Федерация

В пятницу вечером, 29 сентября (9 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать Йом Кипур – важнейший и торжественный праздник еврейского календаря, который также называют «Судным днем» и «Днем отпущения грехов».

В преддверии этого дня главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья!

Йом Кипур, «День покаяния» – самый святой день в нашем календаре. В этот день Б-г подписывает и скрепляет печатью приговор каждому из нас на наступающий год. Мы благодарим Его за то, что Он дал нам новый шанс, возможность исправить совершенные ошибки, совершить «тшува» – то есть, в буквальном смысле слова, «возвращение к Б-гу»!

Понятно, что во время Йом Кипур мы молимся и обещаем, что больше не будем грешить, станем вести праведную жизнь, будем выполнять заповеди… Но возможно ли, чтобы человек за один день полностью изменил всю свою жизнь? Некоторые люди верят, что действительно могут разом изменить всё. Но, при всем уважении к такого рода максимализму, здесь возникает серьезная проблема. В жизни существует множество внешних обстоятельств, которые мешают нам резко изменить всё вокруг. Да и силы наши не безграничны: если поставить себе слишком высокую планку, есть большой риск, что через день, через неделю или через месяц эту планку просто не удержишь.

Так что же такое в этом случае покаяние Йом Кипур? Что такое истинная «тшува»? Здесь мы вновь должны обратиться к смыслу этого слова – «возвращение». Человек, совершающий ошибки в жизни, удаляется от правильной дороги. Соответственно, первый шаг к возвращению на эту дорогу – осознать, что ты сбился, ушел и потерялся. И что ты знаешь, где правильный путь, путь Торы и заповедей. Если человек в Йом Кипур дает себе зарок начать соблюдать хотя бы на одну заповедь больше – это уже начало «тшува»!

Может показаться, что этого мало. Но не забывайте, что Б-г – не просто наш Г-сподь, наш повелитель, Он в первую очередь наш небесный Отец. А отец относится к своим детям с любовью. И если он видит, что его ребенок показывает готовность стать лучше, сделать хотя бы один шаг на пути исправления – он видит в этом благой знак, заинтересованность вернуться домой. Ведь за первым шагом в верном направлении неизбежно следует еще один шаг, каждое доброе дело влечет за собой новые добрые дела, каждая выполненная заповедь ведет к исполнению других заповедей.

Наши мудрецы не раз подчеркивали, что «тшува» – это не одноразовое действие, это процесс, занимающий всю жизнь. Каждый путь состоит из многих шагов: главное – определить правильное направление. До совершенства мы навряд ли дойдем, потому что один Б-г совершенен: но каждым шагом на пути возвращения, на пути «тшува», мы показываем Ему свою веру, свою любовь, свою готовность служить Ему и творить Его волю.

Желаю всем вам в этот святой день сделать новый шаг на пути Торы, заповедей и добрых дел. Желаю вам никогда не останавливаться на достигнутом, идти всегда вперед, подниматься все выше, приближаясь к Б-гу!».

 

История праздника

В еврейской традиции Йом Кипур — важнейший день в году, день поста и отпущения грехов. Отмечается в 10 день месяца тишрей и является завершением Десяти дней покаяния, во время которых окончательно решается судьба человека (днем ее определения считается Рош Ашана). Несмотря на это, Йом Кипур не принято считать днем печали и скорби. Согласно Талмуду и Мидрашу именно в Йом Кипур Моисей получил вторые Скрижали Завета.

Тора предписывает в Йом Кипур «никакой работы не делать» и «изнурять душу», так как «это день искупления пред Господом». Согласно Талмуду, «изнурение души» подразумевало пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Отменить их может только опасность для жизни.

Чувство благоговения перед Йом Кипуром сохранилось в еврейском народе и по сей день даже среди далеких от религии евреев, часто являясь для них единственной формой конкретной связи с иудаизмом.

Поделиться
Отправить

Россия является настолько большой и многонациональной страной, что праздник Новый год можно отмечать несколько раз в году. На это указал президент РФ Владимир Путин, принявший в среду в Кремле главного раввина России Берл Лазара и главу Федерации еврейских общин Александра Бороду по случаю еврейского Нового года.

“Как хорошо, что у нас такая большая страна”, – сказал Путин, приветствуя участников встречи. “Великая”, – ответил ему раввин Лазар.

