Федерация

Пост 9 ава – традиционный день траура в память о разрушении Первого и Второго Иерусалимских Храмов.

В этом году 9 ава приходится на шабат, поэтому пост переносится на следующий день, и начинается вечером в субботу 6 августа, и продолжается до захода солнца следующего дня.

В преддверии поста главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине: «Дорогие друзья! Сегодня у нас особый день, 9 ава – день траура. Как только завершится шабат, начнется пост, который продлится сутки. Понятно, что мы постимся не для того, чтобы голодать и страдать, а чтобы вновь ощутить те чувства, которые были у наших предков во время разрушения Храма, чтобы усвоить уроки этой трагедии. Недаром наши мудрецы учат, что человек, при жизни которого не был построен Храм, подобен тому человеку, при жизни которого Храм был разрушен. Б-г допустил разрушение Храма, потому что евреи тогда не заслужили такого прямого Б-жественного присутствия, которое давал Храм. И если Храм до сих пор не восстановлен, это значит, что мы его и сегодня еще не заслужили.

Соответственно, главная наша мысль в этот день должна быть о том, что надо сделать, чтобы заслужить Храм! Понятно, что надо вести правильную жизнь – учить Тору, выполнять заповеди, совершать цдаку. Но в Талмуде сказано, что и во времена разрушения Храма евреи все это делали. А причиной разрушения Талмуд называет «синат хинам» – «беспричинную ненависть». Тут можно задать себе вопрос: какая может быть ненависть, если евреи реально занимались благотворительностью, то есть помогали друг другу? Но дело в том, что цдака – это только действие, а неприязнь и ненависть — это чувства. А чувства могут даже не проявляться в каких-то враждебных действиях – они вполне могут проявиться в словах или даже только в мыслях. И человек порой даже не может понять, в чем его вина. Он говорит себе: «Но ведь я ничего плохого не сделал! А то, что я чувствую внутри себя – с этим, простите, я ничего не могу поделать!»

Но главный урок 9 ава в том и заключается, что мы должны, мы обязаны удалить из своей души негативные чувства! Изгнать «синат хинам», «беспричинную ненависть», и поставить на ее место «ахават хинам», «бескорыстную любовь»! Любить ближнего независимо от его взглядов, не потому, что с ним комфортно, а потому, что он тоже, как и мы, дитя Г-спода! Б-г пребывает среди нас, когда мы вместе. Вместе не только делами, но и чувствами – ведь чувства наши в каждый момент для него не секрет, Он читает в душе каждого человека, как в открытой книге. Поэтому в этот день поста и молитвы каждому из нас надо не просто осмыслить совершенные ошибки и наметить пути их исправления, но прежде всего, осмыслить свои чувства и проникнуться любовью к ближнему. Когда у всех нас это получится – придет Машиах, и Храм будет, наконец, восстановлен».

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода, обратились к еврейской общине в преддверии поста 17-го тамуза.

Главный раввин России в своем обращении отметил, что три недели между постом 17 тамуза и постом 9 ава — это самый тяжелый, самый трагический период в истории еврейского народа. «Это время называется «зман бейн а-мецарим» – «период между утеснениями». 17 тамуза в Иерусалим ворвались войска римского императора, 9 ава был разрушен Храм. А во время исхода из Египта 17 тамуза случилась еще одна трагедия – Моше рабейну разбил скрижали, потому что народ предался идолопоклонству», – писал Главный раввин России.

Лазар отмечал, что евреи проводят день 17 тамуза в посте и молитвах в память об этих печальных событиях. «Но это не только, да и не столько для того, чтобы вновь воскресить в памяти черные страницы прошлого, сколько для того, чтобы извлечь из этих событий правильные уроки.

В чем главный урок падения Иерусалима? Причиной этой трагедии стала «синъат-хинам» – беспричинная ненависть между людьми, отсутствие единства в нашем народе. Иерусалим был не просто нашей столицей: в книге «Теилим» он назван «городом, сливающим воедино», городом – объединителем. Когда среди нашего народа возникали раздоры, это сказывалось на судьбе Иерусалима: приходили захватчики, захватывали город, разрушали Храм. Соответственно, если мы хотим исправить положение и восстановить Храм, мы должны проявить «ахават-хинам», бескорыстную любовь друг к другу, помогать ближнему, когда ему трудно, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо»,- подчеркивал он.

В этом году идея «ахават-хинам» особенно актуальна, отмечал Главный раввин России. Поскольку 17 тамуза приходится на шабат, день праздника, пост переносится на следующий день. «Само то, что 17 тамуза мы в этом году веселимся и славим Б-га, становится символом нашего выхода на путь исправления ошибок. И наша главная задача в этот день и во весь период до 9 ава – делать все, что в наших силах, чтобы показать Б-гу, себе и людям, что мы поняли прежние ошибки и впредь ничего подобного не допустим» – писал Б.Лазар. Он также призвал понять в эти дни еще одну важную вещь. «То, что скрижали были разбиты, то, что Иерусалим пал – это не наказание, не кара, а сигнал от Б-га, что мы вели себя неверно. Г-сподь побуждает нас исправиться именно потому, что любит нас! И, когда мы правильно принимаем этот сигнал и ведем себя так, как нам заповедано в Торе, пост превращается в повод для радости. Как сказано у пророка Зехарьи: «Пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого и пост десятого сделаются для евреев радостью и веселым торжеством: только любите истину и мир!» – подчеркнул Лазар.

