2+2=5? Согласно новому исследованию результаты израильских школьников по математике и естественным наукам резко снизились
Результаты международного отчета TIMSS (Тенденции в изучении математики и естественных наук), опубликованного 4 декабря Национальным управлением по измерениям и оценке в образовании, свидетельствуют о резком снижении оценок израильских школьников 8-го класса по математике и естественным наукам, пишет журналистка «Ynet» Нина Фокс.
В исследовании оценивались знания и навыки учащихся в период с 2019 года — до пандемии Covid-19 — по 2023 год в 44 странах и трех образовательных учреждениях по всему миру. В исследовании приняли участие около 300000 учащихся из 9000 школ по всему миру, в том числе 5200 израильских школьников из 195 школ. Учащиеся из ультраортодоксального сектора и арабских школ в Восточном Иерусалиме не были включены в выборку.
В период с 2019 по 2023 год средние баллы израильских учащихся снизились на 32 балла. В 2019 году средний балл по математике для учеников 8-го класса составил 519, а в 2023 году сократился до 487. В области естественных наук средний балл снизился с 513 в 2019 году до 481 в 2023 году. Также резко увеличился процент учащихся, испытывающих трудности по обоим предметам. К 2023 году 20% учащихся были классифицированы ниже порога успеваемости по сравнению с 12,5% в 2019 году. Показатели успеваемости также снизились: только 7,6% учащихся преуспели в 2023 году по сравнению с 14,2% в предыдущем цикле.
Значительные различия были также обнаружены между ивритоязычными и арабоязычными учениками. Среди носителей иврита средний балл по математике снизился на 26 баллов, а по естествознанию — на 29 баллов. Напротив, у арабоязычных учеников сокращение было более серьезным: баллы по математике снизились на 56 баллов, а по естествознанию — на 49 баллов. Учащиеся из Восточного Иерусалима в выборку не вошли.
Однако есть и хорошие новости. По математике Израиль занял 23-е место, что немного выше международного среднего показателя в 478 баллов, наряду с такими странами, как Франция, Азербайджан и Португалия. По естествознанию Израиль занял 25-е место, уступив Катару, который набрал такой же средний балл, как Израиль в 2023 году, но показал улучшение по сравнению с предыдущим циклом. Примечательно, что в 2019 году Израиль занял 16-е место по естествознанию, что значительно выше международного среднего показателя. Среди стран ОЭСР только Чили показала значительно худшие результаты, чем Израиль по обоим предметам.
Для сравнения, в 2019 году Израиль занял более высокое место, чем 9 из 18 стран ОЭСР, включая Швецию, Новую Зеландию и Норвегию. Результаты TIMSS отражают глобальную тенденцию к снижению успеваемости, отчасти обусловленную пандемией Covid-19. В среднем страны зафиксировали падение на 11–12 баллов по математике и естественным наукам. Однако сокращение на 32 балла в Израиле является одним из самых серьезных. Страна пережила 130 дней закрытия школ по сравнению со странами с более короткими локдаунами, которые продемонстрировали лучшие результаты или даже улучшения. Например, в Швеции, где локдаун длился всего 49 дней, наблюдалось увеличение баллов по математике на 15 баллов, в то время как в Англии, где локдаун длился 64 дня, зафиксировано увеличение баллов по математике на 10 баллов.
Министерство образования Израиля отреагировало на отрицательные результаты, объявив о всеобъемлющем систематическом плане. План включает приведение учебных программ по математике в соответствие с международными стандартами и увеличение учебных часов в средних школах. Ожидается, что учащиеся будут изучать 15 часов математики и 14 часов естественных наук в неделю. Кроме того, министерство планирует интегрировать передовые технологические инструменты в обучение, включая цифровую систему для персонализированного обучения и использование искусственного интеллекта. Также были расширены программы повышения квалификации в области математики.
Министерство также пропагандирует систему поддержки, которая включает набор высокотехнологичных специалистов для преподавания, привлечение инженеров-техников к преподаванию математики и естественных наук, а также предоставление стимулов и стипендий. Кроме того, правительство решило создать Национальный совет по STEM, уделяя особое внимание подготовке учителей и поддержке школ в районах с низким социально-экономическим положением. «Инвестирование в следующее поколение — самый надежный способ укрепить национальную устойчивость», — заявил министр образования Йоав Киш. «После окончания войны мы потребуем дополнительный бюджет в размере 277 миллионов долларов для системы образования, чтобы справиться с этими новыми вызовами».