Глава государства подчеркнул, что Россия – многонациональная страна, и такой праздник, как Новый год, здесь отмечается несколько раз. “Великая, очень большая, многонациональная, многоконфессиональная. Нам все время есть, что отметить. Вот сегодня мы отмечаем Новый год для иудеев, иудейский Новый год. Я вас поздравляю – вас и всех евреев страны поздравляю с Новым годом”, – обратился Путин к раввину Лазару и Бороде.

“А с 21 на 22 – у мусульман Новый год. Правда, пророк завещал другие праздники более торжественно отмечать, чем Новый год. Потом у нас Новый год, у христиан. Причем, в России еще по новому и по старому стилю. А 16 февраля – у буддистов Новый год. То есть, круглый год есть, что отметить”, – подчеркнул глава государства. Всем иудеям страны он пожелал благополучия, счастья, удачи.

Путин подчеркнул, что религиозная жизнь в стране развивается активно и поблагодарил еврейское духовенство за хорошее взаимодействие со светскими властями.

ТАСС

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Рош а-Шана президент ФЕОР Александр Борода обратился к еврейской общине страны:

«Дорогие друзья!

От лица Федерации еврейских общин России и лично от себя сердечно поздравляю вас с праздником Рош а-Шана.

Важной частью еврейского Нового года являются молитвы о прощении перед Вс-вышним и просьбы о ниспослании успеха: мы просим Творца даровать мир и хорошее будущее нашим потомкам, нашей стране, начинаем новую главу жизни, в которой будем стараться продолжать совершенствовать в себе такие качества, как терпение, милосердие и любовь к ближнему.

Одна из важнейших заповедей праздника – это услышать звук шофара. Почему же это имеет для нас столь высокое значение? Основоположник хасидского учения Баал Шем Тов приводит следующий пример: у короля был сын, которого он отправил в далекую страну получать образование. А тот, в свою очередь, быстро забыл кто он и даже не помнил свой родной язык. Когда же принц вернулся в родной город, то никто не мог его узнать. Тогда отчаявшийся юноша встал возле дворца и закричал, и этот крик пробудил в короле отцовскую любовь и он сразу же вспомнил сына. Так и наша душа: она приходит в этот мир, чтобы служить Творцу, но материальная оболочка и соблазны становятся преградами на этом пути, и, порой, мы забываем о нашем истинном предназначении. Чтобы помнить об особой связи еврейского народа с Вс-вышним, мы слушаем шофар, который символизирует голос нашего сердца, и тогда наш Небесный Отец видит это и принимает наше раскаяние.

Минувший 5777 год оказался продуктивным для еврейской общины страны. Мы по-прежнему старались уделять особое внимание духовному и нравственному воспитанию молодежи – по всей стране при общинах ведут работу школы и детские сады с этнокультурным компонентом. Наши благотворительные и социальные проекты в уходящем году расширились, что позволяет нам сегодня оказывать необходимую помощь большему количеству людей. Все больше людей возвращаются к своим корням, приходят в синагогу, создают еврейские семьи.

Думаю, что в таком подъеме еврейской жизни видна заслуга каждого из вас! Ведь своими добрыми делами вы вдохновляете на это окружающих и делаете мир лучше!

Дорогие друзья, я желаю Вам крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, счастья и семейного благополучия в каждый дом! Пусть будет записано и скреплено печатью решение, что у вас будет хороший год!

Хорошего и сладкого 5778 года!»

История праздника:

С Рош а-Шана начинается новый виток еврейского календаря, отсчитывающего дни от сотворения человека. В дни, предшествующие празднику, принято больше времени уделять изучению Торы и читать специальные молитвы раскаяния (слихот). В это время, более чем когда-либо, опасаются причинить вред другому человеку и пытаются загладить вину перед тем, кого случайно или злонамеренно обидели. По традиции, накануне Рош а-Шана делают благотворительные пожертвования в большем чем обычно объеме.

Одной из важнейших заповедей праздника является трубление в шофар. Заповедь считается выполненной, когла были услышаны три вида звуков шофара, исполненных в определенной последовательности.

Новый год приходит в каждый дом в том момент, когда еврейские хозяйки зажигают праздничные свечи, сопровождая это особыми благословениями. После вечерней молитвы в каждом еврейском доме накрывают праздничный стол.

