Федерация

18 июня в 12:00 в Центре документального кино в рамках 3-го Московского Еврейского Кинофестиваля пройдет мероприятие памяти Якова Каллера – российского телепродюсера, основателя и генерального директора телекомпании “АБ-ТВ”, члена Союза кинематографистов России, заслуженного работника культуры РФ. Его не стало в январе 2017 года.

Будучи телепродюсером, он создал десятки телепрограмм, документальных проектов и исторических фильмов. Лауреат многих конкурсов и фестивалей (среди наград – ТЭФИ, премия «Лавр»). В 2009 году Каллер был награжден премией ФЕОР «Человек года 5769» в номинации «Телевидение». В 2015 году Яков также получил почетный приз МЕКФ «За выдающийся вклад в развитие еврейского кино в России», приз вручал президент ФЕОР Александр Борода.

На мероприятии будет показан короткометражный фильм «Яков Каллер. Человек и продюсер», который расскажет о жизненных принципах Якова, отношении к работе, к творчеству, о планах, которые не реализовались. Также вы сможете увидеть короткометражный фильм «Зигзаг удачи Эмиля Брагинского», продюсером которого выступил Яков Каллер.

Специальный приз имени продюсера Якова Каллера учрежден его семьей в рамках Московского Еврейского Кинофестиваля. Приз будет вручаться лучшему российскому фильму на еврейскую тематику.

Поделиться
Отправить

13 июня в тель-авивском книжном магазине “Бабель” в рамках Иерусалимской книжной ярмарки прошла встреча, посвященная выходу полного собрания рассказов Цви Прейгерзона “В лесах Пашутовки”. Московское издательство “Книжники” представило на книжной ярмарке свою новинку – первое полное собрание рассказов Цви Прейгерзона – писателя, уникального даже на богатую уникальными личностями эпоху. Крупный специалист в области обогащения угля, доцент Московского Горного института, он всю жизнь писал прозу на иврите.

Цви Прейгерзон родился в 1900 году в Волынской области, с детства говорил на идише и иврите. В 1913-м год отучился в Палестине. Служил в Красной армии. В 1927-м был напечатан его первый рассказ – в одном из издаваемых в Палестине журналов. С началом 1930-х печататься за рубежом стало невозможно, но Цви продолжал писать в стол. 1 марта 1949-го его арестовали – он был реабилитирован лишь в конце 1955-го. После возвращения из лагерей продолжил писать прозу на иврите. Умер в Москве в 1969 году, его прах захоронен в Израиле, в киббуце Шфаим.

На встрече в магазине “Бабель” писатель Алекс Тарн, сделавший блистательный перевод книги, рассказал о своем видении творчества и судьбы Прейгерзона и посоветовал тем, кто еще не читал этого писателя, начинать именно с собрания рассказов (в “Книжниках” некоторое время назад вышла, возможно, главная книга Прейгерзона – роман “Когда погаснет лампада”, так же в переводе Тарна). А дочь писателя, Нина Липовецкая-Прейгерзон, сказала, что очень благодарна судьбе за то, что полное собрание рассказов увидело свет – ведь сама Нина многих из этих рассказов, до сегодняшнего дня существовавших только на иврите, не читала.

“Я не смогу рассказать вам о том, как мой отец начинал свой творческий путь, – сказала Нина Липовецкая-Прейгерзон, – потому что он написал свой первый рассказ в 1927-м, а я родилась в 1930-м…”

“В лесах Пашутовки” – первое полное собрание рассказов Цви Прейгерзона. Даже на иврите они пока существуют лишь в разрозненном виде.

Поделиться
Отправить

Одним из самых значительных событий на Международной книжной ярмарке в Иерусалиме стала презентация книги “Избранные труды” Гилеля Цейтлина, только что вышедшей в издательстве “Книжники”. Презентация прошла 13 июня в иерусалимской галерее “Барбур”.