«Да, пост, который мы держим сейчас, это воспоминание о горе. Но это воспоминание становится поводом для радости, когда мы делом доказываем, что не повторим ошибок прошлого, что мы едины, любим друг друга и помогаем друг другу. Думаю, что в прошедшие два года, когда у всех нас были тяжелые испытания из-за эпидемии, мы смогли реально проявить и взаимопомощь, и доброту, и единство. И дай Б-г, чтобы дальше мы проявляли эту «ахават-хинам», бескорыстную любовь, все больше и больше, приближая тем самым окончание времен «бейн а-мецарим», приход Машиаха и восстановление Храма!» – заключил Главный раввин России.

Президент Федерации еврейских общин России отметил, что пост 17 тамуза — это один из четырех постов, установленных мудрецами в память о разрушении Иерусалимского Храма. Согласно традиции, в этот день в разные годы происходили трагические события, одно из которых — существенное повреждение городской стены Иерусалима. Начиная с этого воскресенья, отсчитываются три траурных недели, продолжающиеся до 9 ава. «Иерусалимский Храм был ядром еврейской жизни, от него исходила вся жизнь евреев в Земле Израиля, а во времена Второго Храма — и за ее пределами. Его разрушение привело к тому, что евреи расселились по всему миру, а между еврейскими общинами возникли серьезные отличия в культуре и обычаях», – отметил Борода.

Он подчеркнул, что одно из испытаний диаспоры — это сохранение духовного единства народа, несмотря на все различия. «И это возможно только если мы признаем, что множественность традиций не умаляет святости ни одной из них. Абсолют власти и единства Всевышнего также не может быть подвергнут сомнению из-за этих различий, потому что мы допускаем, что истина не может принадлежать одному человеку, она заключена в самом Всевышнем. Понимание этого может стать нам подспорьем, может помочь признать свою неправоту и дать себе право на ошибку. Это величайшая смелость, которая позволяет человеку исправляться и сходить с пути разрушения», – писал президент ФЕОР.

«Но откуда проистекают наши силы для принятия ошибок?» – задавался он вопросом, и сам отвечал на него: «Безусловно, раскаяние — это одна из составляющих пути мира и мудрости, но осознания этого факта зачастую недостаточно, чтобы разрешить себе пойти на признание собственного неверного шага. В этом вопросе мы обращаемся к всепрощению Творца. Именно оно не дает нам потерять веру в еще одну возможность стать лучше, веру в осмысленность наших поступков и жизни. Само слово «евреи» на иврите — «игудим» — созвучно со словом «видуй» — «покаяние». Иными словами, тот факт, что мы называем себя «иегудим», обозначает, что мы народ, способный осознать и исправить свои ошибки. Вспоминать предпосылки событий, которые привели к нападению на Иерусалим и разрушению Храма, можно в разных ключах. Мы могли бы навсегда невзлюбить тех, кто это сделал, постоянно порицать их имена и ждать, что будет восстановлена справедливость. Мы могли бы предаваться тихой скорби или даже унынию. Однако мы видим, что иудейское понимание духовности и образ мысли предлагают нам совершенно иной смысл траура. В первую очередь, соблюдая траур по бедствиям, настигшим народ Израиля, еврей думает о том, что он сам мог бы сделать для исправления их последствий и возвращения мира в состояние равновесия». «Давая нам импульс к улучшению мира, воспоминания о наших проступках приближают нас к тшуве, к раскаянию. То есть они возвращают нас на путь, указанный Всевышним, как сказано в книге Ваикра: «Тогда покаются они в грехе своем и грехе отцов своих».

Следуя Его путям, еврейский народ сумел создать культуру, внутри которой не считается зазорным или постыдным признаваться в своей неправоте. И поэтому решения, которые больше всего приближают нас к Творцу, возникают, когда мы оглядываемся на свои ошибки», – резюмировал Борода.

Историческая справка

Пост 17 тамуза — один из четырёх постов, установленных в память о разрушении Храма, наряду с постом Гедальи (3 тишрей), постом 10 тевета и 9 ава. Траурный пост 17 тамуза связан с тем, что 10 тевета вавилонский царь Невухаднецар (Навуходоносор II) начал осаду Иерусалима, а 17 тамуза его солдаты проломили городскую стену. Это стало началом конца еврейской державы. Тремя неделями позже, 9 ава, наступила трагическая развязка событий: был подожжён Храм. Пост 17 тамуза начинает траурный период в еврейском календаре, который длится 3 недели, вплоть до 9 ава. Эти 3 недели траура называют неделями «Бейн а-Мецарим» — буквально «между теснин», т. к. эти дни находятся между двумя траурными постами (17 тамуза и 9 ава). 17 тамуза в этом году выпадает на субботу, но так как в шабат запрещено поститься (исключение Йом-Кипур), то пост переносится на воскресенье, 17 июля. В Москве он продлится с 00:34 до 22:05, в эти часы строго запрещено пить и есть. От поста освобождены дети, кормящие и беременные женщины, а также больные, даже если им не угрожает опасность.

 

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода выразил свои соболезнования в связи с уходом из жизни Народного художника РФ, мультипликатора Леонида Шварцмана, скончавшегося 2 июля.

«Мы всегда особенно отчетливо чувствуем уход тех людей, которые в чем–то символизируют для нас определенную школу, яркий образ мысли или эпоху в искусстве», – писал Борода. Он отмечал, что для многочисленных поколений советских и российских зрителей именно мультипликационные фильмы Леонида Шварцмана стали главным, наиболее ярким и запоминающимся опытом общения с изобразительным искусством и, в частности, анимацией.