Сладкие халы и яблоки с медом символизируют надежды на сладкий и хороший год. Голова рыбы предназначена для того, чтобы каждый присутствующий за столом мог пожелать другому – чтобы в хороших делах «быть головой, а не хвостом». Плод спелого граната и множество его зернышек напоминает иудеям о полноте заповедей Торы и том, как важно наполнить наступающий год хорошими делами.

Поделиться
Отправить

Президент России Владимир Путин поздравил еврейскую общину с Рош а-Шана. В письме, направленном главному раввину РФ Берлу Лазару, говорится:

«Празднование начала Нового года по иудейскому календарю – важное событие в жизни еврейской общины, дань глубокого уважения к историческому, духовному наследию предков, их самобытной культуре и обычаям. Отрадно, что к этим многовековым традициям вы приобщаете и молодое поколение. В праздничные дни последователи иудаизма подводят итоги пройденного пути, строят планы на будущее и ощущают особую ответственность за благополучие тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

Убежден, что еврейские организации России и впредь будут активно участвовать в осуществлении востребованных образовательных, просветительских инициатив, в делах милосердия и благотворительности, содействовать утверждению в обществе веротерпимости, добрых отношений между представителями разных религий.

Желаю вам счастливого, сладкого года, мира и успехов.

В. Путин»

Поделиться
Отправить

Вечером 20 сентября иудеи всего мира начинают праздновать Рош а-Шана – день, означающий наступление нового года по еврейскому календарю. В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны:

«Дорогие друзья!

От всего сердца поздравляю вас с Рош а-Шана – с новым 5778 годом!

Обычно мы говорим, что считаем годы «от сотворения мира». Но на самом деле отсчет лет ведется от того дня, когда Б-г создал первого человека. И это вовсе не от гордыни: наоборот, таким образом мы вновь благодарим Г-спода за дар жизни, принимаем на себя Царство Б-жие и объявляем, что наша цель в этом мире – выполнять волю Создателя.

Когда мы смотрим на мир вокруг нас, мы видим величайшее разнообразие явлений, вещей и живых существ. На первый взгляд кажется, что во всем этом нет системы, нет порядка, или его очень мало. Но стоит нам вспомнить, что мир и мы сами суть творение единого Б-га – мы понимаем, что все на свете взаимосвязано, каждое творение занимает строго определенное место в грандиозной гармонии Б-жьего мира. Без любого, даже самого малого создания, мир неполон. И тем более эта истина справедлива в отношении человека – завершения и вершины акта Творения!

Но в тот момент, когда мы признаем, что мир есть законченная система, что он создан Творцом по единому плану – мы тем самым напоминаем себе, что у человека есть задачи в этом мире и на нем лежит ответственность за сохранение Б-жественной гармонии. Даже больше – ответственность за ее преумножение! Ведь Г-сподь недаром создал мир с элементами несовершенства: тем самым он дал человеку возможность улучшать свое окружение, не просто служить Б-гу, но становиться Его партнером, встать рядом с Ним! Именно человек как партнер Б-га может и должен раскрыть Б-жественность в этом мире, сделать мировую гармонию явной. Какой подарок может быть более драгоценным, чем право внести личный вклад в построение Б-жьего мира ?!

Надо помнить, что это право и эта ответственность предложены не только человеческому роду в целом, но каждому из нас индивидуально. Недаром Б-г сотворил сначала одного человека – в то время, как всех остальных живых существ Он создавал сразу большими группами. Каждый из нас получает от Создателя свое личное задание – и одновременно силы и возможности, чтобы это задание выполнить.

В осознании этого заключена главная идея Рош а-Шана. Каждый из нас в эти дни вспоминает, что все в мире от Б-га, что именно Он подарил нам этот мир и эту жизнь, и что дары эти мы обязаны использовать в соответствии с Его планом. Каждый из нас подводит в эти дни итоги сделанного в истекшем году и дает обещание в году наступающем сделать еще больше, чтобы добавить красоты и радости в этот мир, в жизнь наших ближних.

И дай Б-г, чтобы эти наши дела и обещания удостоились благословения от Вс-вышнего, чтобы наступающий год действительно стал для каждого из нас добрым и сладким, чтобы все мы удостоились хорошей записи и подписи в Книге жизни!»

Поделиться
Отправить

В ФЕОР отчитались о проделанной в регионах России работе по противодействию наркомании и алкоголизму на средства президентского гранта.

Федерация еврейских общин России сдала отчет о выполнении проекта ««Центр по организации и проведению мероприятий в области профилактики наркомании и алкоголизма»», который осуществлялся, в том числе, на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации Владимира Путина.

Всего с декабря 2016 года было проведено 4 двухдневных семинара-тренинга, посвященных борьбе с наркотической зависимостью и алкоголизмом для представителей социально ориентированных профессий, 10 интерактивных лекций по профилактике наркомании среди населения, несколько сотен очных консультаций. Более 800 человек стали участниками данных мероприятий. Их география охватила такие города и регионы, как Москва, Казань, Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск.

Президент ФЕОР Александр Борода отметил, что «проведение подобных семинаров – крайне важная часть антинаркотической программы ФЕОР, поскольку мы очень хорошо понимаем, что во многом именно от грамотной профилактической работы, информированности специалистов и участников таких семинаров будет зависеть, насколько эффективно они смогут бороться с распространением наркомании и алкоголизма. От них зависит будущее многих семей». Он также поблагодарил региональные власти и общественные организации за содействие в реализации антинаркотических мероприятий.

Президент ФЕОР также подчеркнул, что «именно объединение сил и ресурсов, развитие тесных связей и взаимодействия между единомышленниками, различными специалистами и профильными организациями, является одной из основ повышения качества оказания помощи наркозависимым и их семьям в нашей стране».

Поделиться
Отправить

В четверг, 7 сентября в Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще состоялось заседание Всемирного конгресса религиозных лидеров, организованное межрелигиозным центром Elijah Interfaith Institute, который уже более 20-лет активно действует под эгидой ЮНЕСКО.

В заседании приняли участие более 750 религиозных лидеров из 63 стран, в том числе видные представители христианства, ислама, иудаизма, индуизма и буддизма. Мероприятия конгресса являются частью глобальной кампании, развернутой лидерами мировых религий с целью обеспечения межконфессионального мира, сотрудничества верующих людей и предотвращения конфликтов и насилия.

Руководитель Elijah Interfaith Institute раввин Алон Гошен-Готтштейн поприветствовал всех собравшихся и поблагодарил раввина Берла Лазара за гостеприимство. В ходе дискуссии раввин Гошен-Готтштейн затронул ряд острых вопросов, стоящих перед мировым сообществом и представителями различных религиозных общин. По словам руководителя Elijah Interfaith Institute, всем нам в самое ближайшее время предстоит ответить на вопрос – кого мы можем считать своим другом – того, кто похож на нас или того, кто отличается. «Взаимопонимание и сотрудничество между лидерами различных конфессий – это, безусловно, положительная тенденция, – заявил раввин Гошен-Готтштейн, – Но можем ли мы говорить о настоящем единстве, если наши дети не играют вместе и не считают друг друга братьями и сестрами?»

Раввин Берл Лазар в своем выступлении рассказал о специфике выстраивания межнационального диалога в России и подчеркнул, что здесь сложилась уникальная ситуация, которой нет ни в Европе, ни на Ближнем Востоке. «Верующие люди в России, невзирая на разницу в происхождении, в обрядах, в культурных традициях, изначально настроены не просто на «мирное сосуществование», но на активную взаимопомощь, – сказал Берл Лазар. – И это легко объяснимо, ведь для того, кто по-настоящему верит в Б-га, а не прикрывается псевдорелигиозными лозунгами, все люди принадлежат к одной большой семье: и нет большей заслуги перед нашим общим небесным Отцом, чем обеспечивать в этой семье мир».

Раввин привел высказывание основателя хасидизма Баал-Шем-Това, который говорил, что «если двое встречаются, значит это произошло по воле Б-га» и подчеркнул, что это тем более актуально в отношении большого собрания людей, ищущих взаимопонимания и единства в вопросах служения Творцу. Раввин Берл Лазар отметил особенную роль главы РПЦ Патриарха Кирилла в налаживании межконфессионального сотрудничества и тепло отозвался о лидерах мусульманской общины, также стремящихся к диалогу с другими традиционными конфессиями.

Исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России священник Димитрий Сафонов передал участникам конференции приветствие от имени митрополита Волоколамского Илариона и сказал, что «Elijah Interfaith Institute зарекомендовал себя как важная площадка для осуществления диалога между религиозными лидерами, учеными и экспертами». Священник также подчеркнул, что «глубокое знание собственной религии и других духовных традиций позволяет людям проникнуться взаимным уважением и доверием, вносит большой вклад в развитие взаимопонимания и дружеских отношений».

