В преддверии Йом Кипура раввин Берл Лазар обратился к еврейской общине

В пятницу вечером, 29 сентября (9 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать Йом Кипур – важнейший и торжественный праздник еврейского календаря, который также называют «Судным днем» и «Днем отпущения грехов».
В преддверии этого дня главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:
«Дорогие друзья!
Йом Кипур, «День покаяния» – самый святой день в нашем календаре. В этот день Б-г подписывает и скрепляет печатью приговор каждому из нас на наступающий год. Мы благодарим Его за то, что Он дал нам новый шанс, возможность исправить совершенные ошибки, совершить «тшува» – то есть, в буквальном смысле слова, «возвращение к Б-гу»!
Понятно, что во время Йом Кипур мы молимся и обещаем, что больше не будем грешить, станем вести праведную жизнь, будем выполнять заповеди… Но возможно ли, чтобы человек за один день полностью изменил всю свою жизнь? Некоторые люди верят, что действительно могут разом изменить всё. Но, при всем уважении к такого рода максимализму, здесь возникает серьезная проблема. В жизни существует множество внешних обстоятельств, которые мешают нам резко изменить всё вокруг. Да и силы наши не безграничны: если поставить себе слишком высокую планку, есть большой риск, что через день, через неделю или через месяц эту планку просто не удержишь.
Так что же такое в этом случае покаяние Йом Кипур? Что такое истинная «тшува»? Здесь мы вновь должны обратиться к смыслу этого слова – «возвращение». Человек, совершающий ошибки в жизни, удаляется от правильной дороги. Соответственно, первый шаг к возвращению на эту дорогу – осознать, что ты сбился, ушел и потерялся. И что ты знаешь, где правильный путь, путь Торы и заповедей. Если человек в Йом Кипур дает себе зарок начать соблюдать хотя бы на одну заповедь больше – это уже начало «тшува»!
Может показаться, что этого мало. Но не забывайте, что Б-г – не просто наш Г-сподь, наш повелитель, Он в первую очередь наш небесный Отец. А отец относится к своим детям с любовью. И если он видит, что его ребенок показывает готовность стать лучше, сделать хотя бы один шаг на пути исправления – он видит в этом благой знак, заинтересованность вернуться домой. Ведь за первым шагом в верном направлении неизбежно следует еще один шаг, каждое доброе дело влечет за собой новые добрые дела, каждая выполненная заповедь ведет к исполнению других заповедей.
Наши мудрецы не раз подчеркивали, что «тшува» – это не одноразовое действие, это процесс, занимающий всю жизнь. Каждый путь состоит из многих шагов: главное – определить правильное направление. До совершенства мы навряд ли дойдем, потому что один Б-г совершенен: но каждым шагом на пути возвращения, на пути «тшува», мы показываем Ему свою веру, свою любовь, свою готовность служить Ему и творить Его волю.
Желаю всем вам в этот святой день сделать новый шаг на пути Торы, заповедей и добрых дел. Желаю вам никогда не останавливаться на достигнутом, идти всегда вперед, подниматься все выше, приближаясь к Б-гу!».
История праздника
В еврейской традиции Йом Кипур — важнейший день в году, день поста и отпущения грехов. Отмечается в 10 день месяца тишрей и является завершением Десяти дней покаяния, во время которых окончательно решается судьба человека (днем ее определения считается Рош Ашана). Несмотря на это, Йом Кипур не принято считать днем печали и скорби. Согласно Талмуду и Мидрашу именно в Йом Кипур Моисей получил вторые Скрижали Завета.
Тора предписывает в Йом Кипур «никакой работы не делать» и «изнурять душу», так как «это день искупления пред Господом». Согласно Талмуду, «изнурение души» подразумевало пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Отменить их может только опасность для жизни.
Чувство благоговения перед Йом Кипуром сохранилось в еврейском народе и по сей день даже среди далеких от религии евреев, часто являясь для них единственной формой конкретной связи с иудаизмом.

В заседании приняли участие более 750 религиозных лидеров из 63 стран, в том числе видные представители христианства, ислама, иудаизма, индуизма и буддизма. Мероприятия конгресса являются частью глобальной кампании, развернутой лидерами мировых религий с целью обеспечения межконфессионального мира, сотрудничества верующих людей и предотвращения конфликтов и насилия.
Руководитель Elijah Interfaith Institute раввин Алон Гошен-Готтштейн поприветствовал всех собравшихся и поблагодарил раввина Берла Лазара за гостеприимство. В ходе дискуссии раввин Гошен-Готтштейн затронул ряд острых вопросов, стоящих перед мировым сообществом и представителями различных религиозных общин. По словам руководителя Elijah Interfaith Institute, всем нам в самое ближайшее время предстоит ответить на вопрос – кого мы можем считать своим другом – того, кто похож на нас или того, кто отличается. «Взаимопонимание и сотрудничество между лидерами различных конфессий – это, безусловно, положительная тенденция, – заявил раввин Гошен-Готтштейн, – Но можем ли мы говорить о настоящем единстве, если наши дети не играют вместе и не считают друг друга братьями и сестрами?»
Раввин Берл Лазар в своем выступлении рассказал о специфике выстраивания межнационального диалога в России и подчеркнул, что здесь сложилась уникальная ситуация, которой нет ни в Европе, ни на Ближнем Востоке. «Верующие люди в России, невзирая на разницу в происхождении, в обрядах, в культурных традициях, изначально настроены не просто на «мирное сосуществование», но на активную взаимопомощь, – сказал Берл Лазар. – И это легко объяснимо, ведь для того, кто по-настоящему верит в Б-га, а не прикрывается псевдорелигиозными лозунгами, все люди принадлежат к одной большой семье: и нет большей заслуги перед нашим общим небесным Отцом, чем обеспечивать в этой семье мир».
Руководитель международного отдела Духовного управления мусульман г.Москвы Ислам хазрат Валитов зачитал собравшимся обращение от имени муфтия Альбира хазрат Крганова, в котором говорилось о том, что вопросы укрепления межконфессионального диалога в современном мире, поиск единства и взаимопонимания носят важнейший характер. По мнению муфтия, «гармонизация межнациональных отношений поможет не только укрепить существующие связи, но и даст определенный толчок в профилактике идей псевдорелигиозного экстремизма».
В продолжение встречи, участники круглого стола обменялись мнениями о роли религиозных общин в разрядке международной напряженности, поделились опытом решения проблем в своих странах и регионах и наметили пути дальнейшего сотрудничества.