«Каждая история и каждый герой в фильмах Леонида Шварцмана были выражены им в неповторимых образах с чистым пониманием ценностей доброты. «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», истории о крокодиле Гене и Чебурашке, а также многие другие работы — это его уникальное видение искусства, предназначенного для детей. Они воспитали во многих понимание приятия и дружбы. Леонид Шварцман через свои фильмы делился собственным светлым мироощущением, проникнутым тонким, и в то же время детским, юмором. И это мироощущение наполнено такими высокими и во все времена нужными моральными качествами, что уход Леонида Шварцмана мы должны понять, как момент, когда на нас ложится обязанность по сохранению его наследия. Оно, несомненно, может культурно и нравственно обогатить будущие поколения также, как когда–то оно обогатило нас», – подчеркнул президент ФЕОР.

Борода также выразил глубокие соболезнования родным и близким Леонида Шварцмана, его друзьям и коллегам. «Пусть Всевышний благословит память о нем, и обо всех его добрых делах!» – заключил он.

Леонид (Израиль) Аронович Шварцман (1920-2022) — российский режиссер–мультипликатор и художник мультипликационного кино. Художник–постановщик мультфильмов «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева», «Чебурашка», «Обезьянки», «38 попугаев» и многие другие. Лауреат российских и международных кинопремий.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода обратились к еврейской общине с поздравлением по случаю праздника Шавуот.

Главный раввин России в своем поздравлении напомнил, что в дни Шавуота есть обычай употреблять молочные и сладкие продукты, возникший из-за того, что у людей, собравшихся у горы Синай во время Исхода просто не было времени приготовить кошерные блюда из мяса. Но Лазар предложил и более глубокое объяснение. Он отметил, что молоко – первый питательный продукт, который мы получаем в жизни: сперва это молоко матери. Соответственно, родители уже должны читать Тору и соблюдать заповеди, когда в семье появляется младенец. А затем, когда младенец становится ребенком, он с детского возраста начинает учить Тору. И потом Тора останется с ним на всю жизнь, и он, в свою очередь, передаст ее мудрость своему потомству.

«В мидраше мы читаем, что Б-г, прежде чем даровать нашим предкам Тору, спросил у Моше рабейну, кто может выступить гарантом того, что Тора останется с нашим народом навек, что мы будем учить ее и жить по ней во всех поколениях. Наш Ребе объясняет, что гарантии потребовались не потому, что Б-г в чем-то подозревал народ Свой. Просто человеку свойственно «забывать важное ради срочного». У людей так много повседневных дел, что они действительно могут пренебречь Торой из-за недостатка времени. Моше предложил сначала, чтобы гарантами стали праотцы нашего народа, потом – чтобы гарантами были пророки. Но Б-г ответил, что те, кто уже ушел из этого мира, не могут отвечать за поведение следующих поколений. А вот когда Моше рабейну предложил, чтобы верность Торе гарантировали дети – Вс-вышний на это согласился. Во-первых, потому, что, как бы ни были заняты родители, о детях они всегда будут заботиться в первую очередь, а во-вторых – потому что именно передача Торы от старшего поколения к поколениям последующим реально обеспечивает наше сохранение как «народа книги» – народа, живущего по Торе и верно выполняющего заповеди», – писал Главный раввин России.

Говоря о том, откуда идет традиция есть сладкое, Лазар напомнил строчки из «Песни песней»: «Мед и молоко под языком твоим». «Это главная идея, когда мы учим Тору: изучение Торы и соблюдение ее Закона это не ограничения и не неудобства, а великая радость! Ведь все уроки от Б-га, вся мудрость, которую Он нам даровал в святой Торе, призваны помогать нам делать добро, любить ближнего, улучшать мир вокруг нас. То, что нам дана Тора – это привилегия, необходимое условие счастливой жизни. Недаром в дни Шавуот мы желаем друг другу «получить Тору с радостью и сделать ее частью нашего внутреннего мира». «Именно это делает нашу жизнь яркой и содержательной», – заключил он.

Президент Федерации еврейских общин России в своем поздравлении отметил, что в этот день евреи отмечают дарование Торы — событие, определившее их возникновение и существование как народа. «После Синайского Откровения еврейский народ был окончательно объединен одной верой — женщины и мужчины, мудрецы и простые люди, взрослые и дети внимали Десяти Речениям «как один человек с единым сердцем». Более того, Десять Заповедей — это всеобщая человеческая ценность. Этические нормы, провозглашенные Всевышним, — это бесценный дар для людей всего мира», – писал Борода.

Он подчеркнул, что хотя принято считать, что цивилизации возникают благодаря умелому, разумному использованию природных ресурсов и богатств, но исход евреев из Египта и Синайское Откровение доказали, что моральные ценности, а также возможность прогресса, созидания, благополучия и процветания заключены не только и не столько в материальности, сколько в духовном, интеллектуальном богатстве, источник которого — Б–жественная мудрость. «Мы видели массу примеров в истории, когда процветающие цивилизации разрушались из-за духовной деградации, что неопровержимо доказывает: эволюция и преобразование не могут существовать без этики и морали», – заметил президент ФЕОР.

Борода подчеркнул, что в Шавуот мы напоминаем себе, что духовность не сужает возможностей человека, но расширяет их, позволяет сделать нравственный выбор и проявить величие человеческого духа. «Когда человек обретает верные ориентиры, он не ограничивает себя логикой сиюминутных обстоятельств, а способен на большее благодаря тем обязательствам, которые он несет перед людьми и Б–гом. Поэтому столь важно и получение нами Торы как событие, и само ее присутствие в нашей жизни. Каждый раз, когда мы занимаемся ее изучением, мы вновь напоминаем себе, ради чего верим в замысел Всевышнего. Понимаем, как удалось нашим предкам на протяжении тысячелетий в самых разных обстоятельствах находить моральные силы и волю пронести ее мудрость и свет, чтобы они озарили нас, и чтобы мы передали ее своим потомкам», – отметил он.

Информационная справка

Шавуот, в переводе с иврита – «седмицы», наступает по истечении семи недель после Песаха и приходится на 6 день месяца Сиван. Праздник отмечают один день в Израиле и два – в общинах за его пределами. Согласно традиции, в этот день Б-г открыл Себя всему Израилю и дал Десять заповедей, которые Моисей записал на скрижалях. А так же остальные законы Торы, которые были записаны Моисеем в течение жизни. Устный Закон был записан в более поздний период еврейскими мудрецами в виде Мишны и Гемары. Кроме того, традиция связывает время праздника с окончанием жатвы ячменя и началом жатвы пшеницы.

В древности, в этот день земледельцы со всех концов Израиля несли приношения в Иерусалимский Храм. Эти праздничные процессии сопровождались пением и танцами. В первый день Шавуот перед мясной трапезой принято устраивать молочную трапезу. Этот обычай связан с тем, что евреи, получив Тору, узнали о заповедях кошерного питания. Посуда, которой пользовались до сих пор, оказалась непригодной. Тогда они устроили молочную трапезу, блюда для которой не требовалось варить. В 2022 году Шавуот приходится на исход шабата 4 июня и длится в диаспоре до вечера 6 июня, в это время запрещена работа.

 

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода направил соболезнования супруге и сыну Алексея Бегака, скончавшегося от продолжительной болезни 29 мая. Полный текст соболезнования приведен ниже.

«От имени Федерации еврейских общин России и от себя лично выражаю искренние, глубочайшие соболезнования в связи с уходом Алексея Дмитриевича Бегака. Невозможно поверить, что с нами больше нет полного энергии, деятельного, интеллигентного, излучающего безмятежную выдержку и спокойствие Алексея Дмитриевича. Прежде всего он был талантливым художником, и именно это определяло его отношение с миром и людьми. Мне посчастливилось быть лично знакомым с Алексеем Дмитриевичем и на собственном опыте понять, как он воспринимал мир, как относился к окружающим людям, к искусству и работе. Могу сказать, что он жил как по–настоящему творческий человек, привносящий благородность и утонченность в любое дело, в котором он участвовал. Уникальный телевизионный и книжный проект «Правила жизни» являл собой редкий пример деликатной, тонкой журналистики, стремящейся рассказать о многогранности и неповторимости жизни. В 2017 году Алексей Дмитриевич стал лауреатом премии ФЕОР «Скрипач на Крыше» за серию передач о еврейской культуре. И я лично глубоко признателен ему за содержательные, нужные и важные диалоги. Он выстраивал интервью таким образом, что оно давало возможность широкой публике понять мировоззрение и мироощущение других людей. Алексей Дмитриевич был не просто хорошим профессионалом своего дела, но он следовал благородной миссии привнесения в наше общество принятия и взаимоуважения. Я уверен, что его благие дела будут жить с нами — в его работах, в его интервью, в его личном и неповторимом примере! Пусть Всевышний благословит его память и даст вам сил пережить невосполнимую утрату!»

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода поздравили еврейскую общину с праздником Лаг ба-Омер.

Главный раввин России напомнил, что Лаг ба-Омер – праздник единства, один из самых веселых еврейских праздников. Он связан с двумя историческими датами – окончанием эпидемии, которая случилась во времена рабби Акивы, и уходом из этого мира другого выдающегося законоучителя, Шимона бар-Йохая – автора книги «Зоар» и основоположника Кабалы.

«На первый взгляд, причина для веселья выглядит несколько странно. Ну, допустим, окончание эпидемии это повод облегченно вздохнуть – пусть случилась трагедия, но она хотя бы осталась в прошлом. Но смерть великого раввина, знатока Торы – какая тут радость? Что тут праздновать? Да и само учение Шимона бар-Йохая несет в себе немало загадок. Например, в Талмуде мы читаем его слова, что он может освободить любого человека от Б-жьего суда и наказания. Как это понимать? Если Б-г видит грех, заслуживающий наказания – как человек может отменить приговор небес?!» – писал Берл Лазар.

Он отмечал, что у многих людей нет четкого понимания, что такое Кабала и в чем суть учения Шимона бар-Йохая. В реальности же Кабала посвящена нахождению тайных смыслов текстов Торы. «Задача человека – раскрыть сущность каждого предмета, каждого творения Б-жьего, в том числе, разумеется, сущность тайную, невидную нашим глазам. Раскрыть – и по максимуму реализовать позитив, заключенный в этой сущности. Именно в этом смысл слов раввина бар-Йохая об «освобождении от суда и наказания». Его взгляд, вооруженный учением Кабалы, проникал в самые глубины человеческой души, и находил там позитив – ведь душа — это дар Б-жий, она по природе своей ориентирована на добро», – отмечал Главный раввин России.

«Другое дело, что человек, будь то по незнанию или повинуясь внешним обстоятельствам, порой действует вопреки своей душе! И наша задача – вернуть человека к истинным велениям его души, убедить использовать свой позитивный потенциал. Тогда, естественно, не будет речи ни о суде, ни, тем более, о наказании», – подчеркивал он.

