне С, должен быть передан Гражданской администрации в течение трех дней.
Хезми сказал, что тратит 80% бюджета и времени своего подразделения на обеспечение исполнения закона и борьбу с последствиями грабежей и контрабанды. В дополнение к разнообразному высокотехнологичному надзору у него в большинстве случаев есть два или три инспектора на местах, и еще пять членов его команды, которые помогают в чрезвычайных ситуациях. Он всегда координирует свои действия непосредственно с силами безопасности и полицией. «Это как пожарная сигнализация. Когда нажимают на эту кнопку, все приходят на помощь», – сказал Хезми.
Однако из-за огромного района для патрулирования, хотя в этом году он направил около 50 дел в судебную систему, это зачастую проигрышная битва, о чем могут свидетельствовать представленные на выставке конфискованные предметы. Расположенные рядом с кофейным автоматом музея находятся два больших постоянных шкафа и небольшой временный стенд с коллекцией конфискованных керамических артефактов, которые датируются от бронзового века (конец 3–2 тысячелетия до н.э.) до византийской эпохи (5–7 в. н.э.). Общее между всеми древностями заключается в том, что они были конфискованы после 1967 года на Западном берегу или поблизости. Многие были изъяты у контрабандистов на пограничном переходе в Иорданию через мост Алленби, сказал Хезми. Другие были конфискованы у торговцев в Старом городе Иерусалима, центре хранения и распределения в арабской деревне Хизме, а также в местах, расположенных рядом с древним городом Самария и на Хевронских холмах. Независимо от того, являются ли они лицами, желающие пополнить свою личную коллекцию, чтобы быстро заработать деньги, или участниками организованных банд, Западный берег изобилует грабителями древностей и контрабандистами.
По словам директора музея Аманды Вайсс, главной целью Музея библейских земель является использование инновационных программ и экспонатов для отображения истории региона, пресловутого перекрестка античности. «Сбившиеся с пути находки» — это уникальная возможность пролить свет на важность сохранения истории нашего региона и защиты наших древних памятников. Мы приветствуем это партнерство с сотрудником Отдела Археологии Гражданской администрации и с гордостью принимаем у себя выставку и старт этой публикации, чтобы помочь повысить осведомленность общественности об опасности, в которой наше наследие находится на этих объектах, которые являются свидетелями истории и связывают поколения в универсальной истории развития человечества», – сказала Вайсс. Заместитель директора музея Леора Берри, стоя рядом с выставочными витринами «Сбившихся с пути», добавила, что одна из важнейших задач музея – сохранить наследие региона для потомков. «То, что мы показываем в этом музее, связано не только с нами; это обязанность показать их будущим поколениям», – сказала Берри.
Среди наиболее интересных экспонатов можно найти примеры предметов, происхождение которых лежит за пределами государства Израиль. В разделенной, слабо освещенной части стенда находятся шесть красиво обработанных чаш для заклинаний, три с надписями на арамейском языке и три с сирийскими и мандейскими надписями, которые, вероятно, из Вавилона/Ирака и датируются примерно 5-7 веком н. э. С иллюстрациями, включающими изображение человеческого лица и чего-то похожего на курицу, они являются примерами предметов, которые были конфискованы 15-20 лет назад при пересечении моста Алленби в сотрудничестве с иорданскими силами безопасности.
По словам куратора выставки Ори Мейри, на чаши были нанесены надписи, написанные по спирали, а сами чаши устанавливали вверх дном под дверными проемами частных домов. Заместитель директора Берри смеется, что спираль, возможно, была способом заманить демонов в ловушку. Согласно эссе, написанному эпиграфистом Аггаем Мисгавом, который изучал еврейско-арамейские чаши, «Магия была общей культурной платформой для всех жителей этого региона. Чаши, используемые евреями, христианами и язычниками, были похожи не только в оформлении текста и способе его использования, но и в магических формулах и названиях ангелов и демонов». Он пишет, что одна из чаш на выставке наполнена повторяющимися бессмысленными словами, а другая использует основополагающую молитву «Шма Исраэль». В случае представленных экспонатов: «Имена клиентов для которых предназначены чаши также сильно различаются, и большинство из них, похоже, не евреи. Подобно тому, как маги, которые были авторами, использовали различные источники магических знаний, так и их клиенты, казалось, не заботились о том, были ли магические заклинания написаны евреями или неевреями, пока заклинание казалось надежным», – пишет Мисгав.
Безусловно, самая поразительная часть выставки «Сбившиеся с пути» — это серия из семи статуэток, возраст которых несколько тысяч лет, и которые, как считается, прибыли из Сирии. У самой необычной есть две согнутых головы: одна имеет корону, а другая – небольшую бороду. По словам независимого ученого и телевизионного продюсера Рика Хаузера, «стиль изготовления датируется последними веками второго тысячелетия до нашей эры и легко узнаваем, как будто некоторые экземпляры были вырезаны из той же формы, даже если они были сформированы вручную». Хаузер, отнюдь не сбрасывая со счетов статуэтки и другие древности из-за отсутствия сведений об их происхождении, является автором новой типологии для классификации ранее неопределяемых артефактов. В публикации к «Сбившимся в пути» он пишет, что после их детального анализа можно «по праву установить схожие объекты, для которых известна точка поиска».
Он продолжает: «Возможно, все такие объекты, место происхождения которых находится под вопросом, должны быть изучены и детально описаны, как если бы они были раскопаны с археологической тщательностью». И в этом и заключается смысл выставки и публикации: ввести в научный оборот ранее забытые предметы, несмотря на отсутствие у них «чистого» происхождения. Несмотря на то, что выставка должна закончиться летом, публикация сохраняет возможность для публики увидеть эти экспонаты.
По словам редактора тома Далита Регева, «эта книга дает представление о большом разнообразии предметов, которые в противном случае были бы потеряны и которые без публикации были бы не исследованы».