Новости

30 лет Вааду СССР

19 декабря 2019, 15:00 Россия
Поделиться

16 декабря в Москве прошла Международная конференция «Евреи СССР: 30 лет после выхода из подполья». Ее организаторами стали Российский еврейский конгресс и Межрегиональная общественная организация «Ваад».

Конференция была приурочена к 30-летию Первого съезда Ваада (в переводе с иврита – «Совет»), впервые за несколько десятилетий собравшего 18 декабря 1989 года представителей еврейских организаций и общин со всей страны. Как напомнил сооснователь, а затем и многолетний глава Ваада Михаил Членов, в съезде участвовало свыше 400 делегатов из 73 городов СССР, и свыше 150 гостей из СССР и зарубежных стран. «Съезд стал историческим событием для российской еврейской общины. На нем впервые были сформулированы требования евреев не только о свободе эмиграции, но и о том, чтобы формировать в СССР нормальные условия для развития еврейской общины и общинных институтов» – отметил Членов.

В юбилейной конференции приняли участие около 100 делегатов, в том числе основатели Ваад, участники легендарного первого съезда, а также лидеры еврейских общин России, представители экспертного сообщества, государственных органов, СМИ, общественные и религиозные деятели из России, Израиля, США и других стран. В докладах, прозвучавших на конференции, рассматривалась история советских и постсоветских евреев за прошедшие 30 лет. Практически все выступающие сходились во мнении о том, что первый съезд Ваада сыграл решающую роль в легализации еврейского движения в СССР и привлечении в него самого «молчаливого большинства», которое раньше опасалось с ним связываться, опасаясь репрессий со стороны властей.

Как выразился глава театра «Шалом» Александр Левенбук «Эти герои начали по одному, как изюм из батона, выковыривать евреев и возвращать их в еврейство».

Завершился форум обсуждением того, как российские евреи представляют себе будущее общины. Свой прогноз развития еврейской общины России дали президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер и Михаил Членов. Каннер отметил, что в настоящий момент община сокращается и этот процесс будет происходить дальше. «Снижается количество евреев в небольших годах. Они практически исчезли в сельской местности. Единственное что растет — это очередь в израильское посольство!» – заявил он. Кроме того, по словам Каннера, сейчас растет число пожилых людей нуждающихся в социальной помощи, но не растет желание «Джойнта» оказывать помощь всем хеседам.

Президент РЕК подчеркнул, что конгресс готов поддержать хеседы, но при условии, если центры будут готовы оказывать социальные услуги и неевреям. «В будущем все будет определяться действиями самих еврейских общин. Если они будут слабыми, то наступит быстрая ассимиляция», заявил он.

Михаил Членов со своей стороны остановился на резко возросшей роли религии в жизни российских евреев. «На первом съезде Ваада был только один раввин — Гольдшмидт, сейчас ситуация другая. Молодежь активно идет в синагоги, хотя, по некоторым данным это процесс несколько лет назад и замедлился» – заметил он, с сожалением отмечая, что религиозная модель развития «отрезала» от еврейской общины секулярную еврейскую позднесоветскую интеллигенцию. Среди возможных моделей будущего еврейской общины он назвал ассимиляцию и ультраортодоксальное «гетто» для меньшинства, или возвращение к советской модели еврейской идентичности.

Комментируя итоги конференции и прозвучавшие на ней прогнозы, президент Федерации еврейских общин Александр Борода отметил, что съезд Ваада СССР в декабре 1989 года действительно стал рубежом для еврейской общины. «После него окончательно стало ясно, что еврейская жизнь — это то, что не преследуется властями. Все те, кто еще был в (полу)подполье получили возможность свободно демонстрировать свое еврейство, а органы государственной власти окончательно перестали рассматривать еврейские общины и организации как что-то враждебное» – сказал он. Борода также отметил, что, по его мнению, еврейская община за тридцать лет проделала впечатляющий путь и достигнутые рубежи позволяют смотреть в будущее с оптимизмом. «Во многих городах (часто почти с нуля) выросли новые общины. В стране работают десятки раввинов, построены и отремонтированы многие синагоги и общинные центры.

Если в СССР иудаизм часто воспринимали как религию стариков, то сейчас мы видим тысячи молодых людей, приходящих в общины, интересующихся еврейством, стремящихся жить еврейской жизнью. Но самое главное, еврейство и иудаизм, тридцать лет назад воспринимавшиеся как нечто экзотическое, стали частью «новой нормальности». Иудаизм — одна из традиционных религий, никто (за исключением маргинальных антисемитов) не воспринимает, например, ханукии, стоящие на городских площадях, как нечто чуждое. Наоборот, это вызывает значительный интерес у неевреев — достаточно посмотреть на многочисленных посетителей Еврейского музея и центра толерантности в Москве или Хоральной синагоги в Петербурге во время Дня открытых дверей» – сказал он.

Президент ФЕОР подчеркнул, что учитывая приток молодых евреев в общины вряд ли можно сказать, что евреям в России грозит быстрая ассимиляция или отъезд. «Многие люди, уезжающие в Израиль, делают это главным образом для получения израильского паспорта, дающего возможность безвизового въезда в ряд стран» – отметил в связи с этим Александр Борода.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции