Федерация

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода поздравили еврейскую общину с праздником Лаг ба-Омер

19 мая, 18:10

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода поздравили еврейскую общину с праздником Лаг ба-Омер.

Главный раввин России напомнил, что Лаг ба-Омер – праздник единства, один из самых веселых еврейских праздников. Он связан с двумя историческими датами – окончанием эпидемии, которая случилась во времена рабби Акивы, и уходом из этого мира другого выдающегося законоучителя, Шимона бар-Йохая – автора книги «Зоар» и основоположника Кабалы.

«На первый взгляд, причина для веселья выглядит несколько странно. Ну, допустим, окончание эпидемии это повод облегченно вздохнуть – пусть случилась трагедия, но она хотя бы осталась в прошлом. Но смерть великого раввина, знатока Торы – какая тут радость? Что тут праздновать? Да и само учение Шимона бар-Йохая несет в себе немало загадок. Например, в Талмуде мы читаем его слова, что он может освободить любого человека от Б-жьего суда и наказания. Как это понимать? Если Б-г видит грех, заслуживающий наказания – как человек может отменить приговор небес?!» – писал Берл Лазар.

Он отмечал, что у многих людей нет четкого понимания, что такое Кабала и в чем суть учения Шимона бар-Йохая. В реальности же Кабала посвящена нахождению тайных смыслов текстов Торы. «Задача человека – раскрыть сущность каждого предмета, каждого творения Б-жьего, в том числе, разумеется, сущность тайную, невидную нашим глазам. Раскрыть – и по максимуму реализовать позитив, заключенный в этой сущности. Именно в этом смысл слов раввина бар-Йохая об «освобождении от суда и наказания». Его взгляд, вооруженный учением Кабалы, проникал в самые глубины человеческой души, и находил там позитив – ведь душа — это дар Б-жий, она по природе своей ориентирована на добро», – отмечал Главный раввин России.

«Другое дело, что человек, будь то по незнанию или повинуясь внешним обстоятельствам, порой действует вопреки своей душе! И наша задача – вернуть человека к истинным велениям его души, убедить использовать свой позитивный потенциал. Тогда, естественно, не будет речи ни о суде, ни, тем более, о наказании», – подчеркивал он.

Что же касается годовщины смерти праведника, то, как отметил Берл Лазар, сам рабби Шимон просил, чтобы в день его ухода из этого мира люди веселились и праздновали. Смерть тела, учил он, это возвращение души к Б-гу, повод для радости, а не для печали. Поэтому с того времени и вплоть до нашего времени десятки тысяч евреев со всего мира приезжают в день Лаг ба-Омер в Мерон, место упокоения учителя, разжигают праздничные костры и танцуют. «Они веселы, потому что понимают, что радость этой жизни зависит в первую очередь от нас самих, от нашей способности раскрыть позитив в каждом человеке, в каждой ситуации. Конечно, не у всех сегодня есть возможность понимать и изучать Кабалу. Но хасидизм реально готовит нас к тому, чтобы ощутить тайны Торы, чтобы сделать их неотъемлемой частью нашего мироощущения. И так мы приближаемся к тому учению, которое подарил нам р. Шимон бар-Йохай и которое украшает нашу жизнь, делает ее еще богаче!» – заключил Главный раввин России.

Президент Федерации еврейских общин России отметил, что Лаг ба-Омер — это 33-й из 49 дней отсчета срока от Песаха до Шавуота. «Данная мицва связана с жертвой омера ячменя, которую приносили во времена Храма: согласно установке Всевышнего, насколько хорошим и богатым был первый жертвенный урожай ячменя, настолько плодовитым будет весь остальной урожай текущего года. Так мы видим, что период счета омера был жизненно важен для наших предков, но даже среди сорока девяти дней этого отрезка времени есть один день, особенно выделяющийся среди остальных, обладающий собственным духовным смыслом.

