Федерация

В преддверии праздника Шавуот, который в этом году начинается вечером 25 мая, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны с поздравлением.

Он напомнил историю из Талмуда о том, как Моше рабейну взошел на гору, чтобы получить Тору и заповеди из рук Б-га, и его там встретили ангелы. «И ангелы спросили Г-спода: что делает здесь этот человек? Б-г ответил: он пришел получить Тору. Ангелы изумились: Тора всегда была с нами, зачем отдавать ее людям, они все равно не смогут понять всю глубину Б-жественной мудрости. А Б-г тогда обратился к Моше: дай им ответ. Моше задал ангелам три простых вопроса. Есть ли у вас отец и мать? Занимаетесь ли вы торговлей? Живете ли вы среди народов, которых надо научить вере в Б-га единого? И, когда на все эти вопросы ангелы ответили «нет», он объяснил им, что Тора людям нужнее, чем жителям небес. Ведь что ангелу заповедь «чти отца и мать», если у него нет родителей? Что ему заповедь «не кради», если он не занимается бизнесом и нет для него опасности позавидовать или обмануть? И что ему первая заповедь, заповедь о едином Б-ге, если ее негде и незачем применять?!» – отметил Б. Лазар.

По его словам, именно в этом и заключается главная суть Торы, главный смысл того, что Б-г дал ее евреям, а через них – и всему человечеству. «Да, мы знаем, что есть в Торе места, которые человеческому разуму доступны лишь отчасти: ведь это мудрость Вс-вышнего, и понятно, что человеческий разум не может постичь ее в полной мере. Но Тора – это прежде всего призыв к действию, наша задача не только учить Тору, но прежде всего жить по Торе!» – заявил Главный раввин России, призвав жить по Торе каждый день и каждый час, в делах судьбоносных и в делах будничных: в семье, в бизнесе, в обществе. Уроки Торы, по его словам, заключаются даже не столько в том, чтобы научить нас правильно понимать и чувствовать, сколько в том, чтобы научить нас правильно поступать в любых жизненных ситуациях. Именно в действиях наших проявляется истинная связь человека с Б-гом. «Почему это так? Потому что смысл дарования Торы — это соединение неба и земли, соединение через материальное действие. Моше взошел на гору – Б-г спустился к нему навстречу. Это нам урок: чтобы реально подняться к Б-гу надо не просто учить Тору, получать знания – надо строить жизнь по Б-гу, по Его закону и заповедям. То есть – учить Тору, чтобы ее применять на практике, соединять духовное и физическое, вводить духовные идеи во все сферы материальной жизни!» – подчеркнул он.

«Именно поэтому большая часть Талмуда посвящена чисто практическим делам, поведению человека в тех или иных жизненных ситуациях. И, наверное, именно поэтому наше традиционное поздравление на Шавуот это пожелание принять Тору «бесимха увифнимиют» – «с радостью и внутрь себя». Сделать Тору неотъемлемой частью своей практической жизни. Жить по Торе во всех делах. Вот тогда жизнь становится полноценной и радостной. Этого я от всего сердца желаю каждому из вас», – заключил Б.Лазар.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Песах, который в этом году начинается вечером 5 апреля, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине с поздравлением. В нем он напомнил о том, что в начале пасхального седера сын задает отцу четыре вопроса. Почему в эти дни мы должны обмакивать еду в соленую воду, а марор в харосет? Почему едим только мацу, а не обычный хлеб? Почему едим не любую зелень, а только марор? Почему за столом седера принято сидеть, откинувшись, а не прямо, как обычно?

«На самом деле, у ребенка могут возникать и другие вопросы, потому что за столом он видит вещи странные и необычные: во время других праздничных трапез таких нет. И эти необычные вещи включены в процедуру седера специально, у них есть важная задача», – отметил Главный раввин России. По словам Б.Лазара она заключается в том, что в дни праздника каждый человек должен чувствовать себя именно так, как чувствовали себя наши предки, выходя из Египта. «Более того: чувствовать, как будто это он сам, – здесь и сейчас, – вышел из Египта! И не просто чувствовать: надо еще и показать это чувство всем, кто находится рядом, прежде всего своим детям! Мы проходим тот же путь, что прошли наши предки, и это позволяет нам проникнуться их чувствами; и мы показываем этот путь всем вокруг, чтобы они увидели в этом, пример для себя. Зачем это все нужно?