Гилель Цейтлин (1871-1942) был человеком с необычной и трагической судьбой. Судьба его сочинений также необычна – и отчасти трагична. Он родился в хабадской семье, юношей отошел от традиционного образа жизни, а в тридцать с лишним лет к нему вернулся и стал одним из крупнейших религиозных философов своего времени. Увлекался сионистскими идеями – и не удостоился даже побывать в Эрец Исраэль, а его сыновья поселились было в Палестине – и вернулись в Польшу. Предвидел Катастрофу – и погиб в ее пламени вместе почти со всей семьей. Выжил только его сын Аарон, который опубликовал сохранившиеся труды отца – и стал самым суровым его цензором.

Состав выступавших на презентации стал своеобразным отражением многогранной личности Гилеля Цейтлина и разнообразного содержания обсуждавшегося сборника, который, по словам р. Боруха Горина, содержит “доходящие до самой сути эссе, исследовательские трактаты, речи и страшные пророчества”.

Менахем Яглом, глава иерусалимского филиала “Книжников”, рассказал о непростой работе над книгой, которая продолжалась ни много ни мало десять лет.

Профессор Йонатан Меир, автор нескольких важных статей, посвященных Гилелю Цейтлину, в обаятельной академической манере объяснил собравшимся, какое значение имеет нынешнее издание, аналогов которому нет на иврите. Среди прочего, он привел любопытный пример “сыновней цензуры”, которой подверглись труды Цейтлина: в своей монографии, посвященной рабби Нахману из Бреслава, Цейтлин сравнивает его… с Фаустом, однако ивритский читатель до сих пор мог увидеть вместо этого сравнение с Высшим Праведником, – оказывается, Аарон Цейтлин просто приклеивал свой текст на те места в текстах отца, которые казались ему “неправильными”.

Редактор книги, Эстер Яглом, передала собственное эмоциональное восприятие книги и прочитала несколько отрывков из нее.

Р. Авраам Лидер, преподаватель каббалы и представитель неохасидизма, рассказал о своих экспериментах в области организации еврейской молитвы и о том, чему он был случайным свидетелем в Иерусалиме, – о новом образе молитвы, ортодоксальной и в то же время отвечающей духу времени.

Д-р Меир Антопольский, представлявший на вечере организацию “Место встречи”, рассказал об изменениях, произошедших в еврейской системе преподавания за последние два десятка лет. Если раньше в ешивах определенного направления изучались только труды представителей этого самого направления, то теперь среди религиозной молодежи принято изучать то, что сокращенно называется “Хавакук” – сочетание учения раввинов Хабада, Бреславера р. Нахмана из Бреслава, р. Шломо Карлебаха и рава Кука. По наблюдению д-ра Антопольского, у молодых людей, которые учатся таким образом, могут быть самые разные политические взгляды, более того, одни и те же люди на разных этапах могут представлять диаметрально противоположные точки зрения.

Проф. Артур (Авраам-Ицхак) Грин из Университета Брендайса и Еврейского колледжа, недавно опубликовавший серьезный труд, посвященный Гилелю Цейтлину, рассказал о собственных экспериментах с еврейской духовностью, – в 1968 году Артур Грин основал экспериментальную еврейскую коммуну “Хавурат Шалом” (“Общину мира”), положившую начало движению Хавура в США.

В заключение вечера Менахем Яглом прочел “Молитву” Гилеля Цейтлина.

Книга “Избранные труды” Гилеля Цейтлина представляет собой уникальный памятник человеку, сочетавшему в себе несочетаемое, и те, кто пришел на презентацию, почувствовали это в полной мере.

Поделиться
Отправить

12 июня отмечается День России. В день праздника президент Федерации еврейских общин России Александр Борода обратился к россиянам:

“Дорогие друзья!

От лица Федерации еврейских общин России поздравляю вас с прекрасным праздником – Днем России!

Согласно еврейской традиции, где бы не жил еврей, он обязан с уважением относиться к обычаям, законам и укладу этой страны. Стоит сказать, для еврейской общины России это праздник символизирует нашу любовь и наш патриотизм к стране, в которой многие из нас родились, провели свое детство и юность и живут сегодня.

Когда, как не в День России стоит еще раз заговорить о том, как важен межнациональный мир, как важно единство и взаимопонимание среди граждан нашей страны. Сегодня каждому из нас стоит снова задуматься о своем гражданском долге и личном вкладе в светлое будущее России.