Что же касается годовщины смерти праведника, то, как отметил Берл Лазар, сам рабби Шимон просил, чтобы в день его ухода из этого мира люди веселились и праздновали. Смерть тела, учил он, это возвращение души к Б-гу, повод для радости, а не для печали. Поэтому с того времени и вплоть до нашего времени десятки тысяч евреев со всего мира приезжают в день Лаг ба-Омер в Мерон, место упокоения учителя, разжигают праздничные костры и танцуют. «Они веселы, потому что понимают, что радость этой жизни зависит в первую очередь от нас самих, от нашей способности раскрыть позитив в каждом человеке, в каждой ситуации. Конечно, не у всех сегодня есть возможность понимать и изучать Кабалу. Но хасидизм реально готовит нас к тому, чтобы ощутить тайны Торы, чтобы сделать их неотъемлемой частью нашего мироощущения. И так мы приближаемся к тому учению, которое подарил нам р. Шимон бар-Йохай и которое украшает нашу жизнь, делает ее еще богаче!» – заключил Главный раввин России.

Президент Федерации еврейских общин России отметил, что Лаг ба-Омер — это 33-й из 49 дней отсчета срока от Песаха до Шавуота. «Данная мицва связана с жертвой омера ячменя, которую приносили во времена Храма: согласно установке Всевышнего, насколько хорошим и богатым был первый жертвенный урожай ячменя, настолько плодовитым будет весь остальной урожай текущего года. Так мы видим, что период счета омера был жизненно важен для наших предков, но даже среди сорока девяти дней этого отрезка времени есть один день, особенно выделяющийся среди остальных, обладающий собственным духовным смыслом.

Слово «лаг» обозначает число тридцать три — то есть тридцать третий день отсчета омера, выпадающий на восемнадцатое число месяца ияра. Именно в этот день прекратилось страшное бедствие — смертоносная эпидемия, забиравшая одну за другой жизни учеников еврейского мудреца и лидера своего поколения раби Акивы. Гибель мудрецов, обладавших выдающимися духовными качествами и талантами, была обусловлена лишь одной причиной — они не выказывали уважения друг к другу. Лаг ба-Омер связан и с одним из пяти последующих учеников раби Акивы — рабби Шимоном бар-Йохаем, который в этот день передал скрытые тайны Торы своим ученикам и покинул этот мир. Он завещал будущим поколениям проводить тридцать третий день счета омера в радости и веселье», – писал А.Борода.

Он подчеркивал, что учение раби Акивы, а также пример его учеников, показывают, что любовь к ближнему, а в более широком смысле — уважение к окружающим, это высшая моральная ценность. Способность понять точку зрения оппонента, поставить себя, таким образом, на его место и быть учтивым во всех жизненных ситуациях — это столь же важная практика, как и изучение Торы, или как утверждал Гилель — это и есть сама Тора.

«Именно проявление любви к человеку и окружающему миру является основополагающим принципом иудаизма. И если словосочетание «любовь к ближнему» само по себе очень простое, то смысловое его устройство — комплексно. Данное понятие устроено из уважения к родителям, к супругу, к старшему поколению и к нашим детям. Оно состоит из обязанностей, которые возложил на нас Всевышний: стать свидетелем на суде ради установления правды, спасать как жизнь, так и имущество другого человека. Мы обязаны утешать скорбящих и никогда не таить зла, не желать мести. И, усвоив все эти принципы, мы обязаны учить Торе наших потомков, чтобы благотворное сияние ее уроков осветило их жизни, чтобы и они продолжили зажигать свет доброты, честности, уважения в последующих поколениях», — писал президент ФЕОР.

Он напоминал, что хасидская традиция рассказывает нам о различных формах проявления любви к ближнему. Так, цадик рабби Зуше из Аннополя и вовсе не умел увидеть ничего дурного в ближних и только радовался любому человеку. Рабби Леви Ицхак из Бердичева, если и замечал неподобающее поведение за кем–либо, всегда старался отметить и что–то хорошее в том человеке, акцентируя внимание на его заслугах. Сам основатель хасидизма Баал Шем Тов был способен разглядеть в человеке все его недостатки и даже мог порицать за них. Но принимал и любил его таким, какой он есть, ровно также мы любим себя со всеми нашими несовершенствами.

«Поздравляю каждого из вас с памятным днем Лаг ба-Омера, желаю вам провести его в кругу родных и дорогих друзей. Пусть Всевышний благословит вас крепким здоровьем и душевными силами, укрепит взаимопонимание и взаимоуважение в нашем обществе!» – заключал свое поздравление Борода.

Справка. История праздника Лаг ба Омер Лаг ба-Омер (дословно – 33-й день омера) отмечается на 33-ий день омера (18 день месяца ияра по еврейскому календарю), семинедельного периода между праздниками Песах и Шавуот. Это единственный день на протяжении омера, когда отменяются запреты бракосочетания, стрижки и бритья, ношения новой одежды. По преданию, в этот день прекратилась страшная эпидемия, унесшая многих учеников рабби Акивы, одного из выдающихся законоучителей, жившего на рубеже I – II веков. С XVI в. эта дата считается также годовщиной смерти его ученика – рабби Шимона Бар-Йохая, автора основной книги Кабалы – трактата «Зоар». Этот день отмечается массовым паломничеством к предполагаемым могилам рабби Шимона Бар-Йохая и его сына у горы Мерон неподалеку от Цфата. В память о восстании против римлян в Иудее в 132–135 гг. под предводительством Бар-Кохбы, в котором, видимо, участвовали ученики рабби Акивы, в Лаг ба-Омер существует традиция детских игр с луком и стрелами на открытом воздухе.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода направил поздравление в общины России с Днем Победы. Он отметил, что самое главное в этот день — найти возможность лично сказать спасибо ветеранам, труженикам тыла, блокадникам, узникам концлагерей, детям войны, поблагодарить тех, кто сделал возможным Победу в Великой Отечественной войне.