Прежде всего – чтобы самим понять и другим показать, что Б-г не только наших предков во времена Моше рабейну вывел из рабства на свободу. Он так же выводит на свободу каждое поколение, каждого человека! Поэтому и радость у нас должна быть, как у тех, кто реально вышел из Египта, и благодарность Г-споду за чудеса такая же. И когда мы показываем эту радость и благодарность окружающим, мы, тем самым, их тоже побуждаем идти к свободе!» – подчеркнул он.

Отметив, что никто из людей нашего поколения не находился в рабстве, как то бывало в древности, главный раввин России задался вопросом – всякий ли может сказать, что он полностью свободен? И может ли кто-нибудь вообще сказать, что он всегда и во всем был свободен? Б.Лазар напомнил, что в мире есть множество вещей, которые ограничивают нашу свободу, не дают нам говорить и делать то, что мы считаем правильным и необходимым. «Это и наши внутренние ограничители – страх, неуверенность в себе, – и ограничители внешние, разного рода общественные предрассудки. Кстати: в нашем святом языке слово «Мицраим», Египет, имеет общий корень со словом «мецарим», «ограничения»! Только выйдя за пределы ограничений человек становится реально свободным и может полностью реализовать тот потенциал, которым наградил его Б-г! «Шулхан арух» нам предлагается целый ряд законов правильного поведения. И первый из них: «Не надо стесняться перед насмешниками»! Мы ведь нередко в жизни делаем что-то ненужное или не делаем что-то, что считаем правильным, единственно из опасения «а-что-люди-скажут»? Вот это и есть реальная несвобода! А свободный человек поступает как раз наоборот: он делает то, что заповедал ему Б-г, не обращая внимания на предрассудки в обществе. Более того: он делает это демонстративно, чтобы все вокруг видели, чтобы подать другим пример свободного поведения!» – отметил он.

«Иными словами: я свободен, когда мир не влияет на меня, а я могу на него повлиять в сторону добра. Именно этого я хочу пожелать сейчас каждому из вас: стать свободными, как наши предки, когда вышли из Египта, и подать пример освобождения своим друзьям и близким; в полной мере реализовать собственный потенциал и помочь самореализоваться тем, кто вам дорог. Встанете на этот путь – и Б-г вам поможет, как помог Он евреям во времена Моше рабейну!» — заключил Главный раввин России.

Поделиться
Отправить

Песах — это праздник в память об Исходе еврейского народа из Египта. В этом году он начинается вечером 5 апреля и продолжается восемь дней до вечера 13 апреля.

Существует несколько главных заповедей Песаха. До начала праздника необходимо избавиться от квасного, называемого хамец, во всех его видах: для этого в домах проводят тщательную уборку, а если хамеца много, то его продают по специальной форме. В первый день Песаха проходит пасхальный седер — особая трапеза, в ходе которой читают молитву и рассказывают об Исходе. Отдельными заповедями праздника являются маца, четыре бокала вина, а также горькая зелень — марор, напоминающий о горечи рабства, и харосет (смесь тертых яблок и орехов) —символ глины и рабского труда.

Полный текст поздравления президента ФЕОР приводится ниже.

«Уважаемые друзья! От имени Федерации еврейских общин России и от себя лично поздравляю вас с праздником Песах! Одной из центральных заповедей Песаха является маца. Даже сильно ассимилированные семьи во все времена старались приобрести мацу на этот праздник. В Талмуде сказано, что именно Песах и заповедь брит–милы наиболее сильно связаны с еврейским народом. Поэтому маца стала символом не только праздника Свободы, но в какой–то мере и самого еврейского народа. Если говорить о традиционной еврейской кухне, то она очень различается в соответствии с местностью, где та или иная община проживает. И лишь маца объединяет кухни каждой общины: пресный хлеб, заповеданный нам самой Торой, одинаков для всех евреев мира. Весь год мы едим сдобный хлеб, статус которого и уважение, к которому в иудаизме очень высоко. Мы омываем руки перед тем, как его есть, и читаем специальную молитву. При исполнении важнейших заповедей мы устраиваем трапезы и обязательно едим хлеб. Но все же только маца называется хлебом веры и хлебом исцеления. Обычный хлеб же на период Песаха ставится под серьезный запрет и называется хамецом. Но так ли сильно маца отличается от хамеца, который мы должны тщательно выискивать перед праздником?

Да, безусловно, это разные продукты, но технологически, пресный хлеб от квасного отличается только коротким отрезком времени, который проходит от замеса теста до начала выпекания. Вы замесили тесто для мацы, но стоит немного помедлить, — и это уже хамец. Какой общий жизненный принцип мы здесь обнаруживаем? Благие поступки не терпят промедления точно таким же образом. Когда мы сомневаемся или медлим, есть вероятность упустить возможность совершить что–то полезное, можно потерять вдруг возникшее вдохновение, которое подталкивало нас к доброму делу. А ведь согласно еврейскому закону, мы не можем отмечать Песах, пока в нашем доме находится хоть крошка квасного. И так же мы не можем улучшить мир или помочь ближнему, пока в нашей душе остается невычищенным даже единственный повод для промедления или сомнения. Поэтому давайте будем внимательнее к себе и нашим близким, давайте служить им той свечой, которая помогает нам отыскать хамец, и давайте поддерживать их в соблюдении заповедей, чтобы у нас всегда было больше причин для хороших дел и меньше причин для колебаний. От всей души поздравляю всех вас с праздником Песах и желаю, чтобы Всевышний ниспослал вам силы для благих свершений! Пусть пасхальная неделя пройдет для вас в радости дружеского и семейного общения! Песах кошер ве самеах!»

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поздравил еврейские общины страны с праздником Пурим. В своем поздравлении он напомнил, что Пурим – самый веселый праздник в году.

«В эти дни мы вспоминаем историю чудесного спасения нашего народа от злодеев, которые хотели его уничтожить. Мы читаем «Мегилат Эстер», в которой все эти события изложены подробно: пиры у царя Ахашвероша, которые длились без перерыва 180 дней, интриги царского министра Амана, готового на все, чтобы получить приказ истребить евреев, мудрость и отвага Эстер, сумевшей, с Б-жьей помощью, разоблачить заговор и наказать злодеев… И, наконец, радость чудесного спасения – праздник, который наши Святые книги призывают нас «сделать днями пиршества и веселья, посылая мишлоах- манот друг другу и подарки бедным»» – писал Б.Лазар. Н он также обратил внимание на то, что у других праздников заповеди непосредственно связаны с теми событиями, о которых мы в эти дни вспоминаем. «Песах – память об исходе, и мы едим мацу; Суккот – память о жизни в пустыне, и мы сидим в шалашах; Ханука – память о чуде светильника, и мы зажигаем менору. А заповеди Пурим рождают вопрос: какая связь между ними и спасением от козней злодея Амана?» – спрашивал Главный раввин России. И сам же отвечал: «Связь, конечно же, есть – только относится она не к внешним событиям, а к внутреннему состоянию людей, которым Б-г даровал чудо спасения. Аман замыслил истребить наш народ, потому что считал, что евреи «разбросаны и рассеяны», то есть с ними будет можно легко расправиться.

В Талмуде сказано, что Б-г попустил злодейский замысел Амана, потому что наши предки «получали удовольствие от пиров злого царства» – то есть, просто говоря, предпочли в какой-то момент развлекаться при дворе, вместо того, чтобы помогать друг другу и совершать добрые дела. Так что здесь речь не только об одном эпизоде нашей истории, но о судьбоносном выборе, с которым сталкивается каждый человек, в каждом поколении!». Как подчеркивал Б.Лазар именно об этом нам рассказывает «Мегилат Эстер», именно в этом универсальность Пурим. «Истинная радость приходит не от развлечений, не от погони за эфемерными удовольствиями: истинную радость мы получаем от того, что дружим, что помогаем, что подставляем плечо ближнему. Кстати, и современная психология учит, что такое поведение дает человеку гораздо лучшее самоощущение, чем любые эгоистические удовольствия. И как раз для этого самоощущения мы совершаем мишлоах-манот – чтобы радость пришла и к получателю, и к дарителю. То же самое подарки бедным – здесь в Святых книгах не используется привычное нам слово «цдака», потому что это не благотворительность, это именно дары на радость нам самим, кто эти дары посылает и чувствует благодарность получателя! А пуримское пиршество – это уже наша благодарность, мы говорим спасибо Б-гу за чудеса и чувствуем себя радостными, уверенными в завтрашнем дне. Вот в чем главный урок заповедей Пурим, урок радости Пурим. Истинная радость от правильной жизни, от добрых дел, от единства и солидарности нашего народа – это и символ Пурим и результат этого праздника, потому что соблюдение пуримских заповедей делают наше настроение лучше, наш оптимизм выше, нашу уверенность в лучшем будущем крепче. И дай нам всем Б-г, чтобы радость Пурим оставалась с нами, позволяя успешно противостоять любым вызовам, успешно преодолевать любые испытания, и выходить из них еще более сильными и радостными, как это было во времена Эстер и Мордехая», – писал он.

Поделиться
Отправить

В пятницу 23 декабря в следственном изоляторе №2 «Бутырская тюрьма» в помещении синагоги состоялась церемония зажигания праздничного ханукального восьмисвечника.

В ней приняли участие главный раввин России Берл Лазар и глава департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с правоохранительными органами – раввин Аарон Гуревич. Открывая церемонию, главный раввин России Берл Лазар поблагодарил руководство УФСИН и СИЗО-2 за оказание содействия в духовно-просветительской работе, а также поздравил осужденных с праздником.

«Я уверен, что праздник Ханука поможет всем нам подняться на уровень выше», – сказал Берл Лазар. В этот день собравшиеся прочитали дневную молитву «Минха» и возложили тфилин. По окончании молитвы Берл Лазар произнес праздничные благословения и зажег ханукальный светильник. Всем присутствующим осужденным на церемонии были вручены наборы ханукальных свечей и сладкие подарки.

В завершение мероприятия состоялась рабочая встреча Берла Лазара с заместителем начальника УФСИН Матвеем Новиковым. В совещании также приняли участие раввин Аарон Гуревич, помощник начальника УФСИН по организации работы с верующими – священник Кирилл Марковский и руководитель следственного изолятора Андрей Шубин. В ходе рабочей встречи стороны подвели итоги совместной работы уходящего года и обсудили планы на дальнейшее взаимодействие.

Поделиться
Отправить

В преддверии иудейского праздника Ханука, который начинается вечером 18 декабря и продлится в течение следующих восьми дней, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине.

Главный раввин России напомнил, что в эти дни каждая еврейская семья зажигает ханукальную менору, в каждом еврейском доме вспоминают о великом чуде светильника, горевшего 8 дней без перерыва в Иерусалимском храме. «Но что особенно интересно? То, что реально случилось в дни Маккавеев, очень сильно отличается от того, как именно мы это празднуем сейчас. Тогда менора была только в Храме – сейчас она должна быть в каждом еврейском доме. Свет меноры был виден только в самом Храме – теперь от нас требуется сделать так, чтобы этот свет непременно распространялся и на улицу, в том числе через установку светильников на городских площадях. Храмовая менора была семисвечником – наша ханукия предназначена для восьми свечей. Тогда менору зажигали только днем – сейчас мы зажигаем вечером и на ночь. Наконец, тогда право зажигать светильник имели только коэны, сейчас же это обязанность всех евреев!» – писал он.