Руководитель международного отдела Духовного управления мусульман г.Москвы Ислам хазрат Валитов зачитал собравшимся обращение от имени муфтия Альбира хазрат Крганова, в котором говорилось о том, что вопросы укрепления межконфессионального диалога в современном мире, поиск единства и взаимопонимания носят важнейший характер. По мнению муфтия, «гармонизация межнациональных отношений поможет не только укрепить существующие связи, но и даст определенный толчок в профилактике идей псевдорелигиозного экстремизма».

В продолжение встречи, участники круглого стола обменялись мнениями о роли религиозных общин в разрядке международной напряженности, поделились опытом решения проблем в своих странах и регионах и наметили пути дальнейшего сотрудничества.

Elijah Interfaith Institute объединяет уникальную группу религиозных лидеров со всего мира, в которую входят представители всех авраамических религий и видные деятели буддизма и индуизма. Миссия центра – укрепление межконфессионального диалога, поиск единства и взаимопонимания между всеми религиозными традициями с учетом сохранения их фундаментальных различий.

Поделиться
Отправить

Ровно 120 лет назад (15 элула по еврейскому календарю), ребе Шолом-Дов-Бер Шнеерсон (РАШАБ) организовал в деревне Любавичи Смоленской области первую ешиву (раввинскую академию) «Томхей Тмимим» (дословный перевод — “поддерживающие цельных”). Основным новшеством в системе преподавания ешивы стало изучение еврейской философии наравне с открытой частью Торы.

К памятной дате 6-го сентября в Любавичи из Москвы съехались ученики и выпускники ешив «Томхей Тмимим» из Софрино, Истры, Раменского, Малаховки и ешивы при Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще. Вместе с выпускниками ешив, Любавичи посетил главный раввин России Берл Лазар, глава благотворительного фонда «Ор Авнер», бизнесмен Леви Леваев, раввин синагоги на Большой Бронной Ицхак Коган, руководители еврейских общин из регионов России и гости из-за рубежа.

Выступая перед учениками ешив, главный раввин России напомнил о тех задачах, которые ребе РАШАБ ставил перед учащимися «Томхей Тмимим» – совершенствовании во всех сферах жизни, изучении Торы, исправлении характера, сосредоточенности в молитве и задал вопрос – как это возможно – предъявлять одинаково высокие требования ко всем ученикам, вне зависимости от способностей? Ответ на этот вопрос, по мнению раввина Берла Лазара, заключается в отказе от собственного «я» в деле служения Вс-вышнему. «Когда ученик приходит в ешиву с таким пониманием, все вышеозначенные вопросы снимаются сами собой», – сказал раввин.

Он также подчеркнул, что «первая ешива «Томхей Тмимим» была основана через 120 лет после того, как Алтер Ребе начал широкое распространение идей хасидизма, а теперь прошли еще 120 лет – уже с момента открытия самой ешивы». По словам раввина, эти цифры не являются случайными и означают полноту жизни, они звучат даже в традиционном еврейском поздравлении с днем рождения – «До ста двадцати» – и означают максимальный предел, после которого любые препятствия и преграды перестают существовать. Раввин Лазар пожелал всем участникам встречи никогда об этом не забывать и помнить о том, что всем выпускникам «Томхей Тмимим» даны неограниченные возможности в деле исправления мира к лучшему и приведения его в соответствие с Б-жественным замыслом.

Бизнесмен и благотворитель Леви Леваев также поздравил всех участников встречи с праздничной датой, рассказал о своем детстве и обучении в подпольной ешиве, постоянных опасностях и угрозах, которым подвергались люди, верные религии, и добавил, что «широчайшее распространение идей хасидизма по всему миру является наилучшим показателем верности тех принципов, которые заложены в основу «Томхей Тмимим».

По словам Леваева, «за годы, прошедшие с момента основания ребе РАШАБом первой ешивы «Томхей Тмимим», в рамках созданной им системы образования были подготовлены тысячи раввинов, учителей, шойхетов и моэлей, которые разъехались по разным уголкам земного шара и стали руководителями крупнейших общинных центров и синагог во всем мире».

После официальной части мероприятия, участники съезда посетили расположенный в Любавичах музей истории хасидизма и помолились на могилах праведников. Руководители ешив обсудили вопросы, связанные с воспитанием молодежи, положением еврейских общин в России и за рубежом и поделились планами и успешными наработками в области еврейского образования.

Поделиться
Отправить

В Федерации еврейских общин России обеспокоены сообщениями о конфликте в Мьянме.

Ситуацию прокомментировал президент ФЕОР Александр Борода:

«От лица еврейской общины России выражаю глубокие соболезнования семьям погибших на западе Мьянмы, мы искренне сочувствуем тем, кому пришлось покинуть свои родные места в поисках безопасного места.

Мы обеспокоены тем, что столкновения в регионе до сих пор продолжаются, увеличивается количество жертв, гуманитарная ситуация продолжает ухудшатся.

Происходящее в Ракхайне – это конфликт, который может иметь очень опасные последствия, поскольку экстремистские силы очевидно попытаются его использовать для дальнейшего разжигания межрелигиозной вражды не только в самом регионе, но и в мире в целом.

Общество, в котором человек может лишиться жизни за свою национальность или вероисповедание, не имеет шансов на дальнейшее развитие. Подобные преступления должны пресекаться, виновники должны понести наказание после того как международная общественность проведет тщательное расследование всех обстоятельств.

Мы призываем международные организации, правительства всех крупных держав и стран приложить все усилия, чтобы погасить происходящий конфликт максимально оперативно.

Мы должны объединиться против любых форм национальной и религиозной ненависти, сделав все возможное, чтобы вовлеченные в конфликт стороны вернулись к мирному сосуществованию».

Поделиться
Отправить

Вышел в свет сентябрьский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Традиционная колонка главного редактора журнала Боруха Горина посвящена проблеме границы между принципиальностью и доктринерством на примере отношения к событиям в Шарлоттсвилле.

Традиционно, первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные таким темам как изучение Торы и зарабатывание денег. На сей раз тема рассматривается с точки зрения участия женщин в бизнесе, и Ребе специально подчеркивает, что главная роль замужней еврейской женщины — вырастить еврейских детей. Это, впрочем, не исключает и возможности работать, если для содержания семьи необходима ее помощь.

Главный раввин России Берл Лазар в своей статье обращается к разнице между реальным и воображаемым счастьем, подчеркивая, что счастье может быть обретено «лишь на путях Г-спода, радостным служением Ему».

Статья Эйлона Аслана-Леви, первоначально опубликованная в Tablet, посвящена общему в философии Аристотеля и молитве на Йом Кипур.

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми – лист Талмуда каждый день – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз он наблюдает за тем, как с помощью дедукции и аналогии талмудический текст движется от рутины к чуду.

В этом разделе также публикуется продолжение работы еврейского философа и мистика первой половины ХХ века Гилеля Цейтлина «Основные направления в учении хасидизма».

Очередной раздел труда Йерахмиэля Тиллеса о еврейских каббалистах и хасидских цадиках посвящен основателям династии Чернобыльских ребе — рабби Менахему-Нахуму и его сыну рабби Мордехаю.

Статья Лизы Розовски, первоначально опубликованная в Haaretz, посвящена деятельности поддерживаемой ФЕОР программы Eurostars, в рамках которой тысячи молодых евреев возвращаются к еврейству. Материал Кирстин Грисхабер, вышедший в Associated Press, рассказывает о проекте строительства еврейского кампуса в Берлине.

В подразделе «Архив» находится статья Владимира Хазана об известном эсере и деятеле кооперативного движения Александре Беркенгейме, который после вынужденной эмиграции из советской России возглавлял еврейские кооперативные организации в Польше.

На протяжении года, когда отмечается столетие Февральской и Октябрьской революций, редакция альманаха будет знакомить читателей с отражением революционных событий и настроений в еврейской периодике. В этом номере перепечатан очередной номер еженедельника «Еврейская неделя», вышедший в апреле 1917 г., где восторженные впечатления от революции перемежаются с сообщениями о масштабных всплесках антисемитизма в бывшей «черте оседлости».