Я еще раз поздравляю всех россиян с праздником и желаю, чтобы, несмотря на все преграды, чувство патриотизма не покидало нас ни на минуту, и, конечно, желаю крепкого здоровья, счастья и семейного благополучия в каждый дом!”

Поделиться
Отправить

Губернатор Московской области Андрей Воробьев в преддверии Дня России вручил федеральные и региональные награды 24 гражданам, отличившимся в различных сферах деятельности. Награждение прошло в зале приемов в Доме правительства Московской области.

Среди награжденных – президент Федерации еврейских общин России, член Общественной палаты Московской области Александр Борода, раввин и руководитель Еврейского религиозно-культурного центра «Жуковка», расположенного на Рублево-Успенском шоссе. «Александр Моисеевич внес большой вклад в создание ЕРКЦ «Жуковка», который посещают многие жители Подмосковья», сообщает пресс-служба губернатора МО.

Александр Борода поблагодарил губернатора Московской области Андрея Воробьева за врученную награду: «Благодаря проводимой Вами политике в сфере строительства культовых зданий, развития межрелигиозных отношений, борьбы с ксенофобией и другими проявлениями нетерпимости в Московской области, сегодня представители разных конфессий могут ощущать себя комфортно и свободно. И развитие религиозной жизни значительно влияет на подъем нравственности и духовности среди людей, что, в свою очередь, является очень важной частью воспитания молодежи – будущего поколения россиян. Я искренне благодарю Вас за столь высокую оценку моей деятельности, и я рад и дальше стараться содействовать Вам в проводимом Вами курсе, нацеленном на благо жизни людей в Московской области».

Как отметил губернатор Московской области Андрей Воробьев, «мы встречаемся в канун очень важного для всех нас праздника – Дня России. Этот праздник связан с новым периодом в истории страны и постепенно приобретает традиции. Одна из них – чествование лучших. Наш президент каждый год 12 июня вручает государственные премии заслуженным деятелям искусств, общетехнической и гуманитарной сфер. Мы в Московской области каждый год накануне Дня России также отмечаем заслуги достойных жителей Подмосковья».

Информационная справка:
Александр Борода последние 15 лет активно работает в области развития межнациональных и межрелигиозных отношений в России, в сфере организации противодействия экстремизму, социальной помощи малоимущим, участвовал в создании множества благотворительных программ в разных регионах нашей страны.

Под его руководством ФЕОР стала крупнейшей в нашей стране еврейской религиозной централизованной организацией, призванной координировать деятельность еврейских общин по возрождению духовных традиций и уклада еврейской религиозной и национальной жизни во всех регионах России.

Александр Борода состоит в Общественной палате РФ, Общественной палате Московской области, входит в состав Общественного совета при ФМС России, Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве, Общественного совета при Министерстве Обороны РФ. А.М. Бороде присвоены государственные награды – орден «За заслуги перед Отечеством» II степени» и «Орден Дружбы».

Торжественное открытие Еврейского религиозно-культурного центра «Жуковка» состоялось 6 декабря 2015 года. Сегодня «Жуковка» является крупнейшим общинным центром в России, построенным за последние 15 лет; «Жуковка» – центр притяжения религиозной и социальной жизни для множества евреев Москвы и Подмосковья.

На трех этажах комплекса расположены все необходимые помещения для богослужения и общинной жизни: мужской и женский мольные залы синагоги, две миквы, кошерный ресторан, банкетный зал и лектории. Желающие провести Шабат или еврейские праздники в «Жуковке» могут воспользоваться гостиничными номерами. В центре проходят молитвы, лекции раввинов, встречи Шабатов, торжества по случаю еврейских праздников, благотворительные мероприятия, ведет работу детский центр, веревочный спортивный комплекс «Панда парк» и многое другое.

Поделиться
Отправить

В среду, 7 июня главный раввин России Берл Лазар посетил Красноярск, где встретился с главой города Эдхамом Акбулатовым. Встреча прошла в администрации города. На ней также присутствовали раввин Красноярска Биньямин Вагнер и руководитель благотворительного фонда «Ор Авнер» Давид Мондшайн. Визит главного раввина России в Красноярск был приурочен к открытию еврейского детского образовательного центра “Веагавта” (“Возлюби”) при центральной синагоге города.

Здание центра построено по проекту израильских архитекторов, на средства собранные Федерацией еврейских общин России. В центре разместились музей толерантности, воскресная школа, спортивный и актовый залы, помещения для занятий хореографией. В центре создана интерактивная площадка «Музей-лекторий» для знакомства с еврейской культурой и традицией.

Глава города положительно отозвался о том внимании, которое раввин Берл Лазар уделяет региону и поддержке инициатив красноярской еврейской общины. «Мы знаем о вашей большой подвижнической работе и очень ценим, что её результаты мы можем видеть и в нашем городе, – сказал Эдхам Акбулатов. – Я искренне рад, что в Красноярске завершено создание детского образовательного центра. Это уникальный проект, который несёт в себе идею взаимного согласия и уважения по отношению друг к другу». По словам главы города, чрезвычайно важно, что с созданием центра преобразилась и часть города. «Это пример того, как культовое сооружение даёт импульс развитию территории», – добавил г-н Акбулатов.

Главный раввин России поблагодарил мэра за всестороннюю поддержку еврейской общины и сказал: «Основная концепция нового открывающегося центра – уважительное отношение к ближним. Эта идея заключена в самом его названии. «Веагавта» – это первые слова знаменитой фразы, которую наши великие законоучители считали основой все Торы – «Веагавта лереаха камоха» – «Возлюби ближнего, как самого себя». Поэтому мы надеемся, что центр будет интересен не только еврейским детям, но и всем красноярцам, поскольку его площадки могут использоваться для проведения различных культурно-просветительских, спортивных, детских мероприятий».

Раввин Биньямин Вагнер, в свою очередь, подчеркнул, что «еврейская община изначально планировала создать этот центр, используя интересные детям образовательные форматы. Поэтому в центре всё построено интерактивно, когда ребёнок становится непосредственным участником события». По словам раввина, в музее-лектории дети в игровой форме смогут познакомиться с основами иудаизма: посетить шатёр Авраама, примерить на себя традиционную одежду, посмотреть обучающие мультфильмы, подержать в руках свиток Торы и даже попробовать написать еврейские буквы на специальном пергаменте из кожи кошерного животного. Особое место в центре занимает и библиотека.

В завершение встречи, Эдхам Акбулатов отметил, что еврейское сообщество всегда активно участвует в жизни Красноярска и реализует социально значимые инициативы. «Уверен, что впереди у нас будет ещё немало совместных ответственных проектов, важных для укрепления дружбы и толерантности всех народов, проживающих в Красноярске», добавил он.

После официальной части глава города принял участие в торжественной церемонии открытия детского центра. Праздничное мероприятие также посетил губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, который сказал много теплых слов в адрес еврейской общины региона, а несколькими часами ранее принял делегацию раввинов в своем кабинете. Вечер закончился радостными песнями и праздничным банкетом.

Поделиться
Отправить

При поддержке ФЕОР 12 июня в 1-м зале киноцентра “Октябрь” в 20.00 состоится торжественная церемония открытия 3-го Московского еврейского кинофестиваля.

С 12 по 20 июня в рамках киносмотра будет показано более 50 фильмов, большая часть которых – российские премьеры; состоится более 20 специальных и образовательных мероприятий, будут организованы встречи с режиссерами, мультипликаторами, литературоведами, историками. Показы и специальные мероприятия пройдут в кинотеатре Каро 11 ОКТЯБРЬ, Центре документального кино, кинозале ГУМа и Еврейском музее и центре толерантности.

Впервые в этом году в рамках фестиваля действует Общественный совет, в состав которого вошли раввин и общественный деятель Александр Борода, меценат Юрий Каннер, дипломат Дорит Голендер, режиссер Александр Митта, продюсер Дмитрий Литвинов, а также признанные журналисты и критики: Денис Рузаев, Сусанна Альперина, Давид Шнейдеров и Вадим Рутковский.

