Антисемитские стереотипы все еще встречаются в некоторых немецких школьных учебниках
Немецких чиновников осудили за неспособность убрать антисемитские стереотипы из школьных учебников, пишет журналист «Jewish Chronicle» Роб Хайд.
Йонас Вебер из Социал-демократической партии (СДПГ) в Баден-Вюртемберге заявил, что возмущающие взгляд изображения евреев по-прежнему присутствуют в учебных материалах в этой федеральной земле. Г-н Вебер, региональный депутат, заявил JC, что чиновники должны разобраться с этой проблемой. «К сожалению, у нас сложилось впечатление, что Министерство образования не хочет устанавливать необходимые приоритеты в борьбе с антисемитскими стереотипами в учебниках», – отметил он.
Его особенно интересуют тексты средневекового и ренессансного периодов. Примерами могут служить книга Мартина Лютера «Против евреев и их лжи» 1543 года и испанский католический текст «Сентинела против евреев» 1674 года, а также мыслители эпохи просвещения от Вольтера до Фейербаха, Маркса и Шопенгауэра. В отчете за 2019 год первый уполномоченный Баден-Вюртемберга по борьбе с антисемитизмом доктор Майкл Блюм призвал создать комиссию по реформе, «чтобы сделать утверждение учебников в Баден-Вюртемберге более прозрачным».
В ответ региональное Министерство образования провело дискуссию с издателями и Центральным советом евреев, а затем попросило государственный Центр качества школьного образования и подготовки учителей (ZSL) проанализировать образец учебников. Но быстро появились разные точки зрения. Михаэль Килпер, глава департамента общеобразовательных школ, заявил: «Изображения иудаизма преимущественно правильны по форме и соответствующим образом дифференцированы». Тем не менее президент ZSL Томас Рике-Баулеке заявил, что проблема антисемитизма в учебниках «раскалена докрасна». «Иногда все сводится к деталям, – рассказал он, – например, когда еврейская жизнь и культура собраны на специальных страницах и, таким образом, занимают особое положение, или когда евреи изображены с чертами лица, напоминающими обезьян».