«День Победы, несомненно, касается каждого из нас, независимо от происхождения или убеждений. Память о Победе является нашим общим наследием. И важно понимать, что эта память существует не только во всеобъемлющей гражданственной форме, но в личных воспоминаниях каждой семьи.  Мы знаем, что даже в самое жестокое военное время, в страшных обстоятельствах происходили величайшие подвиги человечности: самопожертвование, любовь, благородство. И мы с горечью вынуждены признавать, что живых свидетелей той доброты и порядочности, связывающих нас самих и наш нынешний мир с миром военных лет, остаётся все меньше. Безусловно, люди в каждой стране мира сохранили множество свидетельств событий Второй мировой в самых разных формах, но память, заключённая не в сухих исторических сводках, а в живом человеке, в его душе и сознании, несет несравнимо большую глубину и ценность. Мы обязаны сейчас, не откладывая на потом, проявить любовь и заботу по отношению к ныне живущим ветеранам и детям войны. Дорожить каждой минутой, проведённой с ними, осознавать особую привилегию личного общения с ними»,- отмечал Борода.

А если такой возможности уже нет, то российские евреи, по словам президента ФЕОР должны обратиться к историям о войне, которые их родители унаследовали и передали им. «Теперь мы сами обязаны сохранить ту память, которая образует фамильную летопись наших семей. Не только в День Победы нам следует вспоминать и пересказывать истории военных лет, следует стараться осмыслить наше пребывание на земле как чудо, ведь чудовищное время войны могло повернуть обстоятельства против нашего существования», – заявил он.

Борода призвал не забывать, что Победа — это всеобщее человеческое достояние. «Много трудов написано о том, как Победу приближали, много проводится исторических исследований, открываются музеи, снимаются фильмы. Бесспорно, масштабы отражения в научном и художественном мире Второй мировой войны, колоссальны. Но столь же колоссальны и личные уникальные истории наших родных и близких, которые мы не имеем права забыть. Не имеем такого права, потому что они заключают в себе особую сторону той самой Победы — морально–нравственную, сугубо гуманистическую природу подвига, стойкости и силы духа. Для любого человека Родина начинается с близкого круга людей — с его семьи. Сегодня, спустя 77 лет после окончания войны, только от нас самих зависит каким образом сохранится история. Пусть наши дети узнают ее не только из школьных учебников. Пусть они знают поимённо всех, кто воевал в их семье. Пусть они чувствуют прямую связь с великим подвигом их предков!» – подчеркнул президент ФЕОР.

«Поздравляю всех нас с Днем Победы! Желаю вам провести день праздника в кругу родных, с ощущением единства и причастности к истории ваших семей. Пусть по воле Всевышнего память о героях Великой Отечественной войны и об их величии живет вечно!» – заключил Борода.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поздравил российских евреев с 77-ой годовщиной разгрома нацистской Германии.

«Дорогие друзья! От всего сердца поздравляю вас с годовщиной великой Победы. Особые поздравления, конечно – нашим ветеранам, тем, кто эту Победу добыл, рискуя собственной жизнью на фронте или без устали работая в тылу», – писал он.

Главный раввин России напомнил, что это праздник не только для ветеранов, но для всех людей на планете, особенно для евреев. «Ведь именно победа над нацизмом спасла народы мира от рабства, а нас, евреев, от поголовного истребления. Все мы – в том числе наши дети, наши внуки, даже те, кто только что родился – обязаны жизнью солдатам Победы», – отметил Лазар. Он подчеркнул, что сегодня самое главное – это помнить уроки и причины той войны, причины того ужаса, который принес на землю нацизм.

«Главной причиной была идеология – теория о «высшей расе», которая якобы имеет право захватить господство над миром и по своему желанию убивать представителей других народов и культур. Благодаря подвигу солдат Победы нацистский рейх был повержен, а его идеология запрещена. Но время идет, с каждым годом остается все меньше живых свидетелей тех страшных событий – и вот уже появляются разного рода псевдоисторические фальшивки, иногда даже авторитетные политики позволяют себе искажать факты, превращая трагедию едва ли не в анекдот и принижая, тем самым, подвиг победителей…», – писал главный раввин России.

Говоря о том, что нужно делать, чтобы не допустить дальнейшего разрастания такого явления, он напомнил, что совсем недавно, в дни Песах, за столом седера читали слова: «Ве-хигадта левинха», «расскажи сыну своему». «Расскажи, чтобы каждое следующее поколение помнило о выходе из рабства на свободу, о преданности Б-гу и о чудесах, которые Б-г дарует тем, кто ему верен. Уверен, что этот же принцип должен применяться и к памяти о великой Победе. Ведь и здесь люди обрели свободу, и здесь мы благодарны Б-гу за чудесное спасение! Отцы должны каждый год снова рассказывать детям, деды внукам. Это должно стать обязательной частью воспитания детей в каждом доме! Да и в школьных программах надо больше рассказывать о той страшной войне, о Холокосте, о бессмертном подвиге тех, кто остановил, а затем и разгромил нацизм. Надо, чтобы наши дети и внуки, все жители планеты всегда помнили, как опасна идеология фашизма, как важно взаимопонимание и взаимное уважение между народами, между представителями разных культур, разных традиций», – отметил Лазар.