Российскую премьеру драмеди “Вчерашний расцвет”, открывающую киносмотр, представит скандально известный немецкий актер, режиссер и музыкант Ларс Айдингер. Драмеди “Вчерашний расцвет” режиссера Криса Крауса рассказывает об исследователе, который занимается изучением событий Холокоста и готовится к участию в конгрессе. Ему назначена помощница — Зази, девушка еврейского происхождения с явно выраженной тевтофобией (навязчивый страх всего германского). Вместе им предстоит сделать ряд неожиданных открытий, которые в корне изменят жизнь героя.

Александр Борода, Президент Федерации еврейских общин России, генеральный директор и основатель Еврейского музея и центра толерантности, член Общественной палаты России, член Общественного совета МЕКФ: “ФЕОР поддерживает проект на протяжении трех лет, и мы видим, как за это время вырос интерес зрителей по отношению к еврейскому кинематографу, который создатели фестиваля открыли для российской аудитории как новый жанр. Приятно видеть, что интерес к мероприятию проявляют и выдающиеся российские и зарубежные деятели искусства, которые обещают посетить кинопоказы и образовательные сессии. Многие представленные в программе фильмы – премьеры для России, и если бы не создатели МЕКФ, неизвестно, могли бы мы получить еще такой шанс – увидеть прекрасные картины, посвященные самым разным сторонам многогранной еврейской темы на большом экране, на ведущих площадках Москвы”.

Егор Одинцов, генеральный продюсер МЕКФ: “Общественный совет – нововведение этого года. Наш фестиваль расширяется, вовлекает все новых участников, поднимает все новые темы. Конечно, это налагает и на организаторов более высокую ответственность. Именно поэтому в этом году было принято решение создать Общественный совет, привлечь к его работе лидеров мнений, профессионалов индустрии, общественных деятелей и ведущих журналистов, которые помогут нам сформировать грамотную семантику вокруг мероприятия и поднять его на качественно новый уровень”.

МЕКФ организован при поддержке фонда “Генезис”, Российского еврейского конгресса, Еврейского Агентства Сохнут, Федерация еврейских общин России, Еврейского делового клуба “Соломон” и кинокомпании Ark Pictures.

Общественный совет:
– Сусанна Альперина – журналист и писатель, редактор гуманитарного блока «Российской газеты – Неделя», член Союза журналистов России
– Александр Борода – раввин, общественный деятель, президент Федерации еврейских общин России, генеральный директор и основатель Еврейского музея и центра толерантности, член Общественной палаты России
– Дорит Голендер – дипломат и общественный деятель, вице-президент Благотворительного фонда “Генезис” по внешним связям; посол Израиля в России (2010-2015 гг.)
– Юрий Каннер – меценат и общественный деятель, президент Российского еврейского конгресса, вице-президент и член руководящего комитета Всемирного еврейского конгресса
– Дмитрий Литвинов – продюсер, генеральный директор ГК Planeta Inform, издатель “Бюллетень кинопрокатчика”, “Киномеханик Сегодня”
– Александр Митта – режиссер и сценарист, народный артист Российский Федерации, режиссер фильмов “Граница. Таежный роман”, “Точка, точка, запятая”, “Экипаж”
– Денис Рузаев – кинокритик,журналист издания Lenta.ru. Бывший шэф-редактор российского “Variety”. Лауреат премии памяти Михаила Левитина 2017 – “Лучший молодой кинокритик года”
– Вадим Рутковский – кинокритик, журналист, экс-редактор журналов “ОМ”, “Кинопарк”, GQ и “Сноб”. С 2016 года – главный редактор портала CoolConnections.ru
– Давид Шнейдеров – телеведущий, кинокритик, член правления гильдии киноведов и кинокритиков России, академик Евразийской академии телевидения и радио.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода выступил с обращением по случаю 50-летия воссоединения Иерусалима.