Главный раввин России отмечал, что такое изобилие отличий указывает что главный урок Хануки заключается в том, что свет обязательно победит тьму, главное не отчаиваться и не опускать руки. Он подчеркивал, что у человеческой психики есть одна особенность. Когда все хорошо, все получается, в душе много оптимизма, а в теле, соответственно, энергии и силы. А вот когда наступает черная полоса – сплошь и рядом мы слышим от людей: «Ах, я лузер, это судьба, ни на что надеяться нельзя…» «То поколение, что жило в дни чуда храмовой меноры, находилось как раз в самой черной полосе: страна оккупирована, народ угнетен, ему навязывают чуждые традиции и обычаи. Оккупантом была тогдашняя «сверхдержава» – языческая империя Селевкидов, обладавшая самой большой и сильной армией в регионе. Казалось, ничего не поделать, это злая судьба. Но наши предки пошли воевать, «немногие против многих», потому что верили, что Б-г поможет правому делу! А потом они пошли еще дальше – зажгли менору, хотя логика говорила, что масло в светильнике не может гореть восемь дней. Потому что верили, что Б-г поможет правому делу даже вопреки законам природы! Именно это послание направляет нам Ханука: слова «безнадежно» и «обречены» не имеют смысла! Как бы трудно ни было, какой бы могущественной ни казалась тьма – мы всегда должны помнить слова мудрого царя Шломо: «Свет всегда сильнее мрака». Потому что Б-г всегда поможет тем, кто несет свет. Даже если для этого Ему понадобится сотворить чудо! Поэтому мы зажигаем ханукию в темноте – чтобы в очередной раз убедиться, что нет тьмы, которая была бы сильнее света. Поэтому мы зажигаем на площадях – чтобы все видели, что свет обязательно победит тьму. Поэтому мы зажигаем в каждом еврейском доме – чтобы в очередной раз напомнить себе, что даже одна маленькая свеча в силах разогнать самую большую тьму. Поэтому в нашей ханукальной меноре не семь мест для свечей, а восемь. Число семь, как учат наши мудрецы, символизирует законы природы: здесь и семь дней недели, и семь дней, за которые Б-г сотворил мир, подчиняющийся этим законам. А восемь – этот выше законов: недаром восьмерка, положенная на бок, символизирует бесконечность», – отмечал Главный раввин России.

«Так пусть в эти дни свет Хануки прольется из окон каждого еврейского дома, неся нам и всем людям оптимизм и уверенность в завтрашнем дне! Б-г увидит нас едиными, сильными и приверженными правде Его – и обязательно пошлет Свое благословение нам, нашим родным и близким, всем, кто нам дорог!» – заключил Берл Лазар.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода, направил в еврейские общины России поздравление с праздником Ханука.

Напоминая, что сегодня, 18 декабря, наступает первый из восьми дней Хануки, он отметил, что о чуде, которое произошло в эти дни в Эрец Исраэль более двух тысяч лет назад, нам напоминают все традиции праздника. «Мы зажигаем огни меноры, добавляя по одной свече в день, взрослые готовят к столу угощения на оливковом масле, дети играют в дрейдл с первыми буквами фразы «Великое чудо произошло там». Даже явление света как таковое служит метафорой чудесам, ведь мы создаем его собственными руками, но вид огней завораживает нас на глубоком, практически непостижимом уровне», – писал А.Борода.

Президент ФЕОР отмечал, что данное наблюдение наводит на мысль о том, что чудеса, при всей их неземной, нематериальной природе, начинаются с наших конкретных действий. «Ведь из тех восьми дней, в течение которых горело масло, оставшееся в Храме, чудо происходило только семь. Храмовая менора не начала светить сама по себе — евреи не опустили рук и заправили ее маслом, несмотря на осознание того, что его не хватит на все восемь дней. Традиция нас учит, что основанием для чуда служат человеческая вера и решимость, которые Творец всегда вознаграждает Собственным участием», – заявил он. «Поэтому для нас так важно понимать, что через материальное лежит путь к духовному, и что традиции Хануки — это не дело привычки или предпочтений, но способ еще раз напомнить себе и рассказать своим детям о присутствии Всевышнего в нашей жизни, о Его заботе и о способностях и силах, которые Он дает нам. Как сказано в Книге «Дварим»: «Ибо ОН дает тебе силу». Почувствовать Его присутствие и любовь, то есть стать частью настоящего чуда, возможно, если мы совершаем поступки, которые на самом деле по силам каждому из нас: оказываем уважение нашим ближним, соблюдаем заповеди и духовно стремимся приблизиться к Творцу», – подчеркивал А.Борода, желая адресатам своего послания провести все дни праздника с близкими людьми, «с ощущением чуда и веры в будущее, которое мы осветим для себя добрыми делами».

Справка: Восьмидневный праздник Ханука был утвержден еврейскими мудрецами во втором веке до н. э. Его название означает «обновление», что отражает процесс повторного освящения главной еврейской святыни, Второго Иерусалимского Храма, во время которого произошло событие ханукального чуда. В Хануку данное чудо вспоминают, зажигают в домах и на улицах восьмисвечники (ханукии). В этом году праздник начинается вечером 18 декабря и длится до вечера 26 декабря. В первый вечер Хануки зажигают одну свечу, во второй – две, и так далее, пока 25 декабря не зажгут все 8 свечей на ханукальной меноре.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны: «Дорогие друзья! Сердечно поздравляю всех вас с наступающим Новым годом. Пусть он станет для вас добрым и сладким, пусть Г-сподь занесет имя каждого из вас в Книгу жизни и скрепит Своей подписью. Здоровья вам и успехов во всем. Мы знаем, что в дни Рош а-Шана Б-г спускает нам свои благословения и придает новые силы, чтобы дать нам возможность сделать больше. При этом в каждом году Он ставит нам особые задачи, каждый год имеет особое значение. Нынешний год называется «шнат хакхель», «год собрания»: во времена Храма раз в семь лет весь народ собирался в Иерусалиме, чтобы слушать, как царь читает Тору. В таком «собрании» должны были принимать участие все без исключения: мужчины, женщины и даже малые дети! Таким образом из поколения в поколение передавалась память о том, как наш народ встал у горы Синай, чтобы получить от Создателя нашу святую Тору. Традиция говорит, что, если бы даже один человек тогда не пришел, Б-г не счел бы весь наш народ достойным получить этот великий дар!

В этой связи надо вспомнить, что вообще Рош а-Шана празднуется в годовщину сотворения первого человека. Казалось бы, между идеей Рош а-Шана и идеей «хакхель» существует противоречие: ведь Б-г сотворил сначала одного человека, а не целый народ. Но на самом деле это две стороны одной медали. Наши мудрецы объясняют, что каждый человек — это целый мир, и тот, кто спасает хотя бы одного человека, спасает весь мир. А это как раз и есть принцип «хакхель»: мы должны думать о каждом отдельном человеке, чтобы каждый человек пришел, как это было при даровании Торы! Иными словами: чтобы быть всем вместе, надо прежде всего понимать важность каждого человека. Особенно это важно в такое сложное время, как сейчас. Сегодняшний «хакхель» – это забота о том, чтобы привести к Торе, к нашим вечным ценностям всех и каждого. Даже если ты помогаешь одному человеку, будь то материально или духовно – ты реально изменил целый мир! И вполне возможно, что именно твой вклад, каким бы малым он ни казался тебе самому, приблизил приход Машиаха!

Кому-то может показаться, что его силы слишком малы, чтобы что-то изменить к лучшему. Но я хочу таким людям напомнить хасидскую поговорку: «Нет ничего слишком малого и ничего слишком большого». Не думай, что твои личные усилия не могут ничего изменить: если каждый из нас, именно в наше сложное время, сделает все, на что он способен, в результате наши индивидуальные малые дела сложатся в великое дело улучшения мира, в решение той задачи, которую на человеческий род возложил наш небесный Отец. В Рош а-Шана мы не только подводим итоги сделанного, но и строим планы на год наступающий. И дай Б-г, чтобы каждый сейчас принял правильные решения о том, как помочь людям, нуждающимся в нашей помощи: именно так мы заслужим благословение от Г-спода».

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода направил поздравление в еврейские общины России с наступающим праздником Рош а-Шана. Напомнив об обычаях праздника — пожелании друг другу счастливого и сладкого года, и окунании яблок в мёд во время застолья, чтобы закрепить исполнение этих пожеланий, А.Борода подчеркнул, что евреи начинают год с усиленной молитвы, требующей колоссальной духовной работы, таким образом пробуждая в своей душе максимальные возможности, чтобы соответствовать высокой планке праведности, которую задаёт нам Всевышний.

«Безусловно, духовные силы понадобятся всем нам в грядущем году. Чувство тревоги, ощущение непредсказуемости событий, наверно, охватывает сейчас каждого человека. Но, если мы обратимся к тексту праздничный молитвы, то увидим, как часто мы называем Всевышнего «Добрым» и «Милосердным». «Услышь голос мой — ведь Ты добр!», — взываем мы перед исполнением заповеди трубления в шофар. И, действительно, мы должны быть уверены в доброте Б–га, которая даст нам силы преодолеть все переживания», – отметил он. «От всей души хочу пожелать каждому из вас, чтобы Всевышний услышал ваши молитвы, чтобы Он дал вам всё самое главное: здоровье, счастье в семье и успех в делах. Мы также должны просить о милосердии Творца ко всему человечеству, пусть установление мира будет личной просьбой каждого! Мудрецы учат, что лучшее средство для продления жизни и избавления от невзгод — это добрые дела ради ближних и во имя Небес! Дай Б–г нам сил укрепиться на праведном пути и в хороших решениях», – писал президент ФЕОР.

Он советовал всем российским евреям обязательно посетить синагогу в дни Рош а-Шана, чтобы участвовать в молитве и услышать звуки шофара. «Пусть исполнение праздничных заповедей даст вам правильный духовный заряд на будущее! Желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, благополучия и личных успехов, чтобы Всевышний ниспослал год, полный благословений! Хорошего и сладкого года! Шана това у–метука!» – заключил Александр Борода.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар выразил соболезнование в связи с кончиной первого и единственного Президента СССР Михаила Горбачева.

В заявлении раввина говорится: «Срок жизни каждого из нас определяет Г-сподь. Долгую жизнь Он дарует тем, кому дает большое и важное задание. Поэтому, когда человек уходит из этого мира в возрасте за 90, его смерть для нас большая утрата, мы благодарны ему за то, что он сделал за годы своей жизни. Именно это чувство большой утраты мы испытываем сегодня, когда прощаемся с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Каждый знает, сколько этот человек сделал для людей, для страны и для всего мира! А мой народ должен быть особенно ему благодарен. Молодому поколению даже трудно себе представить, какой темной и тяжелой была жизнь моих единоверцев сорок лет назад. Ни одной еврейской школы, ни одной ешивы; учить Тору – запрещено, учить наш язык – запрещено; уехать туда, где все это разрешено – нельзя… Но начались реформы Горбачева – и буквально за несколько лет ситуация изменилась до неузнаваемости! И то, что мы видим сегодня в России – динамичное развитие наших общин, новые синагоги, учебные и культурные центры в десятках городов, возвращение к нашим вечным ценностям – все это было бы невозможно, если бы не Михаил Сергеевич… Мне повезло несколько раз лично с ним встретиться. И первое, что поразило меня, что произвело самое глубокое впечатление – это была его полнейшая искренность. Он всегда говорил, что думает, он понимал, что нужно людям. И всеми силами старался этого добиться. А главное – он был глубоко убежден, что человеку необходима свобода: свобода слова и свобода творчества, свобода вероисповедания, свобода передвижения и свобода экономической деятельности… Без этого и страна не сможет процветать, и люди в ней не смогут реализовать свой потенциал. Конечно, то, что сейчас во всем мире называют «реформами Горбачева», сталкивалось с немалыми трудностями, были и издержки… Но вектор развития, который задал Михаил Горбачев во второй половине 80-х годов, путь свободы и демократии, который он выбрал, обязательно должен сохраниться, и давать всем народам России, всем ее конфессиям возможность благоденствия, материального и духовного роста».

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России раввин Александр Борода направил соболезнования дочери скончавшегося 30 августа последнего Генерального секретаря ЦК КПСС и первого и единственного Президента СССР Михаила Горбачева.

Выразив от имени ФЕОР и от себя лично глубокие соболезнования в связи с уходом М.Горбачева, А. Борода писал: «Потеря близкого человека, и особенно потеря отца, всегда отзывается в человеческой душе сильной скорбью. И сложно осознать, но с нами больше нет человека, чья личность символизирует время глобальных мировых перемен». Он отмечал, что Горбачев известен огромному количеству людей во всем мире. «Прежде всего наши сограждане и люди за рубежом знают его как первого президента СССР, как политического лидера, чья внутренняя и внешняя политика вдохнула новые творческие силы в нашу страну, а также катализировала большие плодотворные перемены во всех сферах жизни. В обществе появились многие возможности, которые в дальнейшем были признаны законодательно в новой России и закреплены в ее Конституции: свобода слова и самовыражения, свобода передвижения и частного предпринимательства. Отдельно считаю необходимым выразить мою личную признательность Вашему отцу за возрождение религиозных свобод в нашей стране — именно благодаря его преобразованиям произошел настоящий подъем и расцвет. Впоследствии труды Михаила Сергеевича отмечались мировым сообществом Нобелевской премией, многочисленными наградами за восстановление международного мира, ему устанавливали памятники, присуждали звания почетного гражданина многих городов, приглашали читать лекции в ведущие институты мира», – отмечал президент ФЕОР.

А.Борода подчеркивал, что личность М. Горбачева оказала широкое и существенное влияние на каждого человека в его жизни. «Поэтому люди по всему миру, и еще многие поколения наших потомков, буду помнить Михаила Сергеевича и его многочисленные благие свершения. Он всегда будет примером лидера, который считал главными ценностями человечества мир и взаимное уважение», – писал он. «Скорбим вместе с Вами об этой невосполнимой утрате, пусть Всевышний благословит память о Михаиле Сергеевиче и о его наследии», – заключал президент ФЕОР.

 

Поделиться
Отправить

Пост 9 ава – традиционный день траура в память о разрушении Первого и Второго Иерусалимских Храмов.

В этом году 9 ава приходится на шабат, поэтому пост переносится на следующий день, и начинается вечером в субботу 6 августа, и продолжается до захода солнца следующего дня.

В преддверии поста главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине: «Дорогие друзья! Сегодня у нас особый день, 9 ава – день траура. Как только завершится шабат, начнется пост, который продлится сутки. Понятно, что мы постимся не для того, чтобы голодать и страдать, а чтобы вновь ощутить те чувства, которые были у наших предков во время разрушения Храма, чтобы усвоить уроки этой трагедии. Недаром наши мудрецы учат, что человек, при жизни которого не был построен Храм, подобен тому человеку, при жизни которого Храм был разрушен. Б-г допустил разрушение Храма, потому что евреи тогда не заслужили такого прямого Б-жественного присутствия, которое давал Храм. И если Храм до сих пор не восстановлен, это значит, что мы его и сегодня еще не заслужили.

Соответственно, главная наша мысль в этот день должна быть о том, что надо сделать, чтобы заслужить Храм! Понятно, что надо вести правильную жизнь – учить Тору, выполнять заповеди, совершать цдаку. Но в Талмуде сказано, что и во времена разрушения Храма евреи все это делали. А причиной разрушения Талмуд называет «синат хинам» – «беспричинную ненависть». Тут можно задать себе вопрос: какая может быть ненависть, если евреи реально занимались благотворительностью, то есть помогали друг другу? Но дело в том, что цдака – это только действие, а неприязнь и ненависть — это чувства. А чувства могут даже не проявляться в каких-то враждебных действиях – они вполне могут проявиться в словах или даже только в мыслях. И человек порой даже не может понять, в чем его вина. Он говорит себе: «Но ведь я ничего плохого не сделал! А то, что я чувствую внутри себя – с этим, простите, я ничего не могу поделать!»

Но главный урок 9 ава в том и заключается, что мы должны, мы обязаны удалить из своей души негативные чувства! Изгнать «синат хинам», «беспричинную ненависть», и поставить на ее место «ахават хинам», «бескорыстную любовь»! Любить ближнего независимо от его взглядов, не потому, что с ним комфортно, а потому, что он тоже, как и мы, дитя Г-спода! Б-г пребывает среди нас, когда мы вместе. Вместе не только делами, но и чувствами – ведь чувства наши в каждый момент для него не секрет, Он читает в душе каждого человека, как в открытой книге. Поэтому в этот день поста и молитвы каждому из нас надо не просто осмыслить совершенные ошибки и наметить пути их исправления, но прежде всего, осмыслить свои чувства и проникнуться любовью к ближнему. Когда у всех нас это получится – придет Машиах, и Храм будет, наконец, восстановлен».

Поделиться
Отправить

Выбор редакции