Слово «лаг» обозначает число тридцать три — то есть тридцать третий день отсчета омера, выпадающий на восемнадцатое число месяца ияра. Именно в этот день прекратилось страшное бедствие — смертоносная эпидемия, забиравшая одну за другой жизни учеников еврейского мудреца и лидера своего поколения раби Акивы. Гибель мудрецов, обладавших выдающимися духовными качествами и талантами, была обусловлена лишь одной причиной — они не выказывали уважения друг к другу. Лаг ба-Омер связан и с одним из пяти последующих учеников раби Акивы — рабби Шимоном бар-Йохаем, который в этот день передал скрытые тайны Торы своим ученикам и покинул этот мир. Он завещал будущим поколениям проводить тридцать третий день счета омера в радости и веселье», – писал А.Борода.

Он подчеркивал, что учение раби Акивы, а также пример его учеников, показывают, что любовь к ближнему, а в более широком смысле — уважение к окружающим, это высшая моральная ценность. Способность понять точку зрения оппонента, поставить себя, таким образом, на его место и быть учтивым во всех жизненных ситуациях — это столь же важная практика, как и изучение Торы, или как утверждал Гилель — это и есть сама Тора.

«Именно проявление любви к человеку и окружающему миру является основополагающим принципом иудаизма. И если словосочетание «любовь к ближнему» само по себе очень простое, то смысловое его устройство — комплексно. Данное понятие устроено из уважения к родителям, к супругу, к старшему поколению и к нашим детям. Оно состоит из обязанностей, которые возложил на нас Всевышний: стать свидетелем на суде ради установления правды, спасать как жизнь, так и имущество другого человека. Мы обязаны утешать скорбящих и никогда не таить зла, не желать мести. И, усвоив все эти принципы, мы обязаны учить Торе наших потомков, чтобы благотворное сияние ее уроков осветило их жизни, чтобы и они продолжили зажигать свет доброты, честности, уважения в последующих поколениях», — писал президент ФЕОР.

Он напоминал, что хасидская традиция рассказывает нам о различных формах проявления любви к ближнему. Так, цадик рабби Зуше из Аннополя и вовсе не умел увидеть ничего дурного в ближних и только радовался любому человеку. Рабби Леви Ицхак из Бердичева, если и замечал неподобающее поведение за кем–либо, всегда старался отметить и что–то хорошее в том человеке, акцентируя внимание на его заслугах. Сам основатель хасидизма Баал Шем Тов был способен разглядеть в человеке все его недостатки и даже мог порицать за них. Но принимал и любил его таким, какой он есть, ровно также мы любим себя со всеми нашими несовершенствами.

«Поздравляю каждого из вас с памятным днем Лаг ба-Омера, желаю вам провести его в кругу родных и дорогих друзей. Пусть Всевышний благословит вас крепким здоровьем и душевными силами, укрепит взаимопонимание и взаимоуважение в нашем обществе!» – заключал свое поздравление Борода.

Справка. История праздника Лаг ба Омер Лаг ба-Омер (дословно – 33-й день омера) отмечается на 33-ий день омера (18 день месяца ияра по еврейскому календарю), семинедельного периода между праздниками Песах и Шавуот. Это единственный день на протяжении омера, когда отменяются запреты бракосочетания, стрижки и бритья, ношения новой одежды. По преданию, в этот день прекратилась страшная эпидемия, унесшая многих учеников рабби Акивы, одного из выдающихся законоучителей, жившего на рубеже I – II веков. С XVI в. эта дата считается также годовщиной смерти его ученика – рабби Шимона Бар-Йохая, автора основной книги Кабалы – трактата «Зоар». Этот день отмечается массовым паломничеством к предполагаемым могилам рабби Шимона Бар-Йохая и его сына у горы Мерон неподалеку от Цфата. В память о восстании против римлян в Иудее в 132–135 гг. под предводительством Бар-Кохбы, в котором, видимо, участвовали ученики рабби Акивы, в Лаг ба-Омер существует традиция детских игр с луком и стрелами на открытом воздухе.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Отправить

Выбор редакции