«Тысячелетиями Иерусалим был городом-символом для еврейского народа, рассеянного по разным странам и континентам. Каждый еврей помнил строки «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет правая рука моя! Пусть прилипнет язык мой к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не вознесу Иерусалим во главу веселья моего». После окончания службы в Йом-Кипур и после окончания Пасхального Седера в синагогах провозглашали «Лешана абаа бИрушалаим!» – «В будущем году — в Иерусалиме!», наполняя сердца собравшихся радостью и надеждой. Но все эти годы евреи или не могли жить в Иерусалиме и посещать свои святыни, либо находились там на положении бесправного меньшинства. 50 лет назад великая мечта еврейского народа исполнилась — Иерусалим был объединен, а евреи впервые за почти две тысячи лет получили свободный доступ к своим святым местам. Вопреки тогдашним страхам и позднейшей клевете воссоединение Иерусалима не привело к каким-либо гонениям на представителей других религий. В современном Иерусалиме все, иудеи, христиане и мусульмане, имеют равные права, и свободно молятся в храмах, мечетях и синагогах. Без сомнения, эти 50 лет равноправия и отмены существовавших ранее ограничений можно назвать лучшими в истории Иерусалима. Уверен, что так же можно будет сказать и еще через 50 лет», – подчеркнул президент Федерации еврейских общин России.

Справка: Иерусалим был разделен в 1949 г. по итогам Войны за независимость Израиля. При этом Восточный Иерусалим, включавший Старый город и величайшую еврейскую святыню Западную Стену (единственную уцелевшую часть Иерусалимского Храма), известную также как Стена Плача, оккупировала Иордания. 7 июня 1967 г., в ходе Шестидневной войны, солдаты израильской армии освободили Восточный Иерусалим, после чего город был воссоединен. В 1980 г. Иерусалим был провозглашен единой и неделимой столицей Израиля.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода прокомментировал принятие Европарламентом рабочего определения антисемитизма, разработанного Международным альянсом в память о Холокосте.

“Отсутствие единого определения антисемитизма тормозило борьбу с теми, кто разжигает ненависть к еврейскому народу, прикрываясь свободой слова, и теми, кто нападал на евреев, будучи преисполнен ненависти и ссылаясь на ответственность этих евреев за мифические “преступления” израильтян против арабов. Принятие определения антисемитизма Европейским парламентом – первый шаг к тому, чтобы закрыть подобные лазейки. Надеюсь, что в дальнейшем это определение станет частью законодательства всех стран, посылающих своих депутатов в Европарламент”, – отметил Александр Борода.

Справка: Рабочее определение антисемитизма, разработанное Международным альянсом в память о Холокосте, было принято Европарламентом 1 июня 479 голосами “за” при 101 голосе “против” и 47 воздержавшихся. Согласно этому определению под антисемитизмом понимается “особый вид отношений к евреям, который может выражаться в ненависти к ним: проявления антисемитизма в виде высказываний или применения физического насилия, направленные на евреев или лиц, не являющихся евреями и/или их собственности, а также в отношении учреждений еврейских общин и религиозных объектов”.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил евреев России с праздником Шавуот:

“Дорогие друзья!

От лица Федерации еврейских общин России и лично себя сердечно поздравляю Вас с Шавуотом – праздником дарования Торы! Мы отмечаем Шавуот через 50 дней после Песаха – когда евреи стали единым народом, целостной нацией. И именно Тора является символом нашего единства и вечности великих ценностей, подаренных нам Всевышним!

Моше получил на горе Синай Скрижали Завета, где были написаны 10 заповедей, 10 основных предписаний, которые стали основной морали и нравственности всего человечества, независимо от национальности и вероисповедания. Поэтому нельзя считать Шавуот исключительно национальным еврейским праздников, дарование Торы – это великое историческое событие для всего мира! И наша задача – что бы не произошло, какие бы трудности не встали на нашем жизненном пути, оставаться верным и преданным этим заповедям и передавать их будущим поколениям.

Даруя нам заповеди, Всевышний завещал принимать их с радостью. Каждый, кто когда-то начал свой путь к Торе, знает, как порой сложно бывает преодолеть сиюминутные желания и даже плохое настроение ради соблюдения заповедей, и, конечно, знает, как велико благословение Творца за проделанную работу над собственными слабостями. Я от всей души желаю каждому в этот праздник сделать еще один маленький шажок на это долгом и непростом, но верном, праведном и светлом пути к Торе! А начать стоит с малого, взять в праздник на себя обязанность выполнять хотя бы еще одну заповедь.

По традиции на Шавуот устраивают трапезу из молочных блюд, – это связано с тем, что после дарования Торы наши предки не успели подготовиться к кошерной мясной трапезе. Вторая традиция празднования связана с тем, что наши предки буквально проспали дарование Торы, и сегодня мы в ночь дарования учим Тору и бодрствуем, чтобы почувствовать и принять на себя свет и благословение Творца.

Я желаю всем, чтобы в эти дни Тора заняла важное место в жизни каждого из нас, осветила каждую душу и направила ее на благие дела.

Радостного вам всем и светлого праздника!”

Информационная справка

Шавуот (в переводе с иврита – “недели”) наступает по истечении семи недель после Песаха и приходится на 6 день месяца Сиван. Праздник отмечают один день в Израиле, и два – в общинах за его пределами.
Согласно традиции, в этот день Б-г открыл Себя всему Израилю и дал основные Десять заповедей, которые Моисей записал на скрижалях, а так же остальные законы Торы, которые были записаны Моисеем в течение жизни.

Устный Закон был записан в более поздний период еврейскими мудрецами в виде Мишны и Гемары.

Кроме того, традиция связывает время праздника с окончанием жатвы ячменя и началом жатвы пшеницы. В древности в этот день земледельцы со всех концов Израиля несли приношения в Иерусалимский Храм. Эти праздничные процессии сопровождались пением и танцами.

Сейчас во время празднования Шавуот принято также украшать дом и синагогу зеленью, цветами и бумажными аппликациями. В средние века в еврейских общинах на территории Европы существовал обычай в Шавуот приводить детей в синагогу и угощать их медом со специальной доски, на которой были вырезаны еврейские письмена, чтобы “вкус Торы был сладок в их устах”.

В первый день Шавуот перед мясной трапезой принято устраивать молочную трапезу. Этот обычай связан с тем, что евреи, получив Тору, узнали о заповедях кошерного питания. Посуда, которой пользовались до сих пор, оказалась некошерной. Тогда они устроили молочную трапезу, блюда для которой не требовалось варить.

31 мая и 1 июня в Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще пройдут торжества, посвященные празднику дарования Торы. 31 мая во время утренней молитвы состоится чтение Десяти заповедей, 1 июня пройдет чтение поминальной молитвы Изкор.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Шавуот, который в этом году начинается вечером 30 мая, главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны:

«Дорогие друзья!

От всего сердца поздравляю вас с одним из главных праздников нашего народа – праздником Шавуот, днем дарования Торы.

В эти дни мы, конечно, благодарим Б-га за бесценный дар, который он дал нашим предкам во времена Моше рабейну – дар, благодаря которому мы пережили все трудности, все исторически катастрофы, и до сих пор существуем как единый народ, со своей верой, со своей духовностью, со своими ценностями. Но есть смысл подумать над еще одним аспектом этого праздника. Дарование Торы изначально предполагало две стороны: был даритель, Б-г, и был получатель – наши предки, наш народ. Б-г дал Тору именно потому, что наш народ был готов ее принять – выполнять заповеди, ценить мудрость Г-спода, верить в единого Б-га и верно служить Ему!

Наши мудрецы учат, что главным доказательством для Б-га готовности наших предков принять Тору, стало то, что «народ стоял как один человек». Почему именно единство было предварительным условием для получения Торы? Чтобы это понять, мы должны, прежде всего, разобраться, в чем главная идея Торы. В Талмуде сказано: «Тора дана, чтобы устроить мир во всем мире». Действительно – все законы Торы направлены на то, чтобы люди жили правильно, чтобы любили друг друга, уважали друг друга, помогали друг другу. Наши предки стали достойны Торы, потому что поняли, что главная цель Торы и заповедей это единство, любовь, взаимопомощь.

Но как можно достичь такого единства? Ведь у всех людей разные взгляды, разные мнения, разные интересы. Что должно было произойти в головах у наших предков, чтобы они начали действовать не каждый в своих интересах, а все вместе? Ответ прост: люди, собравшиеся у горы Синай, признали, что есть нечто выше их желаний – это желания Б-га. Они поняли, что есть нечто куда выше их мудрости – это мудрость Вс-вышнего. То, чего хочет Б-г, – это в любом случае самое лучшее для нас! И тогда они сказали: «Наасе ве-нишма», будем делать, что Б-г говорит, и будем слушаться Б-га.