Раздел «Перекресток» открывается статьей Шауля Резника, посвященной восприятию конфликта вокруг установки металлоискателей на Храмовой горе. Автор отмечает, что конфликт и метания властей Израиля из стороны в сторону показали тщетность попыток «выковать нового, уверенного в себе израильского еврея». Статья Эли Лейка, первоначально опубликованная агентством Bloomberg, рассматривает тот же конфликт с другой стороны, отмечая, что наибольшая опасность для одной из главных мусульманских святынь — мечети Аль-Акса — нынче исходит не от израильтян, а от палестинских фанатиков, которые утверждают, будто они борются за нее. А ранее опубликованная на Getty Images статья Лайела Лейбовица раскрывает механизм накачивания ненавистью прихожан Аль-Аксы радикальными проповедниками. Еще одна статья Л.Лейбовица, посвященная теракту в поселении Халамиш, показывает, во что эта ненависть выливается, и как эти преступления материально поощряются властями Палестинской автономии.

Материалы Арона Хеллера, первоначально опубликованные Associated Press и депутата Кнессета Ксении Светловой посвящены израильско-иорданским отношениям. Авторы отмечают сложность положения властей королевства, большинство населения которого имеет палестинские корни и настроено антиизраильски.

В статье, первоначально вышедшей в Jerusalem Post, известный российский бизнесмен Михаил Фридман предлагает новую концепцию отношений Израиля и еврейской диаспоры, предполагающую усиление связей между ними. В противном случае, по его мнению, еврейские общины диаспоры могут исчезнуть под натиском ассимиляции, а Израиль — лишиться масштабной поддержки со стороны евреев, живущих в других странах.

Статья Ника Хопкинса из The Guardian рассказывает о странных правилах, «благодаря» которым модераторы Facebook не удаляют материалы, отрицающие Холокост.

Небольшой блок материалов посвящен ситуации во Франции. Марк Вейцман в статье, первоначально опубликованной в Tablet, анализирует противостояние между принадлежащим к различным культурным традициям ашкеназами и сефардами во Франции на примере скандала вокруг похорон видной общественной деятельницы Симоны Вейль. А в заметке из Haaretz рассказывается о брате «тулузского стрелка» Мохаммеда Мера, который отправился в пеший тур по Франции с проповедью толерантности и предупреждением об опасности радикального ислама.

В рубрике «Резонанс» Михаил Майков с помощью экспертов изучает вспыхнувший в августе скандал вокруг неприглашения России в проект обновления музея на месте лагеря смерти Собибор. Читатель сам может выбрать понравившуюся точку зрения (у некоторых экспертов она отличается на 100%).

Яир Розенберг, в статье, перепечатанной из Washington Post, анализируя дискуссии о принадлежности или непринадлежности евреев к белой расе, приходит к выводу, что в настоящий момент подобные дискуссии неприемлемы, поскольку играют на руку расистам.

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях августа, «зацепивших» еврейские общины в мире.

Замыкающее раздел большое интервью с журналисткой и правозащитницей Зоей Световой посвящено семейной истории и ситуации в современных российских тюрьмах.

Раздел «Парк культуры» открывает интервью искусствоведа Софьи Черняк о художнике Меере Аксельроде.

Под рубрикой «Еще посмотрим» рассказывается о различных выставках с «еврейской составляющей», проходящих по всему миру.

Ирина Мак рассказывает о новой экспозиции зала Еврейского музей и центра толерантности «Послевоенный период: от Катастрофы к возрождению». А под рубрикой «Актуалии» собраны новости культуры.

Тони Бентли в большом материале, первоначально вышедшем в New Yorker, описывает странную и трагичную судьбу художницы Шарлотты Саломон, оставившей после себя странную автобиографию в картинах. А статья Амира Богена из Tablet рассказывает о фильме, посвященном Праведнику народов мира, китайскому дипломату Хо Фень Шену.

Первоначально опубликованная в New York Times статья Теджаль Рао рассказывает о кубане, йеменском аналоге халы. А материал Эндрю Тобина из JTA посвящен израильским винам, производимым на так называемых территориях.

В разделе «Библиотека» публикуются рассказ Натана Ингландера «Парик», очередная глава из романа Бориса Сандлера «Экспресс-36», рассказывающая о работе редакции нью-йоркской газеты «Форвертс», рассказы прозаика Авроома Рейзена из сборника «Такие люди были раньше», рассказ Цви Прейгерзона «Мой брат Мошке», продолжение «Майс от Абраши» раввина Натана Вершубского, оказавшегося в 1980-х в тюрьме по ложному обвинению.

Завершают раздел статья Анны Соловей, посвященная тому, какие еврейские книги на русском языке сегодня читают дети, и статья Светы Раскиной об одной из новинок в этой области — романе Ронды Аттар «Элиша Дэвидсон и огненные буквы».

Поделиться
Отправить

1 сентября возобновляют работу еврейские учебные заведения, действующие под эгидой Федерации еврейских общин России.

В настоящее время в сети образовательных учреждений ФЕОР и фонда «Ор Авнер» насчитывается свыше 150 учебных заведений, включая 30 общеобразовательных учебных заведений с еврейским этнокультурным компонентом, 94 воскресные школы и 29 детских садов, в которых обучаются около 15 000 детей по всей стране.

В 2017 году под эгидой ФЕОР начали работу еврейский детский образовательный центр в Красноярске, а также еврейский детский сад в Оренбурге.

На территории России при поддержке ФЕОР действуют несколько учебных заведений, предоставляющих учащимся высшее образование, такие, как «Махон Хамеш» для девушек и «Международный еврейский институт экономики, финансов и права» для юношей. В них бесплатно обучаются молодые люди и девушки из России, стран СНГ, а также Израиля.

С началом учебного года учеников и студентов поздравил президент ФЕОР Александр Борода. В его обращении говорится: «Благодаря многолетним усилиям администрации школ, их учителей и поддержке спонсоров общины, каждый год родителям, для которых важно сформировать в своих детях чувство принадлежности к еврейству, дается прекрасная возможность обучать их традициям и истории еврейского народа в наших учебных заведениях.

Слава Богу, мы видим, что интерес к образованию с этнокультурным компонентом не ослабевает, и в ближайшие годы мы настроены на то, чтобы продолжать давать максимально качественное еврейское образование. Тот факт, что сегодня, после окончания наших школ, многие ребята демонстрируют приверженность еврейскому образу жизни и идентичности, доказывает, что наши усилия были не напрасны».

Поделиться
Отправить

21 августа завершилась шестая Еврейская этнографическая экспедиция мицва-мобилей.

Передвижные синагоги отправились в путешествие по России в конце июля. Их маршрут включал более 30 городов России, среди которых: Тула, Липецк, Курск, Орел, Брянск, Великий Новгород, Смоленск, Псков, Саратов, Казань и многие другие.

В каждом городе мобильные синагоги посещали местные общины, благотворительные центры; члены их экипажей встречались с прихожанами и читали лекции, навещали пожилых людей.

По возвращению в Москву участников экспедиции – студентов ешив (высших еврейских религиозных учебных заведений для мужчин) приветствовал президент Федерации еврейских общин России Александр Борода. Подводя итоги экспедиции, он сказал:

«Приятно видеть, что за шесть лет проведения экспедиций, интерес со стороны евреев в России к ним не теряется, а только растет. Я уверен, что роль мицва-мобилей в сегодняшнем расцвете еврейской жизни в России очень велика: молодые раввины лично общаются с прихожанами разного возраста, вносят разнообразие в жизнь еврейской общины, проводят в местных общинах такие мероприятия, которых раньше никогда не проводили. Помню, как в начале в России курсировали всего несколько мицва-мобилей и только в Москве и Санкт-Петербурге, сегодня же экспедиция охватывает множество городов нашей страны.

К сожалению, еще не во всех регионах ведется активная еврейская жизнь, и не в каждой синагоге есть свой раввин, под духовным покровительством которого может существовать городская община. Поэтому визит в общины мицва-мобилей, пусть в каждом городе им и удается пробыть немного времени, вносит большое оживление в общинную жизнь.

Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон сказал, что мицва-танк это «танк для борьбы с ассимиляцией». Действительно, все наши экспедиции подтверждают правильность этого суждения: у многих евреев, далеких от своих корней, пробуждается интерес к традиции.
Мне также очень приятно видеть и то, что радушный прием раввинам оказывали не только собственно еврейские общины, а среди гостей на мероприятиях были люди разных вероисповеданий. В том числе и таким образом накапливается позитивный опыт построения подлинно толерантного общества.

Это особенно важно в России сегодня, когда мы видим, что в некоторых странах остро стоят национальные и религиозные проблемы, поэтому так нужна любая позитивная интеракция между самими религиозными общинами.

Мы надеемся, что экспедиции передвижных синагог способствуют развитию мирных, дружеских отношений между представителями самых разных народов в нашем многонациональном государстве».

Поделиться
Отправить

Выбор редакции