Он рассказал, что в эти дни ему всегда вспоминается урок, который он получил от взрослых еще в самом юном возрасте, когда домашние и гости собирались за столом, а старики всегда поднимали тост «за мир во всем мире». «Я, тогда еще подросток, не знавший войны, сперва даже не понимал, какой у этого пожелания смысл. И только постепенно, слушая рассказы ветеранов, солдат той войны, узников концлагерей, чудом переживших Холокост, я начал осознавать, что чувствовало старшее поколение, поднимая бокалы за мир», – писал он. «Без мира на планете не может быть мира в доме и в стране. И каждый из нас обязан делать все, чтобы воцарился мир. Это наш священный долг перед теми, кто разгромил нацизм и водрузил знамя Победы над рейхстагом. И это наш долг перед собственными детьми и внуками, перед всеми будущими поколениями!» – заключил Главный раввин России.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода направил в еврейские общины поздравление с праздником Песах.

Он отметил, что хотя все иудейские праздники, как и положено религиозным торжествам, обращены к единоверцам, именно Песах остается самым закрытым и интимным событием еврейского календаря, поскольку трудно объяснить человеку вне иудаизма, зачем нужна такая скрупулезность в подготовке к празднику, почему с таким рвением ищут малейшие крошки квасного, и почему праздничное застолье проходит по строгому регламенту, где каждое действие наполнено символами, отсылающими к древней еврейской истории.

«Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, что двести десять лет египетского рабства — это нескончаемая череда испытаний, как для человека, так и для народа в целом. Пройдя испытания, не потерять веру в свои ценности и оставаться преданными друг другу — таким был залог освобождения и будущего формирования народа. Само название месяца Нисан — месяца освобождения еврейского народа — созвучно двум словам из иврита — «нисуй» («испытание») и «нес» («чудо»). Исход евреев из Египта сопровождался величайшими чудесами, но во время пасхального седера мы вспоминаем не только Б–жественное вмешательство в ход истории — огромное внимание уделяется именно испытаниям, выпавшим на долю простых людей. Большая часть символов призвана напомнить о тяжести рабства: горькие травы, смесь, похожая на глину, соленая вода, символизирующая слезы. Все эти элементы укрепляют нашу память об Исходе», – отметил президент ФЕОР.

Александр Борода подчеркнул, что сознательное сохранение памяти о событиях прошлого важно не только для формирования традиции, но и для усиления религиозного мировоззрения. «Произнося дважды в день главную молитву «Слушай Израиль», мы цитируем слова самого Б–га, говорившего: «Я – Господь Б–г Ваш, который вывел вас из Земли Египетской». Определение Всевышнего, которое он дает сам Себе, подчеркивает, как важно не забывать добро. Тысячи поколений из года в год воссоздают события Исхода – вкушают «хлеб бедности». Все потому, что коллективная историческая память является необходимым духовным фундаментом, без которого невозможно ни будущее, ни настоящее. И только прямая взаимосвязь человеческих усилий и Б–жественной милости способна принести избавление от горя и страданий», – заявил он.

Президент ФЕОР также пожелал российским евреям веселого и кошерного Песаха! «Пусть несмотря на трудности времени у нас будут силы сохранить крепость духа, оставаться верными заповедям Всевышнего, преумножать добрые дела в этом мире!» – заключил Александр Борода.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Песах, который в этом году начинается вечером 15 апреля, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине с поздравлением. Он напомнил, что Песах называют также «хаг амацот», «праздником мацы», поскольку в эти дни евреи едят мацу и не едят квасного хлеба, которым питаются весь год.

«Маца – символ праздника, есть мацу – важнейшая заповедь Песах. Тора объясняет, что евреи выходили из Египта так поспешно, что им не хватило времени дождаться пока поспеет опара в кадушках поэтому оказавшись на свободе, они могли питаться только мацой. Но не меньший акцент в Торе делается на запрете есть квасной хлеб в дни Песаха: наша традиция подробно прописывает специальную процедуру, как накануне праздника убрать квасной хлеб из наших домов, из всех наших владений, чтобы ни одной крошки не осталось. Кому-то это может показаться странным. Почему у праздника, посвященного такой великой идее, как идея свободы, такой мелкий – можно сказать, «кулинарный» – символ? Что свободе до мацы?! Главное здесь в том, что маца символизирует абсолютное доверие к Б-гу. Наши предки услышали, что Б-г велит им уходить из Египта – и сразу отправились в путь! Казалось бы – чего проще: подождать несколько часов, покуда поспеет опара, и пойдешь с хлебом, первые дни можешь ни о чем не беспокоиться. Но в истории Песах, истории обретения свободы, именно слово «сразу» стало главным!» – отметил Берл Лазар.

Он подчеркнул, что в дни Песаха евреям заповедано «чувствовать себя так, словно это мы вышли из Египта». А по словам мудрецов человек должен чувствовать себя так каждый день. «Действительно: нередко бывает так, что человек хочет сделать что-то нужное, но потом говорит себе: «надо подумать», «надо лучше подготовиться», «надо отложить» … Это значит, что на него давят какие-то внешние или внутренние силы, которые не дают ему поступить, как он хотел, и как поступить необходимо. Это и есть признак несвободы. Мы действительно свободны, только когда понимаем, что правильное дело надо делать сразу, не откладывая. Когда осознаём, что, поступая так, обязательно получим помощь с небес», – заявил Главный раввин России.