И сегодня, когда мы готовимся к Шавуоту, особенно важно каждому помнить две вещи. Первое: мы должны использовать Тору, чтобы находить взаимопонимание с другими людьми, чтобы объединиться на основе любви и взаимного уважения. И второе: мы должны осознать, что иногда надо быть готовыми отойти от своих желаний и творить волю Б-жью; выполнять заповеди Торы, даже если мы не вполне понимаем их смысл.

И, подобно тому, как наши предки сумели «встать как один человек» ради получения Торы – мы сегодня, изучая Тору, должны использовать ее мудрость в общих интересах, ради блага всех людей. Только так мы становимся достойными получения Торы, только так мы выполним ту великую миссию, которую на нас возложил Создатель!»

Информационная справка

Шавуот (в переводе с иврита – “недели”) наступает по истечении семи недель после Песаха и приходится на 6 день месяца Сиван. Праздник отмечают один день в Израиле, и два – в общинах за его пределами.

Согласно традиции, в этот день Б-г открыл Себя всему Израилю и дал основные Десять заповедей, которые Моисей записал на скрижалях, а так же остальные законы Торы, которые были записаны Моисеем в течение жизни.

Устный Закон был записан в более поздний период еврейскими мудрецами в виде Мишны и Гемары.

Кроме того, традиция связывает время праздника с окончанием жатвы ячменя и началом жатвы пшеницы. В древности, в этот день земледельцы со всех концов Израиля несли приношения в Иерусалимский Храм. Эти праздничные процессии сопровождались пением и танцами.

Сейчас во время празднования Шавуот принято также украшать дом и синагогу зеленью, цветами и бумажными аппликациями. В средние века в еврейских общинах на территории Европы существовал обычай в Шавуот приводить детей в синагогу и угощать их медом со специальной доски, на которой были вырезаны еврейские письмена, чтобы “вкус Торы был сладок в их устах”.

В первый день Шавуот перед мясной трапезой принято устраивать молочную трапезу. Этот обычай связан с тем, что евреи, получив Тору, узнали о заповедях кошерного питания. Посуда, которой пользовались до сих пор, оказалась некошерной. Тогда они устроили молочную трапезу, блюда для которой не требовалось варить.

31 мая и 1 июня в Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще пройдут торжества, посвященные празднику дарования Торы. 31 мая во время утренней молитвы состоится чтение Десяти заповедей, 1 июня пройдет чтение поминальной молитвы Изкор.

Поделиться
Отправить

В понедельник 29 мая главный раввин России Берл Лазар посетил Оренбург, где встретился с губернатором Юрием Бергом. Во встрече также приняли участие президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода, раввин Оренбурга Гоель Майерс, попечитель московской еврейской религиозной общины Вадим Аминов, руководитель Департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор издательства «Книжники» Борух Горин. Встреча прошла в здании Правительства Оренбургской области.

Глава региона положительно отозвался о том внимании, которое раввин уделяет региону и поддержке инициатив Оренбургской еврейской религиозной общины. Юрий Берг отметил, что «в Оренбуржье в мире и согласии проживают представители самых разных религий и с еврейской общиной налажен хороший контакт», а также выразил готовность к дальнейшему плодотворному сотрудничеству.

Раввин Берл Лазар поблагодарил Юрия Берга за всестороннюю поддержку еврейской общины, в том числе за создание отличных условий для получения качественного образования в средней общеобразовательной школе «Ор-Авнер Оренбург». Раввин подчеркнул, что в Оренбуржье община чувствует себя комфортно, регион спокойный и доброжелательный.

В продолжение рабочего визита, главный раввин России принял участие в открытии нового еврейского детского сада, входящего в структуру образовательных учреждений фонда «Ор-Авнер». В сопровождении мэра Оренбурга Евгения Арапова раввин также посетил Оренбургский драматический театр, где состоялась праздничная церемония завершения написания нового свитка Торы, который в этот же день был передан в синагогу местной еврейской общины. Дарителем свитка выступил известный меценат Вадим Аминов, который также передал в дар общине обширную библиотеку еврейских текстов, включенных в ежедневную и праздничную литургии.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции