Трансляция

The Washington Post: Зачем в Австрии реставрируют фильм 1924 года, предсказывающий торжество нацистов

Адам Тэйлор 24 января 2017
Поделиться

Мало кто понимал это тогда, когда «Город без евреев» только появился, но этот фильм позволял заглянуть в будущее.

Этот немой фильм был снят в Вене в 1924 году и рассказывал о ненавидящем евреев канцлере, который приходит к власти в городе под названием Утопия. Во всех бедах своего общества он обвиняет еврейское население, используя клевету, чтобы разжечь всенародный антисемитизм. Некоторые страшные сцены в этом 70‑минутном фильме оказались пророческими: например, евреи Утопии отправлялись в изгнание в битком набитых вагонах больше чем за десять лет до того, как нацисты в таких же вагонах станут отправлять европейских евреев в лагеря смерти.

Согласно неожиданно оптимистичной развязке этой картины, оставшиеся граждане Утопии осознают, насколько важны были евреи для экономики и культуры их города, требуют их возвращения и добиваются успеха. Разумеется, в реальности все будет не так. А теперь, более чем 90 лет спустя, фильм вот‑вот получит новую жизнь.

Многие согласятся с тем, что время выбрано как нельзя удачно.

Кадр из фильма «Город без евреев»

Киноархив Австрии собрал почти 80 тысяч евро на реставрацию и перевыпуск недавно обнаруженной пленки с этой картиной. Представитель киноархива сообщил изданию The Guardian, что самый крупный взнос поступил от одного американского еврейского фонда после того, как Дональд Трамп победил на президентских выборах в ноябре, а приток пожертвований из Австрии резко увеличился, когда местные президентские выборы в декабре чуть не выиграл ультраправый кандидат.

Сбор средств был объявлен после того, как год назад пленка с этим фильмом обнаружилась на парижском блошином рынке. Хотя другая пленка была найдена еще в 1991 году, она была сильно повреждена и в ней не хватало финальной сцены, в которой фильм заметно отходит от книги, по которой был снят: в этой сцене сообщается, что все предшествующее развитие сюжета было мечтой антисемитского политика, который затем осознает свое заблуждение. Кроме того, вновь обнаруженная версия картины содержит гораздо более неприглядные сцены антисемитизма; вероятно, версия, найденная в 1991‑м, подверглась цензуре, чтобы выйти в иностранный прокат.

«“Город без евреев” — это больше чем кино, это антифашистский манифест, — сказал представитель Киноархива Австрии Николаус Востри информационному агентству Франс Пресс. — Вновь обнаруженная версия — это недостающее звено. У нас теперь есть множество замечательных новых кадров, позволяющих взглянуть на жизнь еврейской общины Вены, но есть и сцены погромов».

 

Когда этот фильм снимался, нацистский вождь Адольф Гитлер еще сидел в тюрьме и мало кто думал, что массовые убийства европейских евреев возможны. Однако реакция на фильм показала, что европейский антисемитизм — пороховая бочка: выход фильма вызвал яростные протесты, а популярный писатель, автор сатирической повести, легшей в основу картины, выкрест Хуго Бетауэр, был застрелен сторонником нацистской партии. Несколько снявшихся в фильме еврейских актеров были вынуждены бежать за границу. Режиссер Ганс Карл Бреслауэр больше не снял ни одного фильма; в 1940 году он вступил в нацистскую партию.

Оригинал публикации: Why Austria is restoring a 1924 film that predicted the rise of the Nazis

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The New York Times: Стремясь расшатать Евросоюз, Россия использует пешки из числа европейских ультраправых маргиналов

У каждой страны есть свои собственные и зачастую очень конкретные причины для разворота в сторону России. Не то чтобы Путин организовал все эти перемены собственноручно, но он был архитектором собственного везения, он задействовал православных священников, финансируемые из России англоязычные средства массовой информации наподобие RT, шпионов и хакеров — с тем чтобы поднять волну народного гнева, которая теперь бурлит и расшатывает основания послевоенного европейского порядка.

Washington Post: Как ультраправые стараются заполучить маловероятного союзника — евреев

Руководство партии утверждает, что имеет общую цель с Израилем и еврейским народом: контролировать распространение ислама. Партия свободы заявляет о своем намерении защищать местную «иудео‑христианскую» культуру путем прекращения исламской иммиграции и установления контроля за австрийскими мечетями.

The Guardian: Найдена фотография еврея, чье преступление стало предлогом для Хрустальной ночи

На протяжении многих лет разные люди заявляли, что знают о местонахождении Гриншпана: будто бы он поменял имя и завел семью, держит заправку в окрестностях Парижа или работает во внешней торговле. Но никогда не было доказательств.