Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода, обратились к еврейской общине в преддверии поста 17-го тамуза.
Главный раввин России в своем обращении отметил, что три недели между постом 17 тамуза и постом 9 ава — это самый тяжелый, самый трагический период в истории еврейского народа. «Это время называется «зман бейн а-мецарим» – «период между утеснениями». 17 тамуза в Иерусалим ворвались войска римского императора, 9 ава был разрушен Храм. А во время исхода из Египта 17 тамуза случилась еще одна трагедия – Моше рабейну разбил скрижали, потому что народ предался идолопоклонству», – писал Главный раввин России.
Лазар отмечал, что евреи проводят день 17 тамуза в посте и молитвах в память об этих печальных событиях. «Но это не только, да и не столько для того, чтобы вновь воскресить в памяти черные страницы прошлого, сколько для того, чтобы извлечь из этих событий правильные уроки.
В чем главный урок падения Иерусалима? Причиной этой трагедии стала «синъат-хинам» – беспричинная ненависть между людьми, отсутствие единства в нашем народе. Иерусалим был не просто нашей столицей: в книге «Теилим» он назван «городом, сливающим воедино», городом – объединителем. Когда среди нашего народа возникали раздоры, это сказывалось на судьбе Иерусалима: приходили захватчики, захватывали город, разрушали Храм. Соответственно, если мы хотим исправить положение и восстановить Храм, мы должны проявить «ахават-хинам», бескорыстную любовь друг к другу, помогать ближнему, когда ему трудно, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо»,- подчеркивал он.
В этом году идея «ахават-хинам» особенно актуальна, отмечал Главный раввин России. Поскольку 17 тамуза приходится на шабат, день праздника, пост переносится на следующий день. «Само то, что 17 тамуза мы в этом году веселимся и славим Б-га, становится символом нашего выхода на путь исправления ошибок. И наша главная задача в этот день и во весь период до 9 ава – делать все, что в наших силах, чтобы показать Б-гу, себе и людям, что мы поняли прежние ошибки и впредь ничего подобного не допустим» – писал Б.Лазар. Он также призвал понять в эти дни еще одну важную вещь. «То, что скрижали были разбиты, то, что Иерусалим пал – это не наказание, не кара, а сигнал от Б-га, что мы вели себя неверно. Г-сподь побуждает нас исправиться именно потому, что любит нас! И, когда мы правильно принимаем этот сигнал и ведем себя так, как нам заповедано в Торе, пост превращается в повод для радости. Как сказано у пророка Зехарьи: «Пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого и пост десятого сделаются для евреев радостью и веселым торжеством: только любите истину и мир!» – подчеркнул Лазар.
«Да, пост, который мы держим сейчас, это воспоминание о горе. Но это воспоминание становится поводом для радости, когда мы делом доказываем, что не повторим ошибок прошлого, что мы едины, любим друг друга и помогаем друг другу. Думаю, что в прошедшие два года, когда у всех нас были тяжелые испытания из-за эпидемии, мы смогли реально проявить и взаимопомощь, и доброту, и единство. И дай Б-г, чтобы дальше мы проявляли эту «ахават-хинам», бескорыстную любовь, все больше и больше, приближая тем самым окончание времен «бейн а-мецарим», приход Машиаха и восстановление Храма!» – заключил Главный раввин России.
Президент Федерации еврейских общин России отметил, что пост 17 тамуза — это один из четырех постов, установленных мудрецами в память о разрушении Иерусалимского Храма. Согласно традиции, в этот день в разные годы происходили трагические события, одно из которых — существенное повреждение городской стены Иерусалима. Начиная с этого воскресенья, отсчитываются три траурных недели, продолжающиеся до 9 ава. «Иерусалимский Храм был ядром еврейской жизни, от него исходила вся жизнь евреев в Земле Израиля, а во времена Второго Храма — и за ее пределами. Его разрушение привело к тому, что евреи расселились по всему миру, а между еврейскими общинами возникли серьезные отличия в культуре и обычаях», – отметил Борода.
Он подчеркнул, что одно из испытаний диаспоры — это сохранение духовного единства народа, несмотря на все различия. «И это возможно только если мы признаем, что множественность традиций не умаляет святости ни одной из них. Абсолют власти и единства Всевышнего также не может быть подвергнут сомнению из-за этих различий, потому что мы допускаем, что истина не может принадлежать одному человеку, она заключена в самом Всевышнем. Понимание этого может стать нам подспорьем, может помочь признать свою неправоту и дать себе право на ошибку. Это величайшая смелость, которая позволяет человеку исправляться и сходить с пути разрушения», – писал президент ФЕОР.
«Но откуда проистекают наши силы для принятия ошибок?» – задавался он вопросом, и сам отвечал на него: «Безусловно, раскаяние — это одна из составляющих пути мира и мудрости, но осознания этого факта зачастую недостаточно, чтобы разрешить себе пойти на признание собственного неверного шага. В этом вопросе мы обращаемся к всепрощению Творца. Именно оно не дает нам потерять веру в еще одну возможность стать лучше, веру в осмысленность наших поступков и жизни. Само слово «евреи» на иврите — «игудим» — созвучно со словом «видуй» — «покаяние». Иными словами, тот факт, что мы называем себя «иегудим», обозначает, что мы народ, способный осознать и исправить свои ошибки. Вспоминать предпосылки событий, которые привели к нападению на Иерусалим и разрушению Храма, можно в разных ключах. Мы могли бы навсегда невзлюбить тех, кто это сделал, постоянно порицать их имена и ждать, что будет восстановлена справедливость. Мы могли бы предаваться тихой скорби или даже унынию. Однако мы видим, что иудейское понимание духовности и образ мысли предлагают нам совершенно иной смысл траура. В первую очередь, соблюдая траур по бедствиям, настигшим народ Израиля, еврей думает о том, что он сам мог бы сделать для исправления их последствий и возвращения мира в состояние равновесия». «Давая нам импульс к улучшению мира, воспоминания о наших проступках приближают нас к тшуве, к раскаянию. То есть они возвращают нас на путь, указанный Всевышним, как сказано в книге Ваикра: «Тогда покаются они в грехе своем и грехе отцов своих».
Следуя Его путям, еврейский народ сумел создать культуру, внутри которой не считается зазорным или постыдным признаваться в своей неправоте. И поэтому решения, которые больше всего приближают нас к Творцу, возникают, когда мы оглядываемся на свои ошибки», – резюмировал Борода.
Историческая справка
Пост 17 тамуза — один из четырёх постов, установленных в память о разрушении Храма, наряду с постом Гедальи (3 тишрей), постом 10 тевета и 9 ава. Траурный пост 17 тамуза связан с тем, что 10 тевета вавилонский царь Невухаднецар (Навуходоносор II) начал осаду Иерусалима, а 17 тамуза его солдаты проломили городскую стену. Это стало началом конца еврейской державы. Тремя неделями позже, 9 ава, наступила трагическая развязка событий: был подожжён Храм. Пост 17 тамуза начинает траурный период в еврейском календаре, который длится 3 недели, вплоть до 9 ава. Эти 3 недели траура называют неделями «Бейн а-Мецарим» — буквально «между теснин», т. к. эти дни находятся между двумя траурными постами (17 тамуза и 9 ава). 17 тамуза в этом году выпадает на субботу, но так как в шабат запрещено поститься (исключение Йом-Кипур), то пост переносится на воскресенье, 17 июля. В Москве он продлится с 00:34 до 22:05, в эти часы строго запрещено пить и есть. От поста освобождены дети, кормящие и беременные женщины, а также больные, даже если им не угрожает опасность.