Книжный разговор

Злодейка или героиня?

Подготовил Семен Чарный 25 июня 2023
Поделиться

Она родилась под именем Люсетт Феррай в католической семье на севере Франции в 1920 году, пишет журналистка The Times of Israel Ами Спиро. А похоронена в Иерусалиме в 2000 году как Рут Блой – член экстремистской антисионистской ультраортодоксальной секты «Нетурей карта».

Рут Блой в разные годы жизни

За свои 80 лет Блой прожила больше жизней, чем это кажется возможным. Ее невероятная история начинается с участия во французском Сопротивлении во времена Второй мировой войны и продолжается шпионажем в Марокко, тюремным заключением за уклонение от уплаты налогов, двойным обращением в иудаизм, ключевой ролью в похищении мальчика в Израиле, крайне скандальным браком с основателем «Нетурей карта» и, как минимум, одной встречей с аятоллой Хомейни.

Исследователь Мотти Инбари попытался разобраться в сложных сюжетах ее жизни в книге под названием «Рут Блой: жизнь парадокса и цели». Инбари потратил годы, чтобы проследить историю Блой, тщательно изучив три противоречащие друг другу версии ее автобиографии, копаясь в архивах на трех континентах и беседуя с ее потомками.

Хотя ее имя порядочно стерлось в израильском общественном сознании за прошедшие десятилетия, Блой, тогда известная как Рут Бен Давид, была печально знаменита своей ролью в деле Йоселе Шумахера в 1960-х годах. По указанию ультраортодоксальных раввинов Блой похитила  8-летнего мальчика и вывезла его из страны, чтобы воспитать в религиозном духе и не возвращать светским родителям.

В течение двух лет Блой возила Шумахера по всему миру, подделывая документы и заставляя его жить под вымышленными именами. В конце концов — после того, как ее собственный сын на допросе признал ее роль — она заключила сделку с «Моссадом»: мальчик был обнаружен в Нью-Йорке по адресу, который предоставила Блой в обмен на обещание неприкосновенности.

«В Израиле люди помнят о Йоселе, это история, которая на слуху, потому что был грандиозный скандал и остался«шрам» в израильской истории, —  замечает Инбари. – Если вы выйдете на улицу и спросите о Йоселе, люди наверняка что-то слышали о нем».

Сообщение в израильской газете «Едиот Ахронот» о возвращении Йоселе Шумахера. 1962 год

Профессор иудаики в Университете Северной Каролины в Пемброке, Инбари читает лекции и много пишет о еврейском фундаментализме. Впервые он заинтересовался невероятной историей жизни Блой, когда в Бостонском университете копался в личном архиве раввина Амрама Блоя – одного из основателей «Нетурей карта», ставшего мужем Рут.

«Чем больше я копался в ее истории, тем больше понимал, насколько она богата и насколько сложна была ее жизнь», — рассказывает он.

 

Проникновение в гестапо

Чтобы понять Блой и проследить ее жизненный путь, Инбари постарался узнать подробности ее детства и юности во Франции – задолго до того, как она подумала о переходе в иудаизм.

«Я отправился во Францию и попытался отследить все, что смог там найти, выяснить, что же случилось в ее жизни, —  заявляет он. – Во французских  архивах военного временина нее была толстая папка, которая дала мне много информации о том, что с нею происходило во время войны и после нее. И информация, которую мне удалось получить, оказалась поразительной».

Военный билет бойца французского Сопротивления на имя Люсетт Феррай. 1944 год

Будучи в 1940-х годах молодой разведенной матерью-одиночкой, Блой проникла в ряды гестапо по приказу французского Сопротивления, завязав романтические отношения со старшим офицером.

«Она проникла в нацистский штаб, представившись нацисткой, офицером гестапо, и стала докладывать Сопротивлению о том, что происходит в штабе», — рассказывает Инбари. Тайная деятельность Блой этим не ограничилась, позже она отправилась в Марокко, по поручению французской секретной службы, чтобы участвовать в ряде шпионских мероприятий.

После войны Блой начала свое «духовное путешествие», в том числе изучая теологию в Сорбонне. Разочаровавшись в католической церкви, она на какое-то время обратилась в адвентизм седьмого дня, прежде чем в 1950 году решила, что еще больше ее привлекает иудаизм. Там, во Франции, она познакомилась и обручилась со светским израильтянином, посетила Израиль и прошла реформистский гиюр в Париже. Впрочем, так и не сыграла свадьбу.

Вскоре после этого она встретила во Франции и полюбила раввина из числа «модерн ортодокс». Вместе со своим сыном Клодом, ныне Уриэлем, она обратилась уже в ортодоксальный иудаизм и переехала в Израиль, приняв имя Рут Бен Давид. И снова свадьба не состоялась. Между тем, Блой начала двигаться все дальше и дальше в направлении строгих ультраортодоксальных, при этом антисионистских убеждений. В итоге она отказалась от израильского гражданства, которое имела в 1961-1963 годах.

 

Организатор похищения

В 1960 году раввин, связанный с «Нетурей карта», бывший наставником Блой, попросил ее вывезти Шумахера из страны. Она согласилась, заручившись поддержкой 20-летнего тогда Уриэля, и замаскировала мальчика под девочку, чтобы вывезти его сначала в Швейцарию, затем во Францию и, в конце концов, в Нью-Йорк. Она перемещалаего каждый раз, когда чувствовала, что власти идут по ее следу.

Рут и р. Амрам Блой на церемонии бракосочетания

Даже когда «Моссад» наконец выследил ее, спустя более двух лет, Блой отказалась сказать, где держат мальчика. Она сопротивлялась допросам в течение нескольких дней, пока ей не сказали, что Уриэль признал причастность к делу. Тогдашний глава «Моссада» Иссер Харель, руководивший миссией по возвращению Йоселе и лично допрашивавший Блой, позже написал книгу об этой операции.

Инцидент создал резкую линию разлома между религиозными и светскими евреями в Государстве Израиль и стал столкновением между властью государства и независимостью общины харедим. Пытаясь уйти от усугубления разлома, государство решило, что ни Блой, ни кто-либо еще не будет привлечен к ответственности за это похищение.

«Никто не был привлечен к ответственности — это потрясающе, это демонстрирует силу правительства, — говорит Инбари. – Они сказали: «Хорошо, это осталось в прошлом», понимая, что ультраортодоксы больше никогда не сделают ничего подобного».

Избежав тюрьмы, Блой, тем не менее, и далее не жилатспокойной жизнью. Примерно через год она обручилась с раввином Амрамом Блоей, основателем «Нетурей карта», который был вдовцом с 10 детьми, на 25 лет старше ее. Это был яростный антисионистский активист, который отказывался признавать государство, платить налоги и даже иметь дело с израильской валютой.

Новость о помолвке воспламенила ультраортодоксальную общину Иерусалима. Некоторые протестовали так энергично, что официальный религиозный суд Эда Харедит вынес решение о запрете брака.

Инбари копался в переписке периода их помолвки, чтобы выявить причины для несогласия с браком: от разницы в возрасте до ее гиюра, его предполагаемой импотенции из-за травмы, ложных заявлений о том, что когда-то она работала стриптизершей в Париже, и опасений, что она носила бежевые чулки вместо черных.

«В этой критике было много политики. Противники Амрама пытались избавиться от него, используя этот брак как инструмент», — объясняет Инбари, отмечая, что ультраортодоксальная община не особенно приветствуетновообращенных, рассматривая их как чужаков.

Рут и Амрам в 1965 году в конце концов решили пожениться, несмотря ни на что, но сделали это за пределами Иерусалима, сбежав в Бней-Брак и пытаясь уклониться от прессы. Пара оставалась в браке до тех пор, пока в 1974 году Амрам не умер в возрасте 81 года.

Инбари утверждает, что их брак был не совсем гладким, в частности из-за того, что Рут, несмотря на предполагаемое бесплодие Амрама и преклонный возраст, отчаянно хотела иметь еще одного ребенка. В книге рассказывается, что однажды, после шести лет брака, Рут сорвала с себя покрывало для волос прямо посреди ультраортодоксального района Меа Шеарим в Иерусалиме. Когда раввин «Нетурей карта» Дов Соколовский подошел к ней и потребовал,чтобы она прикрыла волосы, Рут заявила, что «поскольку она все еще девственница, правила замужней женщины на нее не распространяются», — писал Соколовский в письме Амраму об этом инциденте.

Далекая от того, чтобы оставаться в тени, как большинство женщин в ультраортодоксальных сообществах, Блой, казалось, наслаждалась тем, что была заметным членом общины. Такое ее поведение не прекратилось и после смерти мужа.

Еще одним поворотом в шокирующей истории Блой стала ее деятельность в мусульманских странах в 1970-х и 1980-х годах. Она даже встречалась с иранским аятоллой Хомейни– по меньшей мере единожды, во время визита, о котором рассказал французский журналист. Рут добилась от аятоллы обещания, что он защитит евреев Ирана.

Инбари документирует целый ряд ее загадочных поездок в Ливан, Сирию, Иорданию и Иран и, в конечном счете, безуспешные ее попытки договориться об освобождении заложников-евреев, включая иранского еврея Альберта Даниэльпура и солдат ЦАХАЛа Захари Баумеля, Иегуды Каца и Цви Фельдмана.

Обложка книги «Рут Блой» и автор Моти Инбари

По словам Инбари, в отличие от многих других историй, о своих переговорах об освобождении евреев, удерживаемых в других странах, Блой не вела записей, хотя некоторые из таких попыток оказались задокументированы в других местах.

«Предполагается, что у нее были документы об этом, но она их прятала <> вероятно, она хранила старые документы о поездках за пределы Израиля, может быть, в Швейцарию», — рассказывает он. Тем не менее, «есть доказательства, подтверждающие истории о тех процессах, в которые она была вовлечена…»

 

Сложное наследие

Инбари признает, что его книга в некотором роде «реабилитирует ее репутацию, и некоторых это может возмутить, особенно Йоселе и его семью». Он изображает Блой женщиной, глубоко преданной своим убеждениям, замечательным, хотя и ошибочным. И он очень краток в отношении насильственного экстремизма «Нетурей карта», многочисленных тюремных заключений Амрама Блоя за разнообразные беспорядки, бросание камней и антиизраильскую деятельность.

Блой, кстати, никогда не извинялась за свою роль в похищении Шумахера. Между тем как сам Йоселекоторому сейчас за 70 — заявляет, что она единственная из участников этого дела, кого он не простил.

«В Израиле ее считают злодейкой, и я исходил из этого. Но чем больше я узнавал о ней, тем больше ей симпатизировал», — замечает Инбари, добавляя, что она была «психически неуравновешенной».

«Мне казалось, я ее понимаю и все больше сочувствую, — говорит он. – Если вы посмотрите на ее жизнь сквозь призму целого, вы увидите, что она пыталась делать хорошие дела, быть хорошим человеком, но в какой-то момент своей жизни просто потеряла ориентир».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Налаженный конвейер доброй воли против злой судьбы»

После освобождения Парижа Адольфо Камински стал помогать военной разведке, которая на тот момент также нуждалась в фальсификаторах. После окончания алжирской войны Камински помогал противникам Франко в Испании, чешским диссидентам, грекам, что боролись с «черными полковниками», противникам диктатуры Салазара в Португалии, работал на сеть Кюриэль и Организацию латиноамериканской солидарности при посредничестве Жоржа Маттеи, подделывал документы американским уклонистам во время войны во Вьетнаме...

Франция и Алжир: борьба вокруг декрета Кремье

Приход французов в Алжир положил начало изменению устоявшегося веками уклада жизни местного населения. Евреи с энтузиазмом встретили новую власть, которая объявила «свободу населению всех категорий, свободу религии, собственности, промыслов и торговли». В 1860 году, во время первого посещения Алжира императором Наполеоном III, ему была вручена петиция 10 тысяч алжирских евреев. Они писали, что испытывают унижение от неопределенности своего статуса. Евреи остаются чужими и отчужденными в стране, где они родились...

Сейчас, здесь

Носителей идиша более не притесняют, периодические издания на идише стали обычным явлением, театральные постановки на идише идут довольно часто. Но отношение к евреям рассеяния, прошлым и нынешним, у многих молодых и некоторых стариков по‑прежнему негативное, на них смотрят с досадой, а достижения евреев в рассеянии, втиснутые между величием древнего и гордостью современного Израиля, выглядят почти незаметными. С идишем мирятся только потому, что иврит уже крепко укоренился; но что воплощено в идише — от этого презрительно отмахиваются.