Он напомнил, что евреи, выходя из Египта не знали, куда идут. И сколько им придется быть в пустыне, зато они прекрасно понимали, что главное — это выйти из рабства. И это надо делать сразу, отбросив любую нерешительность. «Поэтому в дни праздника так важно есть мацу, и не менее важно убрать хамец. В этом контексте маца – символ скромности, а хамец наоборот, символизирует гордыню. Гордец объясняет все свои достижения исключительно собственными заслугами – поэтому, прежде чем браться за любое дело, он старается выяснить, по силам ли оно ему. А скромный человек понимает, что силу он получает от Б-га – поэтому, если надо сделать благое дело, его надо сделать, невзирая на любые внешние обстоятельства: потому что сила от Б-га беспредельна! И, поскольку право принять решение Г-сподь предоставляет человеку – это решение надо принимать сразу, и сразу же браться за дело. Так что дай Б-г, чтобы в эти дни праздника каждый из нас сумел освободить свой дом и свою душу от хамеца гордыни, и весь предстоящий год чувствовал себя реально свободным. Пусть весь год вкус мацы остается с нами!» – заключил Берл Лазар.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода дал интервью порталу «Интерфакс-Религия», в котором рассказал о значении истории Пурима для современников и о его праздновании в нынешнем году Он отметил, что уроки свитка Эстер, безусловно, актуальны во все времена для любого человека, в том числе и светского.

«В Пурим мы отмечаем не только сохранение нас как народа, нашей культуры и образа жизни, но и такие всеобщие ценности, как сплоченность перед лицом опасности, моральную выдержку и поддержку ближних в трудную минуту. Именно чувство единства и осознанная духовность помогли евреям выстоять в момент угрозы, а основные заповеди Пурима – чтение Свитка Эстер, пожертвования бедным, подарки друзьям и праздничная трапеза – призваны напоминать об этих ценностях», – заявил президент ФЕОР.

Заметив, что сейчас неподходящее время для веселья и особенно пышных празднеств, Борода рассказал, что в этом году еврейская община не планирует свойственных Пуриму больших торжеств. «Мы считаем необходимым умерить праздничную атмосферу. Тем не менее обязанность исполнять заповеди перед нами стоит, поэтому сама трапеза, а также праздники для детей в общинах все же состоятся», – отметил он.

Он рекомендовал членам общины в первую очередь сохранять самообладание и решать те проблемы, которые непосредственно стоят перед ними в текущий момент. «Не стоит переживать о том, что может быть – это только отнимет силы и время на проблему, которой на самом деле не существует. Надо решать трудности по мере того, как они возникают. Лучше сфокусироваться на добрых делах и поддержке ближних – это благороднейший и очень эффективный способ отвлечься от своих проблем. Необязательно ставить задачей спасти весь мир, можно просто начать со своих родителей, уделить больше внимания детям, совместно участвовать в благотворительных акциях. Замыкаться в собственных переживаниях никому не поможет, и эмоции в данном случае не лучший друг», – заметил Борода.

Президент ФЕОР отметил, что также очень важно сфокусироваться на том, что для вас имеет ценность, стараться с большим усердием заниматься любимым делом. Он привел в качестве примера знаменитого психолога и психиатра Виктора Франкла, пережившего Холокост, который говорил: «Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать».

 

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил еврейскую общину страны с праздником Пурим. Он напомнил, что Мегилат Эстер называет Адар, когда проходит праздник «месяцем, что обратил для них печаль в радость и скорбь в праздник». «Именно наше спасение мы отмечаем в Пурим, а его история, записанная в Свитке Эстер, учит нас силе единства, которое строится на вере в Замысел Творца», – отметил Борода.

Президент ФЕОР отметил, что, когда царица Эстер через Мордехая просила каждого еврея поститься и пребывать в молитве три дня, она способствовала духовному объединению всех иудеев. «Безусловно, мы можем предположить, что колоссальная по численности еврейская община Персии — на тот момент всё еврейское население Земли — имела свои внутренние разногласия. Но в момент наивысшей угрозы весь народ — от царицы до служанки, от ученого мужа до простолюдина — сплотился в молитве и посте. Когда отдельные человеческие усилия объединяются, они становятся заметными и людям, и Всевышнему, обретая невероятную силу. Заповеди Пурима призваны напоминать нам об этой силе и о важности внимания к ближним — так, мы обязаны поддерживать нуждающихся и отправлять подарки друзьям через посредников. Включение посредника, через которого мы передаем дар, задействует как можно больше людей в исполнении заповеди. Создает определенную сеть добрых поступков и снимает любое тщеславие, фокусируя внимание не на дарителе, а на человеке, который получает подарок», – заявил Борода.

Он напомнил, что в праздник Пурим евреи обязаны прослушать Свиток Эстер дважды, не пропустив ни одного слова. «Несложно обратить внимание, что события этой истории не сопровождались явными чудесами и прямыми пророчествами, однако Воля Творца не была скрыта от народа, благодаря мудрости и духовной силе Мордехая и царицы Эстер народ не выбрал уныние или подчинение злому случаю, он выбрал Всевышнего и преданную веру в Его власть над всем, даже над теми ситуациями, которые человеческий разум не в силе постичь», – писал президент ФЕОР.

«Во всех культурах совместное застолье служит поводом для сближения и дружбы, и в Пурим нам заповедано проводить праздничную трапезу; украшая заповедь, принято устраивать пышный, жизнерадостный пир. Но едва ли сегодня мы можем себе позволить большой праздник и веселье. Да, мы обязаны исполнить все заповеди Пурима. Но в первую очередь мы должны помнить, что наши мудрецы учат нас в этот день «не смыкать руки» и не задумываясь помогать ближнему, потому что именно бескорыстная доброта существует над обстоятельствами и способна преодолеть любые препятствия. Желаю, чтобы в этот Пурим каждый ощутил заботу родных и близких, показал свою любовь и внимание в ответ. Пусть Всевышний ниспошлет в нашу жизнь решимость творить добрые дела в любых обстоятельствах и возможность всегда помогать ближним!» – заключил Борода.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции